Но белая дева танцует
С магистром непрожитых лет,
Закованным в лунный свет.
В прошлый раз мы слушали песню «По дороге в Дамаск» с альбома «Лилит» 1997 года. Сегодня 97-й выпуск цитатника, в связи с чем предлагаю вспомнить песню с другого альбома 97-го года – «Гипербореи».
Уникальность этой пластинки, помимо совершенно волшебного звучания, заключается ещё и в том, что вошедшие на неё песни крайне редко исполнялись на концертах, а написаны были за много лет до того, как собрались вместе. Так, трек «Время любви пришло» звучал ещё на «Притчах графа Диффузора» (1974). Текст «Ангела дождя» Анатолий Гуницкий написал в 1973-м. «Люди, пришедшие из можжевельника» пришли ещё на альбоме «Аквариум. 10 лет», а «Быстрый светлый» писался для «Равноденствия».
«Всадник между небом и землёй» появился на свет в 1976-м. Гребенщиков был в тот момент на военных сборах в Кандалакше и написал текст песни в туалете казармы, что сильно диссонирует с высокими образами тайного царя и скитальца, магистра непрожитых лет и других. Как таковая, поэзия «Всадника» вполне отражает лирические устремления 23-летнего музыканта. Тем удивительней, что БГ никогда не исполнял эту песню на концертах.
В интервью журналу «Огонёк» в мае 97-го Гребенщиков рассказал: «“Всадник между небом и землёй” никогда в жизни не игралась никем, никак, ни в каком составе. Эта песня была сыграна один раз Майку Науменко. Один Майк её и слышал в 78-м году».
Итак, «Всадник» – вещь старинная, которой к моменту записи «Гипербореи» исполнилось больше 20 лет. Какие-то скрытые цитаты в этой песне обнаружить сложно. Но, как говорится, кто ищет – тот всегда найдёт. В 2001 году вышла статья О.Э. Никитиной «Белая богиня Бориса Гребенщикова». В своих изысканиях исследовательница исходила из того, что один из мотивов творчества БГ – мотив белой богини, который был создан английским поэтом Робертом Грейвсом (1895–1985).
Читайте статью О.Э. Никитиной «Белая богиня Бориса Гребенщикова»
Никитина выделяет следующие элементы мифа о белой богине, которые были актуализированы в творчестве Бориса Гребенщикова: белая богиня – это 1) Луна, 2) мать всего сущего, 3) госпожа, которая распоряжается судьбой поэта, 4) управительница ветров, главный из которых – северный, борей (вспомните северную страну Гиперборею). А образы «Всадника между небом и землёй» автор статьи комментирует так:
«“Магистр непрожитых лет” – это бог Прибывающего года, то есть Поэт. Лунный свет, как один из символов Белой богини (здесь белой дамы), служит для поэта оковами: несомненное свидетельство того, что судьбой Поэта распоряжается его Муза… В песне «Другая» («Притчи графа Диффузора», 1974) Богиня является для лирического героя госпожой, которая управляет его жизнью: Она ведёт меня сквозь каменные тени, // Она хранит меня, любовь её священна».
Оставляя без комментариев интерпретацию О.Э. Никитиной образов магистра и белой девы, обратим внимание на общий высокий интерес БГ к мотиву белой богини. Мы помним, что альбом «Лилит» был посвящён ей, а от «Гипербореи» его отделяют считанные месяцы. Также стоит упомянуть о самом исследовании Роберта Грейвса «Белая богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии» (1948).
В очерке Грейвс разглядывает за образами кельтских, германских, греческих и семитских богинь единый образ богини-матери. Белая богиня триедина в процессе рождения, любви и смерти. Трём этим формам соответствуют три фазы луны, которая и делает богиню белой: она светит лунным светом. По Грейвсу, у белой богини есть особого рода жрецы – это поэты, которые служат ей своим творчеством.
Первым с признанием, что миф о белой богини, каким бы великолепным он ни был, был придуман Грейвсом, – выступил писатель Хорхе Луис Борхес. Учёные указали на невысокую научную ценность работы Грейвса, которая с лихвой замещается мощью поэтического толкования изучаемых мифов.
Для нас же, пожалуй, важнее интерес БГ к белой богини и трансформация представлений о ней в песнях «Аквариума». По крайней мере, у нас в связке оказывается ещё один ключ, позволяющий глубже проникнуть в поэтические слои тех песен, где встречаются обороты типа «луна, успокой меня» или «белая дева танцует». А поэтический всадник, следуя данной мифологии, всегда оказывается между небом и землёй.
Другие цитаты в этой песне
► Всадник между небом и землёй
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#В доме Периньона ну как без брызг | #Жаль, что ребята из Баадер-Майнхоф пропили твои софты | #Кроме семи, никто не вышел из дома | #На святой горе Монмартр | #Послезавтра я опять буду здесь | #Сегодня я прощаюсь, послезавтра я опять буду здесь | #Я пил в Костроме и в Рязани