Å #93. Эта ночь пахнет ладаном

Пили-пили, а проснулился – и ночь пахнет ладаном.

Знакома только вторая часть этой строки? Всё верно: в итоговой версии песня «Волки и вороны» начинается иначе: «Может – Бог, может – просто эта ночь пахнет ладаном».

Пили-пили, а проснулися - и ночь пахнет ладаном. Именно так в черновом варианте начиналась песня Волки и вороны (1991) Бориса Гребенщикова

В прошлой записи, про затопленный храм в середине реки, мы выявили связь песен «Капитан Белый Снег», «Бурлак» и «Волки и вороны». В последних двух присутствует мотив звона колоколов и свечения лампад из-под тёмной воды, что в целом относит нас к православным мессианским мотивам, которыми так богат «Русский альбом».

«Волки и вороны» Гребенщиков написал в 1991 году для тогдашнего «БГ-бэнда». По признанию Бориса Борисовича, текст он писал в Москве, с похмелья, отчего первая строка получилась: «Пили-пили, а проснулися – и ночь пахнет ладаном». В окончательном варианте она была изменена и уже в обновлённом виде вошла на альбом. Однако сохранились оригинальные записи с несколько режущим сегодня слух началом.

Интересно, что в самой первой редакции в песне «Волки и вороны» было ещё два куплета. В результате автор удалил их, и, по всей видимости, они никогда не были записаны спетыми. Зато их текст тщательно зафиксировал Илья Смирнов – публицист и музыкальный критик, который опубликовал их в книге «Прекрасный дилетант: Борис Гребенщиков в новейшей истории России» (М., 1999, с. 304). Вот эти два куплета, которые легко напеть на известный мотив «Волков и воронов»:

Приходили Серафимы с мироносными жёнами,
Силы и Престолы из предвечной тиши,
Накладывали руки – снимали обожжёнными
И праздновали Пост и Пасху нашей души.


Если мало, что слепым дали свету белого,
Обугленным от жажды – родниковой воды,
На миг открыли храм со всеми приделами
И причастили всех огнём этой тёплой звезды.

Жены-мироносицы, первые пришедшие ко гробу Христа, и их образы в песне Бориса Гребенщикова Волки и вороны (1991)

Пожалуй, стоит сказать несколько слов по поводу православных образов и терминов, которыми так богаты эти отрывки. Мироносные жёны, или жены-мироносицы, первыми пришли ко Гробу Христа и обнаружили, что Тот воскрес из мертвых. Евангелисты называют среди мироносиц Марию Магдалину и Марию, мать Иакова Алфеева, а также Иоанну и Саломию. Священное Предание прибавляет к ним сестёр Лазаря Четверодневного Марию и Марфу, Сусанну и Марию Клеопову, а также, собственно, Пресвятую Богородицу.

Упомянутые Серафимы, Силы и Престолы – это ангельские чины, которых в православном предании насчитывается девять. Вот их список в порядке приближения к Богу: 1) ангелы, 2) архангелы, 3) начала, 4) власти, 5) силы, 6) господства, 7) престолы, 8) херувимы, 9) серафимы.

9 ангельских чинов и их связь с песней Бориса Гребенщикова Волки и вороны (1991)

У Ильи Смирнова упомянут «храм со всеми прЕделами», но это, конечно, влияние «Коней беспредела» и общей моды на слово «беспредел» в 90-е. В действительности части храма с собственным престолом называются «прИделы», буквально от «приделывать». Нередко в одном храме может быть два-три придела, и это не предел.

Придел православного храма

Почему же БГ убрал два куплета и заменил самую первую строку «Волков и воронов»? В обоих случаях заметен похмельное состояние: «пили-пили», «обугленные от жажды», руки, которые «снимали обожжёнными». Вероятно, от этого похмелья Борис Борисович и стремился избавиться. В интервью “Time Out Петербург” в 2012 году музыкант вернулся мысленно в 91-й и рассказал:

«Поскольку две большие баллады – «Волки и вороны» и «Кони беспредела» – писались очень и очень долго, роль водочных продуктов в этом процессе была велика. Благодаря чему получилось добиться нашего любимого русского надрыва. Что, кстати, очень многое говорит нам о самой природе этого явления. Когда русский человек перестаёт пить, то примерно через сорок дней алкоголь оставляет его тело, и у него начинается просветление. Он спрашивает: неужели жизнь действительно так хороша? Я видел людей, которые искренне удивлялись этому факту».

Град Китеж - легендарный город, ставший мессианским мотивом возрождения святой Руси

И, кстати, в комментарии к «Волкам и воронам» Гребенщиков напомнил, что любые сведения образов к общепринятым штампам есть известного рода упрощение. Отвечая на вопрос журналиста про тёмную воду, из-под которой светят лампады, БГ признался: «Я увидел эту картину в Вильнюсе в 90-м году, когда гулял со Щураковым. Она появилась и исчезла. Сейчас она перестаёт иметь для меня актуальность, но тогда мысленно я её видел. Вот отсюда эти образы. Ну а город Китеж – это уже умственная привязка».

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK

Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Мой Ясный Свет: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума

Лучшие концерты Аквариума

#Выстрел. Я проснулся в начале шестого | Есть большие пассажиры мандариновой травы | #Иначе три сестры и баба бабариха | #Марат и Архимед | #Папайя, маракуйя | #Так что храни целомудрие — всё остальное пройдёт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.