Бешеное небо, строгий господин.
Отженись от меня, брат никотин.
В прошлой записи мы рассказывали про галлюциногенную банку, которую в ленинградской тусовке 70-х годов использовали в качестве аналога LSD. Но, как говорится, есть время разбрасывать камни, а есть – собирать их. Вот и Борис Борисович может сначала взывать «мечи стаканы на стол», а затем просить «вылей всё, что стоит на столе». Видимо, бывают такие моменты, когда даже, казалось бы, не столь зловещему никотину надо сказать: «отженись от меня!».
Песня «Брат никотин» была представлена в 2001 году и вышла на альбоме «Сестра Хаос» (2002). Уж не знаю, как к этому относиться, но популярность композиции перешагнула границы «малой традиции», и в 2014-м «Брат никотин» перепел Григорий Лепс. Впрочем, совершенномудрых слушателей это, наверно, не должно волновать, ведь внутренний фильтр отженит всё наносное. Так что же это за слово такое диковинное?
Напрашивается предположение, что глагол «отженить» описывает процесс, обратный «поженить». То есть сначала сочетались, а потом отреклись друг от друга. Конечно же, в православии нет аналога бракоразводного процесса, как в светской практике. Венчание – один раз и навсегда. А что церковные браки распадаются – на то нет и быть не может соответствующего таинства. Церковная канцелярия просто подтверждает распад по причине, скажем, измены одного из супругов или непреодолимой наркотической зависимости. То есть когда фактически семьи уже нет и восстановить её из руин не получится. Но никакого «развенчания» принципиально нет, тут Церковь идёт навстречу человеческой слабости в духе «икономии». Это была минута церковного просвещения.
Но слово «отжениться» всё же знакомо церковному языку. Оно имеет отношение к «жене», но скорее – образное, поэтическое. «Отженить» означает «отогнать», «отделить», «отъединить». Обращаясь «отженись», Гребенщиков, очевидно, хотел максимально усилить желание избавиться от «брата» никотина. Если можно так выразиться – «разбратиться» с ним. И речь, пожалуй, идёт не столько о борьбе с никотиновой зависимостью, сколько о битве с тёмной стороной самого себя.
В подтверждение этого утверждения приведём примеры из православного молитвослова. В 10-й утренней молитве ко Пресвятой Богородице молящийся просит: «Отжени от мене вся скверное, лукавое и хульное помышление от окаянного моего сердца». В 4-й вечерней молитве на сон грядущим, святителя Макария Великого: «И всю сатанину отжени от мене: и просвети ми разумныя очи сердечныя». А в 6-й молитве ко Господу о чадах родители взывают: «Отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя».
В русской художественной литературе глагол «отженить» использовался крайне редко. Да и то – как устаревшее слово церковного происхождения. Сравните с хроникой «Чающие движения воды» (впоследствии – роман «Соборяне») Николая Лескова: «Отжените от себя дух суемудрия и гордыни, всячески припадите к Светодавцу». Спустя почти полтора века слово «отженить» вернул в российский лексикон Борис Гребенщиков.
Но БГ не был бы собой, если бы к слову из православной гимнографии тысячелетней давности не прибавил неологизм из радиоэлектроники.
У каждого в сердце разбитый гетеродин.
Отженись от меня, пока не поздно, брат никотин!
Гетеродин – это генератор электрических колебаний, который преобразует частоты в радиоприёмнике. Возможно, Борис Борисович хотел сказать, что в наших сердцах разбиты те самые приборы, которые должны улавливать импульсы со светлой стороны и усиливать их? А вместо этого там «животные» сердца, которые вместо труда во славу Божью склоняются ко греху? И никотин тут – собирательный образ всего того тёмного, к чему привязывается человеческое сердце?
Догадок может быть много. Но раз уж тема борьбы с табакокурением в контексте православного вероучения напрашивается сама собой – позволю себе привести несколько цитат по этому вопросы из святых отцов. (Тут и тема Вавилона с его огнём кажется смежной).
🔹 Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1909): «Курение – это вывеска внутреннего огня страстей. Уста даны вовсе не для того, чтобы есть ими дым».
🔹 Митрополит Московский Филарет Дроздов (1782–1867): «Не странно ли, что люди изобрели себе нового рода голод, которого природа не знала, и нового рода пищу, о которой она не думала?».
🔹 Святитель Феофан Затворник (1815–1894) о курении: «Это есть постепенное себя оядотворение».
А что вы думаете о фразе «отженись от меня, брат никотин»?
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#Аделаида | #Дело мастера Бо | #Когда я допил всё, что было у них меж оконных рам | #Пили-пили, а проснулися — и ночь пахнет ладаном | #У дядюшки Томпсона два крыла, но дядюшка Томпсон не птица | #Я шёл по Усть-Илиму, но, кажется, пришёл в Вифлеем