То ли ангелы поют, то ли мои сторожа…
В прошлой записи, посвящённой цитатам в текстах «Аквариума», речь шла про книгу Джона Лилли «Центр циклона». В частности, упоминался опыт исследователя в употреблении ЛСД. А ещё раньше мы пришли к выводу, что «Любимые песни Рамзеса IV» записывались как первый по-настоящему психоделический русский альбом. И вот теперь ниточки связывали воедино песни «Центр циклона» и «Царь сна».
Скучно в доме, если в доме ни креста, ни ножа.
Хотел уйти, но в доме спит моя госпожа.
А у неё крутой нрав.
Рамзес IV был прав.
То ли ангелы поют, то ли мои сторожа.
Книга Джона Лилли, давшая имя концертному альбому «Центр циклона» (1995), будет полезна всем поклонникам творчества «Аквариума», кому интересно разбирать песни Бориса Гребенщикова до строчки, до слова. Кроме того, «Центр циклона» (1972) проливает свет на песню «Царь сна». Выражения БГ «ни креста, ни ножа», «то ли ангелы поют, то ли мои сторожа» могут быть истолкованы без привязки к каким бы то ни было культурологическим отсылкам. Однако под нужным углом зрения тексты Гребенщикова практически пересказывают историю американского нейрофизиолога и экспериментатора.
Джон Лилли подробно описывает эффект употребления LSD. В самом первом своём опыте автор «Центра циклона» воспарил в небеса к Богу, вокруг которого пели ангелы. Лилли был воспитан в строгих католических традициях, а на этот трип, по его собственному признанию, повлияли детские религиозные переживания. Вот откуда в текст «Царя сна» проникли «крест» и «ангелы».
Но первый опыт употребления LSD Джоном Лилли прошёл в идеальных условиях. Он уединился с девушкой, которая вызвалась стать его проводником в миры диэтиламида, в доме на берегу моря. Их никто не тревожил. Перед приёмом вещества Лилли крепко выспался, а в процессе галлюцинирования его никто не отвлекал.
Девушка купировала его возможные страхи или приступы паники, а также направляла его в правильные «пространства». Он назвал её «сторожем», и, по-видимому, это было устойчивым названием сопровождающего в трансцендентные миры в психоделические 70-е: «Она согласилась, – и даже сама предложила это, – что она будет оставаться на заднем плане, будет моим сторожем и вмешается только в том случае, если это сможет мне помочь».
Именно в этот приход Лилли и вознёсся к престолу Господа. На следующий день мужчина отдыхал и осознавал всё испытанное. А вот второй трип оказался неудачным. Лилли переживал по поводу проблем с женой и детьми, в доме оказались друзья, которые его отвлекали, а проводница в определённый момент ушла в другую комнату. На следующий день Джону пришлось лететь на другой континент, где он выступил на конференции, после чего в номере отеля потерял сознание и впал в кому. Сам «путешественник» в качестве причин неудач назвал сумму моментов. И среди них важным было отсутствие при нём «сторожа».
Может быть, благой и плачевный приходы и завуалированы в строчке «в доме ни креста, ни ножа»? По крайней мере, теперь выражение «то ли ангелы поют, то ли мои сторожа» обретает наполнение неизвестным ранее смыслом. С учётом упомянутого ранее LSD-трипа «Аквариума» в Израиле в 1992-м эта строка может означать следующее: то ли это поют ангелы вокруг престола Господня, то ли это мои друзья, сторожа, сейчас сидят такие же обдолбанные, как и я, и поют.
А что вы думаете по поводу сказанного?
Другие цитаты в песне Царь Сна
► Царица Шеба прекрасна, но она не при чём
► В лебединый день лепо ли хотеть голубя
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#В доме Периньона ну как без брызг | #Достаточно бросить играть, и сердце с улыбкой споёт | #И вот летят наши души, как японские матросы в поисках суши | #Мастер мух, собеседник стрекоз | #Маша и медведь | #Та, кто приносит дождь | #Шайтан, арба встала | #Шашка мескалина | #Шестёрки с дрянью | #Я шёл по Усть-Илиму, но, кажется, пришёл в Вифлеем