Å #99. Маша и медведь

Скажи, что им будут звонить
Маша и медведь.

Песня Маша и медведь (1999) – одна из немногих, о которой существует подробный комментарий от Бориса Гребенщикова: Сказки читать – великолепное дело

99-й выпуск цитатника посвящён песне, ставшей визитной карточкой альбома 99-го года «Пси». На «Машу и медведь» режиссёр Тина Баркалая сняла стильный чёрно-белый клип в декорациях «Рабочего и колхозницы» на ВДНХ. С цитаты из Бродского «лучший на вид на этот город», помнится, начинался «Цитатник Аквариума». Сегодня поговорим о более очевидной аллюзии – сказке «Маша и медведь».

Маша и медведь.
Главное – это взлететь.

Песня «Маша и медведь» – одна из немногих, по поводу которой существует подробный комментарий от Бориса Гребенщикова. В декабре 1999 года на радиостанции «Самара-Максимум» представили альбом «Пси», и БГ рассказал о каждом треке с новой пластинки. О «Маше и медведь» музыкант сообщил буквально следующее: «Песня даже жестокая в чём-то. Меня эта песня заставляет переживать, мягко говоря. Я не имею понятия, но твёрдо отвечаю за то, что смысл в ней есть, и смысл, в общем, для меня такой довольно будоражащий».

В вопросе источника Борис Борисович подтвердил, что черпал вдохновение в русском народном творчестве для детей. (Кстати, мультсериал «Маша и медведь» к песне БГ никакого отношения не имеет, так как вышел спустя 10 лет после «Пси», в 2009 году). Цитата музыканта: «Сказки читать – великолепное дело. К тому же русские сказки – они вообще кладезь всякой потаённой информации. Детские сказки имеют место в жизни любого человека, поскольку, по непосредственным наблюдениям судя, никто из нас так и не повзрослел».

Вкратце напомним содержание сказки, поскольку многие путают её с другой историей – «Три медведя». Там одна девочка (только впоследствии её назвали Машей) заблудилась в лесу, нашла избу медведей, пообедала там и легла спать в кроватку медвежонка. После обнаружения она была вынуждена спасаться бегством. Совсем другой сюжет – в сказке «Маша и медведь». Перескажем её в общих чертах.

Иллюстрация к сказке Маша и медведь. Причём здесь одноимённая песня Бориса Гребенщикова

Девочка Машенька жила вместе с бабушкой и дедушкой и однажды отправилась с подружками в лес собирать грибы и ягоды. Деревце за деревцем – и Маша ушла далеко от подружек, заблудилась. В лесу нашла она избушку и вошла внутрь. Хозяином жилища оказался огромный медведь, который вернулся вечером и силой оставил девочку у себя – печку топить и кашу варить. За побег медведь обещал найти Машу и съесть.

Тогда девочка придумала, как хитростью вернуться домой. Она попросила отпустить её на денёк, отнести бабушке и дедушке гостинцев. Медведь взялся доставить посылку сам. Маша согласилась, но предупредила, что будет сидеть на высоком дубе и следить, чтобы мишка не съел ни одного пирожка из корзины. А сама – забралась на дно короба, а сверху положила гостинцы.

По пути медведь дважды пытался перекусить пирожками, но Маша каждый раз шептала из корзинки: «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок!». Наивный медведь удивлялся глазастости Маши: «Высоко сидит, далеко глядит!». В итоге мишка принёс короб с пирогами к крыльцу Машиных бабушки и дедушки, но испугался лающих собак и убежал обратно в лес. Таким хитрым образом Машенька вернулся домой.

Возвращение домой – один из ключевых мотивов БГ. Вспомните песню, которая так и называется, – «Как нам вернуться домой». Она вошла в альбом «Кунсткамера», но написал её Гребенщиков в 1990 году. В песне «Маша и медведь» напрямую о возвращении не говорится. Но звучит целый ряд образов, которые намекают на это: «главное – это взлететь», «вот нож, а вот сеть», «я знаю, что нас не хватятся».

Кадр из клипа Этот поезд в огне группы Аквариум: причём здесь песня Маша и медведь

И тут речь идёт либо об оставлении родины – эмиграции, либо о возвращении к истокам, о перетягивании исконного менталитета назад в нашу землю, где мы и живём, но которую захватили другие, ложные хозяева. В этом контексте напрашиваются аналогии с песнями «Из Калинина в Тверь» и «Поезд в огне»: «пора вернуть эту землю себе». Но что если Борис Борисович поёт о разочаровании? о том, что уже десять лет как пора вернуть, но ничего не происходит?

Маша и медведь.
У нас в карманах есть медь.
Пятак на пятак – и колокол льётся,
Но спящий всё равно не проснётся.

Когда я слушал «Машу и медведь» в юности, то не понимал строк про медь и колокол. Сейчас, в акме жизни, мне кажется очевидной следующая схема. При Петре I медь переплавляли в пушки, в советский период – «на трактора». Но есть время разбрасывать, а есть время – собирать камни. Поэтому медь, которая появилась у нас в карманах, потихоньку превращается в церковные колокола, как некий символ возвращения домой.

Газета Колокол, издававшаяся Герценом в Лондоне: какая связь с песней Бориса Гребенщикова Маша и медведь?

Но «Колокол» – это ещё и революционная газета, которую Герцен и Огарёв издавали в Лондоне в 1857–1867 годах. В образном ряду Ленина, который, как мы помним, есть голова из Сан-Тропе, декабристы разбудили Герцена, а его «Колокол» – бурю пролетариата. И вот загадка: о том ли колоколе «Маша и медведь», который вернёт нас к православным истокам, или о том, который разбудит нас встать и поправить существующее положение дел в стране на нормальное? Этот вопрос лично для меня остаётся пока неразрешимым.

Паровоз из фильма Небеса обетованные: причём здесь песня Гребенщикова Маша и медведь с альбома Пси (1999)?

Да и куда главное «взлететь»? Опять же лично мне на память приходит фильм «Небеса обетованные» (1991). Угнетаемые властями герои трагикомедии в конце концов, не дождавшись земли обетованной, улетают на поезде в небеса. Но неужели Гребенщиков проповедует несбыточный идеал, который возможен только на небе, но не на земле? Нет, совсем не похоже на музыканта. Даже «город золотой» БГ разместил «под» небом голубым, в то время как у Волохонского и Хвостенко он «над». Такая загадочная получилась эта Маша.

Впрочем, сам автор признаётся, что многого сам не понимает в написанной им песне. На презентации «Маши и медведь» на радио Борис Борисович рассказал: «Почему эта песня так называется, и почему она так выглядит, я, клянусь, понятия не имею. Появилась такая – и я даже сам содрогнулся внутренне, думаю: «Ну что люди подумают?». А потом понимаю: с песней ничего не сделать – она сама написалась. Это идеальный вариант».

А что вы думаете по поводу песни? Пожалуйста, напишите свои версии – уверен, нам всем будет очень интересно обменяться мнениями!

Другие цитаты в песне Маша и медведь

Те, кто легче воздуха
Спящий всё равно не проснётся

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK

Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Мой Ясный Свет: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума

Лучшие концерты Аквариума

#Главное — это взлететь | #Да хранит тебя Изида | #Жаль, что ребята из Баадер-Майнхоф пропили твои софты | #Рамзес IV был прав | #Теченье пронесёт мимо тела их врагов | #Я пил в Костроме и в Рязани

One thought on “Å #99. Маша и медведь

  1. Главное это взлететь. Это жаргон вертолетчиков. Если взлетел то полетишь и скорее всего приземлишься. Да, там про несбыточной идеал. Который да, не при жизни
    . Но это то что удерживает человека на плаву и даже позволяет идти по воде. Послушайте все песни альбома в комплексе, поймете

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *