Å #124. Самый быстрый самолёт

Самый быстрый самолёт не поспеет за тобою,
А куда деваться мне – я люблю быть там, где ты.

Ту-104 – самый быстрый самолёт, Ту-104 никогда не упадёт. Из этой считалочки Борис Гребенщиков заимствовал мотив для песни Самый быстрый самолёт (1995)

Ту-104. Это самый быстрый самолёт. Да, сейчас это не так, но знающие люди утверждают, что это правда: Ту-104 – самый быстрый самолёт. Сейчас попробуем доказать это.

Песня «Самый быстрый самолёт» вошла в альбом «Навигатор» (1995). Гребенщиков сочинили её по пути из дома в студию на Пушкинской, 10. Само это выражение – «самый быстрый самолёт» – восходит к советской рекламе «Аэрофлота», в которой, как говорят, был такой слоган: «Ту-104 – самый быстрый самолёт». Данная прокламация, после целого ряда резонансных катастроф с участием этой модели, была превращена в песенку в духе чёрного юмора:

Ту-104 – самый быстрый самолёт,
Ту-104 никогда не упадёт.

А мы знаем, как Борис Борисович любит народное творчество не только в виде пословиц и поговорок («Без колебаний пропью линкор»), но и в виде детских считалочек («А если я умру – ты не беспокойся»). Поэтому не вызывает удивления, что музыкант в такой лиричной и утончённой песне использовал, в общем-то, вульгарный речевой оборот.

А ведь история Ту-104 (самолёт Туполева под индексом 104) начиналась не просто эффектно, но с настоящей бравады. В 1956 году самолёт стал первым советским образцом на реактивной тяге. И два года, до появления Боинга 707, был единственным реактивным пассажирским самолётом в мире. Генсек Никита Хрущёв прилетел на Ту-104, который ещё не прошёл сертификацию, в Лондон вместе с двумя такими же самолётами сопровождения, чем произвёл настоящий фурор в Великобритании.

За 5 лет выпуска было построено 200 самолётов Ту-104. Фактически монопольным пользователем был «Аэрофлот», а единственной страной-экспортёром выступила социалистическая Чехословакия. Туда поставили 6 машин, половина из которых была потеряна в авариях. С конструкторской точки зрения, это, к сожалению, неудивительно. Самолёт получился тяжёлым, неустойчивым в полёте и крайне ненадёжным.

Из двух сотен выпущенных Ту-104 в катастрофах разбилось 37 самолётов, в которых погибли 1137 человек. В 1958 году потерпел крушение рейс Пекин – Москва. А в 1981-м под Ленинградом разбился транспортный самолёт Ту-104, на котором находилось почти всё руководство Тихоокеанского флота СССР – 50 человек, в том числе 17 адмиралов и генералов.

К этому времени Ту-104 успел стать легендой. Именно на его борту начинались «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). Самолёт «засветился» также в таких кинолентах, как «Старик Хоттабыч» (1956), «Ошибка резидента» (1968) и «Большая перемена» (1973). Однако ненадёжность и чёрный список авиакатастроф сделал «сто-четвёртый» предметом шуток чёрного юмора: Ту-104 – это «самый быстрый самолёт», который «никогда не упадёт».

Простите, если данный выпуск оказался чересчур печальным. Думается, на подсознательном уровне на это повлияла 20-я годовщина чудовищного теракта 11 сентября 2001 года.

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте
Именно эта запись в VK

Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Мой Ясный Свет: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума

Лучшие концерты Аквариума

Другие цитаты Аквариума

#Магический Семён | #Но белая дева танцует с магистром непрожитых лет | #Папайя, маракуйя | #Слишком много любви | #Улитка по склону Фудзи | #Ходят с огнемётом | #Я сел на первый сабвэй в Тируванантапурам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *