Царь Сна крёстным ходом на стального коня.
В прошлой цитате речь шла про галлюцинаторные видения, которые закрепили за Олегом Сакмаровым прозвание «дед Василий». Сегодня речь пройдёт про психоактивность систематическую и направленную на достижение амбициозной цели — записать первый русский психоделический альбом. Вершиной которого стал «Царь Сна».
Первое выступление «Аквариума» с программой будущей пластинки «Любимые песни Рамзеса IV» состоялось весной 1993 года в питерском Дворце пионеров. Новый менеджер группы, Михаил Гольд, вспоминал о премьере следующее: «Перед началом концерта иду по коридору и чувствую, что из туалета тянет травой… Явно тянет. Охрана из Большого дома стоит – хоть бы что. Потом я спросил у них, в чём дело. Оказалось, что на фабрике Урицкого была проверка и обнаружили большую партию травы. Чтобы не засветиться, владельцы скинули её в табак, и целая партия сигарет «Космос» оказалась «заряжена». Сигареты продавались в ларьках и магазинах, а люди очень радовались…».
Полномасштабный тур по Волге, который последовал за этим концертом, также отличался активным приёмом психоактивных веществ. Возможно, благодаря этому музыканты «Аквариума» обозначили гастроли как «дружественный визит древнеегипетской делегации к берегам великой русской реки». А концерт в Рязани Олег Сакмаров назвал психоделическим крещением группы. «Дед Василий» вспоминал об этом так:
«Над сосновым лесом шли кислотные дожди, витали духи «Битлз» и Джимми Хендрикса, кто-то вытирал мечи о траву, кто-то занимался прикладной магией. После ночи высочайшего безумия группа с утра оказалась на прямом эфире регионального телевидения… Эффект был поразительным. Когда после студии мы шли по улице – на ней останавливался транспорт и люди застывали в изумлении».
А на концерте в Москве многие американские друзья «Аквариума» раздали большое количество LSD, который музыканты приняли в поезде по пути в следующий город тура. Накануне первой сессии звукозаписи нового альбома БГ подытожил весь предыдущий опыт кислотных переживаний участников группы: «Мы поставили перед собой сверхзадачу создания эйсид-альбома, который помог бы каждой песне стать дверью в определённую вселенную… В идеале я хочу создать русскую музыку, которая будет на высоте 68-го года».
Песня «Царь Сна» всегда лично у меня вызывала совершенно особенные, мистические ощущения. Я и в книге «100 песен», когда-то изданной самиздатом, назвал «Царя Сна» лучшим треком всех времён, и сейчас считаю так же. Причём речь идёт именно про 12-минутное концертное исполнение образца октября 1993 года, нехитро названное «Визит в Москву».
В те непростые дни новой смуты грузовики с националистами и «красно-коричневыми» таранили въезды в Останкино, а Белый Дом обстреливали из танков. И, видимо, в том числе благодаря творившемуся хаосу музыканты «Аквариума» искали выхода не в геополитической системе координат «Ельцин или Руцкой», а в иную вселенную, в которой вся земная суета переживалась тысячи раз. Впрочем, многие образы оставались для меня совершенной загадкой ровно до тех пор, пока я не сел за их расшифровку для данного поста. С непременным обращением к справочному пособию Павла Северова.
Выяснилось, что до включения в «Любимые песни Рамзеса IV» название трека «Царь Сна» было другим. Рабочей версией был «Отход на север». Или просто – «Скучно в доме, если в доме ни креста, ни ножа». Был ещё вариант «Госпожа». Но в итоге остался теперь уже кажущийся единственно верным «Царь Сна». Давайте разберёмся – кто это?
Чтобы сразу сбить с толку, скажем: Бог. А теперь попробуем это обосновать. В одной из ранних версий строка, где упоминается Царь Сна, звучит совсем по-другому:
Барух а-Шем крёстным ходом на стального коня.
На иврите «Барух а-Шем» означает «слава Богу». В буквальном переводе – «благословен Господь» или «благословенно Имя», так как в иудаизме вообще не принято произносить слова «Бог», «Господь», а вместо этого употребляется просто «Имя». И оно единственное – «Яхве», «аз есмь Сущий», как известно из книги Исхода (III, 14). В любом случае это Бог.
Ассоциация Господь – Царь выглядит довольно естественной, учитывая, что не в правилах БГ называть всё своими именами. Но почему сна? Некоторые исследователи припоминают «африканскую поэму» Николая Гумилёва «Мик» (1914–1915), в которой есть такие строки:
Слоновий царь – он видит сны
И, просыпаясь, говорит,
Как поступать должны слоны,
Какая гибель им грозит.
Но более естественным предположением является мотив сна в узнавании людьми Божественных повелений. Если опять же обратиться к Ветхому Завету, то Аврааму Яхве раскрыл судьбу его потомков, пока тот крепко спит. Иаков узрел лестницу на небо во сне. Иосиф выступал перед фараоном как искусный толкователь снов, самый известный из которых – про семь тучных и семь худых коров, олицетворяющих 7 урожайных и 7 голодных лет. То есть Царь Сна трансформируется из формулы «Барух а-Шем», явно позаимствованной во время гастролей по Израилю в 1992 году, довольно естественным образом. В справочнике Павла Северова подводится лаконичный итог: «Царь Сна – это и есть Господь Яхве, посылающий людям пророческие сны и через сон выражающий волю Свою». А фараон всё это крепко связывает с названием альбома – «Любимые песни Рамзеса IV».
Вариант названия «Отход на север» подтверждает версию Царя Сна как Бога, ведь Моисей с избранным народом 40 лет исходил из египетского плена в землю обетованную, а она расположена на север от Чермного (Красного) моря.
Теперь строка «Царь Сна крёстным ходом на стального коня» как бы восстанавливает паззл и добавляет в песню шахматный подтекст. Действительно, идущий на стального коня Барух а-Шем – это что-то совсем непонятное. А Царь Сна, если вспомнить, что он ещё и слоновий, – это вполне себе шахматная атака. Но теперь возникает вопрос: что это за стальной конь? Автомобиль? Так принято говорить про машину: стальной конь. Возможно, лучшим объяснением служит то, что советская власть называла стальными конями тракторы – взамен малоэффективным живым лошадям. Получается, что на шахматной доске истории Господь переходит в наступление на изжившую себя советскую власть, которая загоняла людей в колхозы и отправляла пахать целину? Какой-то политизированный вывод получается. Или это ощущение Гребенщиковым образца 1993 года российской истории?
На основании сказанного особенно рельефно проявляется антисоветский характер «Царя Сна». Гребенщиков даже Рамзеса IV подспудно наделяет большевистскими чертами. Фраза «Рамзес IV был прав», очевидно, представляет собой отсылку к популярному коммунистическому тезису «Ленин был прав». И подобная ассоциация выглядит уже авантюрной в духе мистификации «Ленин – гриб». Неужели БГ действительно связал в песне древнеегипетского фараона и русского революционера?
Рамзес IV в научном сообществе известен тем, что про него ровным счётом ничего неизвестно. Гребенщиков признавал это в интервью журналу «Ваш досуг» в январе 2002 года. «Рамзес IV известен только тем, – пояснял музыкант, – что про его отца известно всё, а про него ничего неизвестно. Я ломанулся (и прорвался-таки!) в его гробницу, куда никого не пускают. Меня все отговаривали: «Нет! К нему не надо ходить». И гробница его представляет собой исключительное зрелище. Единственная гробница, куда вломились копты в каком-то веке, сбили всё, до чего они могли дотянуться, и расписали своими крестами». То есть история тоже в духе «православные против язычников», если последнее слово применимо к советской идеологии с обожествлением лидеров-сверхчеловеков.
Возвращаясь к Рамзесу IV, про него достоверно известно лишь то, что он свергнул с трона своего отца, Рамзеса III, правил 7 лет, а потом его самого убил Рамзес V. И так Рамзесы с V-го по XI-го убивали друг друга и правили в Египте 70 лет, окончательно развалив страну. Исследователь Александр Кокин подсчитал и провёл параллели: Ленин пришёл к власти, свергнув и убив царя, правил 7 лет, тоже был мумифицирован, а после него ещё 7 генсеков разваливали страну в течение 70 лет. Если принять, что Гребенщиков вкладывал именно такой смысл в песню «Царь Сна», то его реальное вторжение в гробницу Рамзеса IV было мистическим актом духовного погребения Ленина и окончательного прощания с ним в контексте нового этапа российской истории.
P.S. Песня «Царь Сна» оказалась настолько перенасыщена символами, образами, смысловыми пластами и психоделическим содержанием, что я не смог вместить всё, что хотел сказать, в один пост. Поэтому следующая запись будет также посвящена дому, в котором ни креста, ни ножа. Ждать придётся недолго – не дольше, чем зимой ждать весны.
Другие цитаты в песне Царь Сна
► Царица Шеба прекрасна, но она не при чём
► То ли ангелы поют, то ли мои сторожа
► В лебединый день лепо ли хотеть голубя
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#А вверху летит лётчик, беспристрастен и хмур | #Вера и надежда лязгают зубами в кустах | #Если хочешь, ты меня полюби | #На святой горе Монмартр | #Под небом голубым | #Семь самураев и дитя без глаза | #Сердце воет волком | #Шестёрки с дрянью | #Электрический пёс | #Это лето прожито не зря