Я брошу в огонь душистый чабрец.
Дым поднимается вверх, и значит – я прав.
В прошлый раз мы обнаружили отсылку к более раннему творчеству БГ в его «Деревне». Сегодня пришло время поговорить о химии, точнее – о магии, описанной в песне.
«Деревня» богата упоминаниями различных «растений и трав», которые открывает для себя лирический герой. Помимо привычных ветвей берёзы, в тексте называются корень дягиля и душистый чабрец. И вкупе с непонятными действиями, совершаемыми над ними, картина получается довольно пугающая, почти колдовская. Как всегда, хотелось бы расспросить обо всём автора. И – о чудо! – это уже сделал за нас корреспондент «журнала для дачного чтения» «Рублёвка-Дача» в 2003 году, когда в интервью прямо спросил, чувствует ли себя Борис Борисович ботаником.
«Я чуть-чуть разбирался в этом, – ответил БГ, – но что касается траволечения, то я давно перешёл на общение специалистами. Поначалу это очень интересно, а потом понимаешь, что это большая отрасль, и чтобы ей заниматься с пользой, надо посвятить этому делу жизнь, и жить совсем по-другому. Но людям всё-таки стоило бы понимать, что их окружают не просто зелёненькие штучки, а огромное количество растений, которые им Господь Бог дал, и их стоит уважать и любить, и даже иногда извиняться перед ними».
Согласитесь, интересный, но ожидаемый ответ, не продвигающий нас к пониманию, откуда и зачем в песне появились чабрец и дягиль. Зато в журнале «Рокси» в 1986 году вышла статья за подписью: К. Кич (И. Смирнов). Помимо прочего, автор замечает про песню «Деревня»: «В основе ассоциативно-образного поля лежит фольклор (русский, кельтский и ещё Боб знает какой), замешанный на средневековой мистике раннего романского стиля. Например, корень дягиля пили от нервного истощения. Чабрец бросали, чтобы выяснить волю богов: если дым поднимается вверх – значит, всё в порядке. Берёза – одновременно и баня, и средство от злых духов».
Вот так одним махом рецензент объяснил значение всех трёх растений. Пожалуй, остаётся только послушать самого Гребенщикова, который в интервью журналу «Аврора» в 1987 году так ответил на вопрос, нет ли у него ностальгии: «В «Деревне» нет мотива возвращения. Для меня эта песня – приключение, песня-открытие. Я «приезжаю», а не «возвращаюсь» в деревню».
Что ж, может быть, прослушивание «Деревни» принесёт нам долгожданную прохладу, ведь дым поднимается вверх…
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#А на веточке верхней две волшебные птицы | Ветер, туман и снег | #Кад Годдо | #На святой горе Монмартр | #Придёт йогин на кладбище | #Царица Шебы прекрасна, но она ни при чём | #Я пил в Костроме и в Рязани | #Lasto beth lammen