Я видел дождь, я видел снег,
Я видел всё, что здесь есть.
Смерть, где твоё жало?
Я вижу свет, и значит – Он здесь.
Раз уж мы приурочили предыдущий пост №97 к песне 1997 года, то почему бы сегодня, в 98-й записи цитатника, не разобрать трек из альбома 1998-го. В том году было много концертных альбомов и совместные проекты БГ с Габриэллой Рот и DeadУшками, но студийная пластика у «Аквариума» вышла одна – «Кунсткамера».
Песню «Горный хрусталь» можно услышать на концертах «Аквариума», даже до настоящего времени, сравнительно часто. И записанных версий у трека тоже наберётся, пожалуй, добрая дюжина. Что неудивительно, если учесть судьбу песни. «Горный хрусталь» был написан примерно в 1984 году и впоследствии нередко исполнялся на различных площадках. Студийная запись велась для альбома «Пески Петербурга», но в итоге песня туда не вошла.
Образный ряд «Горного хрусталя» вписывается в мифологию БГ середины 80-х: камни, «книги, понятные мне», ветер (кстати, северный, как в «Аделаиде»), солнце, луна. Но вот появляется необычный образ: «смерть, где твоё жало?». Смерть жалит, как пчела? Внимательные слушатели почувствуют подвох и окажутся правы: здесь скрыта цитата из Нового Завета.
В первом послании к Коринфянам апостол Павел, помимо многих других тем, подробно говорит о воскресении мертвых, которое вытекает из Воскресения Христова. Предлагая коринфским христианам образ воскресения, апостол и употребил аллегорию жала смерти. Предлагаю прочесть данный отрывок целиком для понимания контекста:
«Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. XV, 51–57).
Итак, по апостолу Павлу, смерть существует только для греха, христиан же, призванных Христом к святости, ожидает бессмертие и воскресение, когда вострубит последняя труба. Параллельно Павел полемизирует с иудеями, говоря, что закон Моисеев был дан в своё время, чтобы не допустить ещё большего греха, но после проповеди и Воскресения Христа закон упразднён, ему на смену пришла Божественная благодать (сравните «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, XI век).
Для нас же в контексте «Аквариума» важно, что Гребенщиков всегда активно использовал библейские, в основном – новозаветные образы. Из числа уже проведённых нами разборов можно вспомнить следующие аллюзии и отсылки:
🔹 По дороге в Дамаск
🔹 Я бы выпил всё, над чем летал дух
🔹 Логин – сын плотника
🔹 Мёртвые хоронят своих мертвецов
🔹 Молитва и пост
🔹 Сам себе пастух и сам дверь
🔹 Магический Семён
🔹 Пеликан и ёж
И смерть с её жалом, как кажется, отлично вписалась в череду библейских образов в песнях Бориса Гребенщикова. А какие ещё новозаветные цитаты у «Аквариума» вспомните вы? Обязательно пишите в комментариях!
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#А если я умру — ты не беспокойся | Дорога 21 | #Жаль, что за всю свою жизнь он так ни одного и не встретил | #Маша и медведь | #Мы встретились в 73-м
Добрый день, Михаил. Я поднимал тему библейских цитат в творчестве БГ в своей книге «Царская рыбалка, или Стратегия освоения библейского текста в творчестве Б. Гребенщикова», 2011 г. Если заинтересует, скину ссылку. Пишите на мэйл или вотсап: bob_eremin@mail.ru
+79146140918 (wa)