Å #221. Большая увертюра для квака

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Сравниваем Большую увертюру для квака B-mol из Искушения святого Аквариума (1973) Гребенщикова и Гуницкого с песней N.I.B. (1970) группы Black Sabbath

Обычно записи в цитатнике начинаются с отрывка песни, в которой содержится та или иная аллюзия. Но сегодня речь пойдёт об инструментальной композиции и, стало быть, о чисто музыкальных цитациях. Для этого вернёмся в «Аквариум» почти 50-летней давности.

«Большая увертюра для квака B-mol» – короткий инструментал, который вошёл в «доисторический» магнитоальбом Гребенщикова и Гуницкого «Искушение святого Аквариума». По своему составу «Искушение…» – это настоящий лонг-плей, в нём 28 композиций. Однако четверть из них – инструменталы, а многие песни со словами имеют миниатюрный хронометраж от 8 до 40-50 секунд. «Большая увертюра для квака» занимает 17 секунд и является «большой», видимо, по каким-то иным метрикам.

Вообще, «Искушения святого Аквариума» могло и не быть. В том смысле, что запись могла попросту не дойти до нас. Четверть века магнитоальбом считали утерянным, пока в 1997 году «Планета “Аквариум”» не раскопала пластинку в недрах истории. На CD альбом выпустили уже в XXI веке, в 2001 году. Сама же запись была сделана в 1973 или 1974 году на факультете прикладной математики Ленинградского университета на магнитофон «Днипро».

Итак, о какой музыкальной аллюзии идёт речь? В «Большой увертюре» Гребенщиков исполняет басовую партию Гизера Батлера из песни “N.I.B.” с дебютного альбома группы “Black Sabbath” (1970). Вообще-то, “nib” переводится как «перо», но имеет ещё одно значение – клинообразная бородка у мужчин под нижней губой. Ещё её сравнивают с остриём перьевой ручки (pen nib).

Именно такая бородка была у барабанщика “Black Sabbath” Билли Уорда. Лидер группы Оззи Осборн рассказывал, что они с басистом покурили опиума и почему-то их развеселило «перо» ударника. Было решено назвать так песню, а чтобы всех запутать – поставили точки после каждой буквы: N.I.B. Ну а фанаты группы впоследствии понапридумывали расшифровки вроде “Nativity in Black” и “Name in Blood” («Рождество в чёрном» и «Имя в крови»). Вот из этой песни юный БГ и позаимствовал басовое соло для «Большой увертюры для квака».

Квак, кстати, – это музыкальная примочка и производимый ею «квакающий» звуковой эффект. В раннем творчестве Гребенщиков и Гуницкий упоминают квак в целом ряде песен: «Бустер в ночи», «Мозговые рыбаки», «Зачем?», «Он пришёл из туманной дали», «Стань поп-звездой», «Бэби Квак».

В записи вступления для “N.I.B.” Гизер Батлер включил ту самую педаль квак (на западе эта примочка известна как “wah-wah”). Он вообще одним из первых стал использовать wah-wah-эффект, который затем переняли многие металлические группы. Но ещё до Клиффа Бёртона из “Metallica” квак использовал и воспел в коротком инструментале двадцатилетний БГ.

Другие цитаты Аквариума

Мария-Луиза 7
Будь для меня как банка
Плывёт матрос в надзвёздной тишине

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *