Å #97. Белая дева танцует

Но белая дева танцует
С магистром непрожитых лет,
Закованным в лунный свет.

Белая дева танцует - о чём это Борис Гребенщиков в песне Всадник между небом и землёй (1976)? И причём здесь белая богиня английского поэта Ричарда Грейвса

В прошлый раз мы слушали песню «По дороге в Дамаск» с альбома «Лилит» 1997 года. Сегодня 97-й выпуск цитатника, в связи с чем предлагаю вспомнить песню с другого альбома 97-го года – «Гипербореи».

Уникальность этой пластинки, помимо совершенно волшебного звучания, заключается ещё и в том, что вошедшие на неё песни крайне редко исполнялись на концертах, а написаны были за много лет до того, как собрались вместе. Так, трек «Время любви пришло» звучал ещё на «Притчах графа Диффузора» (1974). Текст «Ангела дождя» Анатолий Гуницкий написал в 1973-м. «Люди, пришедшие из можжевельника» пришли ещё на альбоме «Аквариум. 10 лет», а «Быстрый светлый» писался для «Равноденствия».

«Всадник между небом и землёй» появился на свет в 1976-м. Гребенщиков был в тот момент на военных сборах в Кандалакше и написал текст песни в туалете казармы, что сильно диссонирует с высокими образами тайного царя и скитальца, магистра непрожитых лет и других. Как таковая, поэзия «Всадника» вполне отражает лирические устремления 23-летнего музыканта. Тем удивительней, что БГ никогда не исполнял эту песню на концертах.

В интервью журналу «Огонёк» в мае 97-го Гребенщиков рассказал: «“Всадник между небом и землёй” никогда в жизни не игралась никем, никак, ни в каком составе. Эта песня была сыграна один раз Майку Науменко. Один Майк её и слышал в 78-м году».

БГ и Майк, которому единственному Гребенщиков спел Всадника между небом и землёй

Итак, «Всадник» – вещь старинная, которой к моменту записи «Гипербореи» исполнилось больше 20 лет. Какие-то скрытые цитаты в этой песне обнаружить сложно. Но, как говорится, кто ищет – тот всегда найдёт. В 2001 году вышла статья О.Э. Никитиной «Белая богиня Бориса Гребенщикова». В своих изысканиях исследовательница исходила из того, что один из мотивов творчества БГ – мотив белой богини, который был создан английским поэтом Робертом Грейвсом (1895–1985).

Статья О.Э. Никитиной Белая богиня Бориса Гребенщикова
Читайте статью О.Э. Никитиной «Белая богиня Бориса Гребенщикова»

Никитина выделяет следующие элементы мифа о белой богине, которые были актуализированы в творчестве Бориса Гребенщикова: белая богиня – это 1) Луна, 2) мать всего сущего, 3) госпожа, которая распоряжается судьбой поэта, 4) управительница ветров, главный из которых – северный, борей (вспомните северную страну Гиперборею). А образы «Всадника между небом и землёй» автор статьи комментирует так:

«“Магистр непрожитых лет” – это бог Прибывающего года, то есть Поэт. Лунный свет, как один из символов Белой богини (здесь белой дамы), служит для поэта оковами: несомненное свидетельство того, что судьбой Поэта распоряжается его Муза… В песне «Другая» («Притчи графа Диффузора», 1974) Богиня является для лирического героя госпожой, которая управляет его жизнью: Она ведёт меня сквозь каменные тени, // Она хранит меня, любовь её священна».

Обложка альбома Лилит (1997)

Оставляя без комментариев интерпретацию О.Э. Никитиной образов магистра и белой девы, обратим внимание на общий высокий интерес БГ к мотиву белой богини. Мы помним, что альбом «Лилит» был посвящён ей, а от «Гипербореи» его отделяют считанные месяцы. Также стоит упомянуть о самом исследовании Роберта Грейвса «Белая богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии» (1948).

Книга Роберта Грейвса Белая богиня и её связь с творчеством Бориса Гребенщикова

В очерке Грейвс разглядывает за образами кельтских, германских, греческих и семитских богинь единый образ богини-матери. Белая богиня триедина в процессе рождения, любви и смерти. Трём этим формам соответствуют три фазы луны, которая и делает богиню белой: она светит лунным светом. По Грейвсу, у белой богини есть особого рода жрецы – это поэты, которые служат ей своим творчеством.

Роберт Грейвс, автор мифа о белой богине

Первым с признанием, что миф о белой богини, каким бы великолепным он ни был, был придуман Грейвсом, – выступил писатель Хорхе Луис Борхес. Учёные указали на невысокую научную ценность работы Грейвса, которая с лихвой замещается мощью поэтического толкования изучаемых мифов.

Для нас же, пожалуй, важнее интерес БГ к белой богини и трансформация представлений о ней в песнях «Аквариума». По крайней мере, у нас в связке оказывается ещё один ключ, позволяющий глубже проникнуть в поэтические слои тех песен, где встречаются обороты типа «луна, успокой меня» или «белая дева танцует». А поэтический всадник, следуя данной мифологии, всегда оказывается между небом и землёй.

Другие цитаты в этой песне

Всадник между небом и землёй

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK

Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Мой Ясный Свет: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума

Лучшие концерты Аквариума
#В доме Периньона ну как без брызг | #Жаль, что ребята из Баадер-Майнхоф пропили твои софты | #Кроме семи, никто не вышел из дома | #На святой горе Монмартр | #Послезавтра я опять буду здесь | #Сегодня я прощаюсь, послезавтра я опять буду здесь | #Я пил в Костроме и в Рязани

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *