Å #110. Пой, ласточка, пой

Пой, ласточка, пой,
А мы бьём в там-там.

Пой, ласточка, пой, а мы бьём в там-там. К какой песенной традиции апеллирует Борис Гребенщиков в песне Ласточка с Русского альбома (1991)

В своём творчестве Борис Гребенщиков не стесняется апеллировать к отечественной песенной традиции, интегрируя отдельные фразы и обороты в собственные произведения. Причём делает это так изящно, что и не догадаешься, что здесь скрыта цитата из Окуджавы или Клячкина. Так было с выражениями «ах, если б я знал это сам», «отряд не заметил потери бойца», даже «языческий блюз» изъят из недр авторской песни. Вот и знаменитая «Ласточка» не стала бы такой, как известна нам сейчас, без цитирования – причём не одной, а сразу двух песен, одна старшей другой.

«Ласточка» впервые была исполнена в 1991 году и вошла в «Русский альбом» «БГ-бэнда». Интересна история создания песни. Гребенщиков написал её за одно утро на даче у Сергея Курёхина на озере Селигер. БГ посетил Нило-Столобенскую пустынь, расположенную на острове посреди озера, и за пару часов зафиксировал куплеты и припев. Так что прыгает ласточка, вероятно, по монастырской стене.

Прыг, ласточка, прыг, по белой стене.
Прыг, ласточка, прыг, прямо ко мне.

Нило-Столобенская пустынь на озере Селигер, где Борис Гребенщиков написал песню Ласточка

Выражение «Пой, ласточка, пой», очевидно, заимствовано Гребенщиковым из романса на слова К. Линского и музыку А. Лаврова. Существует два варианта припева. Первый:

Пой, ласточка, пой!
Дай сердцу покой.
Песню свою о блаженстве любви
Ты повтори.

И второй:

Пой, ласточка, пой!
Сердце успокой.
Песню ты мне свою повтори
Про радость любви.

Как видим, разница не принципиальная, а рефрен единый – «Пой, ласточка, пой». О давности романса однозначного ответа нет. Музыковеды связывают происхождение «Ласточки» с неаполитанским романсом “Vieni sul mar” неизвестного автора начала XVIII века. Русский вариант припева «Пой, ласточка, пой» идеально лёг на итальянский текст, с той разницей, что там пелось про ветер, моряка и его возлюбленную. В русскоязычной версии песня известна с конца XIX века. В 1898 году издание нот «Ласточки» было дозволено цензурой.

В советский период новый виток популярности «Ласточки» произошёл после фильма «Покровские ворота» (1982). Артист Мосэстрады Велюров в исполнении Леонида Броневого поёт там «Пой, ласточка, пой». А аспирант Костик в исполнении Олега Меньшикова произносит знаменитую фразу: «Спит родимый аквариум». Гребенщиков наверняка смотрел эту ленту, а романс просто не мог не знать и не апеллировать к нему в момент написания собственной «Ласточки».

И, кстати говоря, к той же самой неаполитано-российской «Ласточке» обращался и Вячеслав Бутусов в своей песне «Вертолёт» на альбоме «Овалы» (1998).

Тем временем обратимся ко второму «исходнику» «Ласточки»:

На битву со злом взвейся сокол козлом,
А ты, ласточка, пой, а вслед не беги.

В период Кавказской войны 1817–1864 годов в рядах русской армии стала популярной песня «Взвейтесь, соколы, орлами». Под «соколами» здесь понимались, конечно, солдаты и в широком смысле – добрые молодцы, бравые бойцы.

Взвейтесь, соколы, орлами,
Полно горе горевать!
То ли дело под шатрами
В поле лагерем стоять.

Кстати, строчка «полно горе горевать» дословно повторяется в песне «Крест деревянный» группы «Калинов мост».

Возвращаясь к «Ласточке», видим, что на битву со злом сокол призывает взвеяться совсем не орлом – козлом. Получилась «сочная» рифма, но пара «со злом – орлом» также имела место. Значит, козёл в песне появился неспроста. Древние евреи приносили «козла отпущения» в жертву духу пустыни Азазелю, как своего рода откуп, чтобы демон не причинял людям зла. Отправлять на битву злом рогатого, который сам во многих мифологиях является олицетворением греха, решение логичное. В то время как ласточку, олицетворение всего светлого, что есть в человеческой душе, призывают: «Пой, но вслед не беги».

Ну и на сладкое – ещё один факт. В 2006 году солист Московского академического музыкального театра Дмитрий Степанович переложил для фортепиано весь «Русский альбом» БГ и исполнил на концерте, в том числе «Ласточку». Слушайте и получайте удовольствие! И, конечно, пишите в комментариях: какие ещё аллюзии вы видите в песне «Ласточка»?

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK

Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Мой Ясный Свет: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума

Лучшие концерты Аквариума

#Аделаида | #Дым поднимается вверх | #Когда я допил всё, что было у них меж оконных рам | #На берёзе сидит заяц в алюминиевых клешах | #Сарынью на кичку | #Это вырезано в наших ладонях, это сказано в звёздах небес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *