Царица Шеба прекрасна, но она ни при чём.
Пернатый змей – тень в небе со своим ключом.
В прошлой записи мы начали разбирать песню «Царь Сна». Напомню: в главном персонаже мы узрели Бога, а в Рамзесе IV – Ленина. И тогда же прозвучал анонс, что в следующем посте будут разобраны другие исторические личности, явления культуры и завуалированные выражения, которыми исполнена песня. И вот время пришло.
Начнём с «царицы Шеба». Исходя из контекста, можно было бы предположить, что царица – как бы её ни звали – является женой царя. Но в данном случае Царь Сна есть Господь, у которого жены быть не может по определению. А ещё интереснее, что Шеба – это не имя, а Гребенщиков допустил ошибку в падежах. Давайте по порядку.
Шеба – это местность на территории Аравийского полуострова. В русском варианте она именуется Савой, а её правительница – царицей Савской, то есть царицей Шебы. Сравните название экспериментального фильма «Царица Шебы встречает атомного человека» (1963). Именно она была самой любимой из жён царя Соломона. А имя её до нас донесли только мусульманские легенды – Билкис.
Царица Шебы прибыла в Иерусалим с дипломатической миссией. Ей нужно было обеспечить свободный проход караванов с благовониями из родной страны в Сирию и Египет. Для этого Билкис одарила царя Соломона многочисленными подношениями и попутно очаровала неземной красотой. По преданию, Соломон даже заподозрил неладное, настолько прелестна была царица Савская, и решил её испытать. Для этого он построил специальный павильон с водоёмом под стеклянным полом. Приглашённая гостья инстинктивно приподняла полы платья – Соломон боялся увидеть вместо ступней козлиные копыта, которые бы выдали в царице Шебы диавола. Но ножки оказались до неприличия женскими.
В течение полугода царь Соломон ухаживал за Билкис и осыпал её драгоценными подарками. Однако, забеременев, царица Савская отказалась остаться в Иерусалиме, который так украсил Соломон, строитель знаменитого Храма, и вернулась в родную страну, где родила мальчика. Именно от него ведёт отсчёт трёхтысячелетняя династия абиссинских царей. И от союза Соломона и Билкис происходит в своей родословной знаменитый эфиопский император Хайле Селассие I.
Движемся дальше. Выражение «в лебединый день лепо ли хотеть голубя» по смыслу можно перевести так: в день смерти можно ли думать о рождении чего-то нового и чистого? Дело в том, что лебедь – устойчивый символ увядания, конца. Вспомните, что ставили на советском телевидении, когда умирали генсеки, – «Лебединое озеро». В «Дхаммападе» лебедь описан как символ освобождения от уз кармы. А голубь – противоположное начало. Голубя выпустил Ной после потопа, чтобы узнать, вернётся ли он обратно или найдёт твердь, на которой останется и зародит новую жизнь. Ощущение Гребенщиковым истории в этой строчке выражено как нельзя лучше: лебединые дни страны, какие уж тут голуби. Или всё-таки есть где или у кого искать защиты?
Ранее мы говорили, что «Любимые песни Рамзеса IV» – альбом психоделический. В процессе его создания музыканты «Аквариума» активно принимали психоактивные вещества. И даже некоторые прозвания вроде «дед Василий» закрепились во внутриаквариумной кухне именно в результате галлюцинаторного трипа. Вот и упоминаемый в «Царе Сна» пернатый змей – это олицетворение ацтекского бога Кетцалькоатля. В рамках культа божества совершались человеческие жертвоприношения, а жрецы пускали себе кровь специальными ножами. В результате кровопотери у них начинались галлюцинации с очень яркими разноцветными лентами, напоминавшими оперенье птицы Кетцаль. Так что пернатый змей в песне появляется далеко не случайно.
Впрочем, «расширение сознание», очевидно, не единственный выход для Гребенщикова в 1992–1993 годах. Ведь любое разрушение когда-либо заканчивается, а после происходит созидание нового.
Новая страна
На простынях из синего льна.
Нерушимая стена,
Леший за моим плечом.
В качестве атрибута «новой страны» БГ определяет «нерушимую стену». Так называют мозаику Богородицы Оранты в Софийском соборе Киева. В одном из икосов акафиста Богоматери Она именуется «царствия нерушимой стеной». Но название закрепилось именно за киевской иконой, и это неслучайно. Дело в том, что сам собор частично подвергался разрушениям, но стена с изображением Богородицы всегда оставалась нерушимой.
И всё равно – даже после разбора большинства образов и выражений остаются лакуны, не поддающиеся сколько-нибудь разумному истолкованию. Например, известно, что строчка «Тирн Рам, Тирн Хлад» в ранних версиях песни звучала как «Шаг вниз, шаг в ад». Но при этом непонятно, что значат по отдельности: «Тирн Рам», «Тирн Хлад», «свирепый лён», «балтийский палисад»?
А вот «заклинания», которые звучат в альбомной версии песни, очевидно, представляют собой прокрученную назад запись. Если прокрутить данный фрагмент в обратном порядке, то можно услышать следующее: «Ты – маленький червь, давимый по углам».
Наконец, нужно ещё осветить тему севера в «Царе Сна». Не секрет, что одним из вариантов названия песни был «Отход на север». А такой трек уже был у группы «Наутилус Помпилиус» на пластинке «Наугад» (1990). Только у Кормильцева с Бутусовым север – это область бесчувственного одиночества мужчины, уставшего от женщины, а отход – это сознательное отдаление от страсти и огня отношений.
Гребенщиков в «отход на север» вкладывает и мистику, и мифологию, и историософию. Впрочем, ему, конечно, видней. Ведь «Аквариуму» на тот момент оставалось каких-то неполных двадцать лет до празднования 4000-летнего юбилея, а значит – все поколения Рамзесов БГ мог застать лично. А впереди у Бориса Борисовича – очередной день рождения, уже в эту пятницу! По всей стране будут проходить празднования и торжества. И в этот день особенно приятно будет всем вместе собраться и послушать любимые песни Рамзе… простите, Бориса — сына Бориса!
Другие цитаты в песне Царь Сна
► То ли ангелы поют, то ли мои сторожа
► В лебединый день лепо ли хотеть голубя
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#Видит Бог, у нас один и тот же разъём | #И вот летят наши души, как японские матросы в поисках суши | #Кроме семи, никто не вышел из дома | #Мост Мирабо | #Моя подруга из Тольятти | #Но флот не опозорю | #Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане | #Под небом голубым | #С тех пор я стал цыганом | #Ходят с огнемётом | #Я встретился с Миком Джаггером