Å #258. Нам, русским, за границей иностранцы ни к чему

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Когда в село войдут пришельцы –
Я их брошу в тюрьму!
Нам, русским, за границей
Иностранцы ни к чему.

Когда в село войдут пришельцы, я их брошу в тюрьму: нам, русским, за границей иностранцы ни к чему. Изучаем отношение БГ к России, США и зарубежью в целом

Песню «Афанасий Никитин буги» мы с вами слушали в цитатнике трижды, когда разбирали выражения «я сам из Костромы», «когда я допил всё, что было у них меж оконных рам» и «у нас четыре третьих, быстро едем все ко мне». И, кстати, напоминаю, что ссылки на наши изыскания собраны в одной таблице – пользуйтесь. А сегодня предлагаю разобраться с вопросом, почему нам, русским, за границей иностранцы ни к чему.

Так получилось, что первой композицией «Аквариума», которую лично я услышал на своём первом концерте, был ошеломляющий «Американский дивертисмент». Как сейчас помню, это было 28 марта 2004 года в Туле, я недавно вспоминал тот концерт в цитатнике. Послушайте трек в прикреплённой записи, и умножьте впечатление на 10, потому что вживую всё воспринимаются на порядок ярче, вы сами знаете!

Концерт Аквариума в Туле 28 марта 2004 года, ДК ТОЗ - нынешний ГКЗ

Что касается записи, то её сделал не я. Но судя по информации с официального сайта «Аквариума», «Дивертисмент» исполнялся в начале концертов именно и только в 2004 году. Так что это вполне может быть запись с тульского концерта группы.

Начало того выступления сейчас напоминает мне мелодию из пластилинового мультфильма «Падал прошлогодний снег» («Финал» Григория Гладкова), а тогда, 18 лет назад, мне почему-то показалось, что это инструментовка «Картинок с выставки» Мусорского.

Какими бы ни были музыкальные первоисточники «дивертисмента», я прекрасно помню ощущение абсолютной вакханалии, которая творилась тогда на сцене. Музыканты снимали маленькие микрофоны, какие крепятся на саксофон и другие духовые инструменты, засовывали их в рот и что-то кричали. Гребенщиков руководил безумным оркестром, жестикулировал, метался туда-сюда и задавал доминанту творившимся бесчинствам.

Вы спросите: а как связаны «Афанасий Никитин буги» и «Американский дивертисмент», о котором сейчас так много было рассказано? А что вы скажете, если я отвечу следующим образом: в координатах «Аквариума» Америка – российская провинция, не лучше и не хуже Тульской области или республики Башкортостан. Нет-нет, вопрос русской Аляски здесь совсем ни при чём, поскольку, как мы помним, Митьки никого не хотят победить. Речь о ментальном восприятии мира и границ России в нём. Просто если для одних этих границы нигде не заканчиваются, то других они нигде не начинаются.

В первом выпуске «вестника пост-Аквариума» «Арокс и Штёр» (1991) – недавно мы, кстати, разбирали смысл этого заклинания – Гребенщиков поделился своим ощущением Америки. В издании приведён интересный диалог корреспондента и музыканта:

– «Аквариум» скоро будет – по-моему, в очередной раз выступать в стране под названием Америка. Сколько раз за минувшее тысячелетие «Аквариум» в этом государстве уже работал?
– Минимум в четвёртый, если не в пятый. Но поскольку для нас Америка – это минимум как ещё одна провинция России, то мы ездим в Америку с тем же удовольствием, с которым ездим, скажем, в Белоруссию.
– Она является для вас минимум как провинцией России, потому что на концерты приходят в основном эмигранты?
– Ну, в общем, наверное, да. А что, в Америке кто-то ещё живёт?

При объективном взгляде, должно быть, данные высказывания покажутся неполиткорректными. Однако они удивительным образом совпадают со строчкой «нам, русским, за границей иностранцы ни к чему». А вы как считаете?

Другие цитаты Аквариума

Я хочу уйти в скит
Из Калинина в Тверь
Как затопленный храм в середине реки

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *