II. Декада Большого Гитарного Рифа

Вторая десятка 100 песен

II. Декада Большого Гитарного Рифа

 02

90. CreamSwlabr / “Disraeli Gears” (1967)

Вторую декаду песенной сотни доверю открыть восхитительной группе «Сливки»! Ну что, обрадовались, поклонницы лёгкой танцевальной музыки с девичьим вокалом? А зря, потому что речь пойдёт о культовом представителе раннего хард-рока и предтечах хэви-металла – британской группе “Cream”! Что, собственно, и переводится как «сливки».

Несмотря на то, что “Cream” просуществовали всего три года – с 1966-го по 1968-й, оставив после себя четыре студийных альбома, – их значение для современной музыки поистине огромно! Сразу три песни коллектива входят в список 500 лучших песен по версии журнала “Rolling Stone”. Песня “Sunshine Of Your Love” и вовсе стала классикой. Кроме того, “Cream” подарили миру супергитариста и композитора Эрика Клэптона! Который, по сути, и выступил главным швейным мастером в создании богатейших музыкальных полотен группы. Ярким доказательством этого служит песня “Swlabr”, которая наряду с полудюжиной хитов группы является визитной карточкой “Cream”.

Итак, 90-я позиция музыкальной сотни – трек “Swlabr” группы “Cream” с альбома “Disraeli Gears”, 1967-й год.

 

89. Styx: Renegade / “Pieces Of Eight” (1978)

“Styx” – так немногословно решили назвать свою группу музыканты “The Tradewings”, влившие в свой состав новую кровь. Как признались участники новообразованного коллектива, имя было принято единогласно лишь по той причине, что не вызывало отторжения ни у кого из музыкантов. Вот таким нехитрым образом древнегреческая река, которую пересекали мёртвые в своём пути в иной мир, стала знаковой для целого поколения меломанов всего прогрессивного человечества.

Как авторитетно заявляет портал Last.fm, этот основанный в Чикаго квинтет «является ответственным за развитие стиля помп-рок (насыщенные, помпезные аранжировки с совершенно подобранной гармонией и очень полным производством)… Комбинируя элементы симфонии и прогрессив-рока, они выпустили ряд разных высокомелодичных альбомов в течение ранних 70-х». Специалистам видней, но меня в музыке “Styx” больше всего подкупает, помимо интуитивно ощущаемой многоплановости музыкальной ткани, виртуозное исполнение и невероятная энергетика их песен. Может быть, природная эмоциональность братьев Паноццо сыграла здесь немалую роль, но музыка “Styx” заставляет буквально вскакивать с места и носиться по комнате!

Спустя три десятка лет после пика их славы интерес к “Styx” разгорелся вновь. Композиция, которую я хочу поставить, стала саундтреком к сериалу «Сверхъестественное», и группа, вполне как путешественники через греческую реку, возродились к новой жизни и зазвучали в полной голос! Но самое поразительное, что в тексте следующей песни идёт охота за преступником, чья голова, вероятно, уже сегодня слетит с плахи… Вот такой замысловатый круговорот жизненного увядания-расцвета!

89-я строка – песня “Renegade” группы “Styx” с альбома “Pieces Of Eight”, 1978-й год.

 

88. Neil YoungCinnamon Girl / “Everybody.Knows.This.Is.Nowhere” (1969)

О канадском музыканте Ниле Янге можно говорить долго. Достаточно упомянуть его участие в супергруппе Crosby, Stills, Nash & Young, и люди, которые, может быть, никогда не слышали его песен, но имеют определённое представление, кто есть кто в рок-музыке XX века, разом выдохнут: «А, так вот о ком идёт речь – это тот самый Нил Янг!». Да, тот самый Мюнхгаузен американского рока и «крёстный отец гранжа», которым бесконечно восхищался лидер “Nirvana” Курт Кобейн!

В начале 1960-х Нил Персиваль Янг основал группу “Buffalo Springfield”. Затем своим приходом превратил трио Crosby, Stills & Nash в квартет. Много записывался сольно. А, помимо прочего, стал автором музыки к фильму Джима Джармуша «Мертвец» и сам срежиссировал три кинокартины! Но повторюсь – о Ниле Янге можно говорить долго. В Декаде же Большого Гитарного Рифа я хочу поставить песню с самого первого альбома Янга. Больше всего меня в ней поражает гитарное соло. Никогда раньше не мог себе представить, что полуминутный проигрыш будет исполнен на одной-единственной ноте и прозвучит при этом органично и в то же время внушительно! А особенную пикантность добавляет тот факт, что композиция записывалась больным Янгом, который играл то самое соло при температуре 39° C. Согласен, не самая будоражащая кровь партия гитары в рок-музыке, но харизмы и очарования треку, который сейчас прозвучит, безусловно, не занимать!

88-я строка – Нил Янг и песня “Cinnamon Girl” с его дебютного альбома  “Everybody.Knows.This.Is.Nowhere”, 1969-й год.

 

87. Pink Floyd: Another Brick In The Wall / “The Wall” (1979)

“Pink Floyd”. Моя тяга изучать всё основательно привела к тому, что на первом диске “Pink Floyd”, который я заполучил, оказались записи первых двух лет группы. В них преобладало экспериментальное начало, а монотонность звучания и общая депрессивность просто зашкаливали! В итоге “Pink Floyd” вызвали у меня отторжение, которое длилось несколько лет. И открыл я их для себя сравнительно поздно. Не испытывая изначально пристрастия к их музыке, я так и остановился на общепопулярных вещах “Pink Floyd” – “Money” и “The Wall”. Фильм Алана Паркера у меня так и не хватило сил досмотреть до конца, и наибольшее удовольствие я получал от просмотра документального видео о группе. В любом случае получается, что я не поклонник “Pink Floyd”, хотя и осознаю тот величайший вклад, который они внесли в музыку XX века.

Группа была основана в 1965 году клавишником Ричардом Райтом, барабанщиком Ником Мэйсоном и басистом Роджером Уотерсом, который впоследствии станет единоличным лидером команды. В первые несколько лет настоящим локомотивом коллектива был Сид Барретт, но в 1968 году он совершенно удалился от группы и в итоге покинул её. На смену Барретту пришёл Дэвид Гилмор, которые на протяжении десятилетий задавал гитарный «голос» “Pink Floyd”.

Пик славы группы пришёлся, конечно же, на концептуальный альбом “The Dark Side Of The Moon”. Но об одной из песен с этого диска речь ещё впереди. Сейчас же мне хочется поставить классическую вещь “Pink Floyd” – легендарный “Another Brick In The Wall” из всем известной рок-оперы. Собственно, об этой песне и сказать, в общем-то, нечего без риска повториться, поэтому предлагаю просто послушать хрестоматийную композицию, которая никак не устарела за прошедшую треть века.

87-я строка – песня “Another Brick In The Wall” группы “Pink Floyd” с альбома “The Wall”, 1979-й год.

 

86. My Morning Jacket: Holdin On To Black Metal / “Circuital” (2011)

Каюсь, американскую группу “My Morning Jacket” я услышал в ходе просмотра мультсериала «Американский папаша»… В 7-й серии пятого сезона глава семейства Стен Смит запрещает дочери слушать агрессивную рок-музыку и с целью забрать её с сатанинского сборища приходит на концерт “My Morning Jacket”. Предварительно вставив в уши бируши, чтобы случайно не заразиться от их музыки. Однако нечаянно услышав голос Джима Джеймса, он безвозвратно влюбляется в творчество коллектива и отправляется вслед за музыкантами в гастрольный тур – лично выразить своё восхищение солисту группы. В ходе серии Смит обличает дочь в музыкальной проституции, когда она предлагает ему послушать и другие группы, открывает жене мир наркотического трипа, воплощённого в музыке “My Morning Jacket”, а вокал Джима Джеймса и вовсе называет голосом ангела! В мультфильме звучит песня “Wordless Chorus”, а персонаж Джима Джеймса объясняет, что он самый обычный парень и надевает штаны по одной штанине. Что и демонстрирует на штанах, любезно принесённых прислуживающими ему совами…

Вот так группа, подумал я и полез в интернет, чтобы узнать о них больше и послушать их песни! Выяснилось, что “My Morning Jacket” – американский музыкальный коллектив, играющий, условно говоря, кантри-рок с элементами инди и психоделии. Образовались они в 1998 году в штаке Кентукки и являются плоть от плоти американскими рокерами. Название своему ансамблю Джим Джеймс позаимствовал, как бы странно это ни прозвучало, у куртки, найденной в его любимом, но сгоревшем баре. На куртке были вышиты буквы “MMJ”, которые лидер группы и расшифровал как “My Morning Jacket”. Буквально классическая, если не сказать архетипическая история рождения имени группы!

За истекшие пятнадцать лет «монинги» успели записать 6 студийных и 3 концертных альбома, три сборника и добрую дюжину синглов. В рамках нынешней декады я бы хотел поставить песню с ярко выраженным утяжелённым звучанием гитары с последнего альбома коллектива.

88-я строка – песня “Holdin On To Black Metal” группы “My Morning Jacket” с альбома “Circuital”, 2011-й год.

 

85. The Fratellis: Milk & Money / “Here We Stand” (2008)

Начиная слушать следующую песню, не сомневайтесь – она относится именно к Декаде Большого Гитарного Рифа. Это станет заметным только в проигрыше, но его точно стоит дождаться. Ведь гитарные соло британской группы “The Fratellis” – марка современного инди-рока! Если вы поклонник футбольного клуба “Juventus”, то наверняка слышали “The Fratellis”, так как припев их песни “Chelsea Dagger” исполняется после каждого забитого гола «старой синьоры» в домашних матчах. Даже если вы не любитель футбола, то всё равно слышали эту песню, просто не догадывались, что это она! Послушайте её в интернете и убедитесь в этом.

Да и сама группа на слуху у современного меломана. Коллектив получил своё название от девичьей фамилии матери басиста Барри Фрателли Уоллеса. С его лёгкой руки и прочие музыканты стали называть себя Фрателли. Так и получилось имя “The Fratellis”, что, кстати, с итальянского переводится как «братья». Впервые они выступили под выбранной вывеской в 2005 году в Глазго, и с того времени их популярность неуклонно росла. В 2007-м “The Fratellis” удостоились звания «прорыв года» в Великобритании, а сегодня известны во всём музыкальном мире!

Но в настоящей музыкальной сотне я хотел бы представить не “Chealsea Dagger”, а другую песню. На мой вкус, гораздо более утончённую, уже без того безбашенного настроя, хотя с элементами тяжёлого рока. Впервые “Milk & Money” я услышал у моего друга Михаила Гусева, когда мы сидели у него дома и слушали «Аэростат». Попутно я дописывал для своего блога статью про библейские аллюзии в песнях БГ, а Миша готовил коктейли из остатков вчерашнего праздника. И Гребенщиков в «Аэростате» поставил как раз “Milk & Money”: выпуск был посвящён деньгам. Мы переглянулись и в один голос сказали: «Мощно!». С тех пор – по крайней мере, я – слушаю эту песню с огромным удовольствием.

85-я строка. Песня “Milk & Money” группы “The Fratellis” с альбома “Here We Stand”, 2008-й год.

 

84. АквариумТень / «Лилит» (1997)

Вот что значит – глубина музыки! Альбом «Лилит» мне известен уже лет десять. Но только недавно я начал осознавать, насколько он шикарен и в музыкальном, и в лирическом, и в смысловом планах! Воистину: как много нужно знать, чтобы понимать, как мало мы знаем! Со мной, как с меломаном, происходит нечто подобное: переслушивая старые вещи, я вдруг открываю в них слои, ещё недавно скрытые от моего слуха, мозга и сердца… И чем больше я слушаю, тем больше привязываюсь к по-настоящему замечательной музыке!

А с песней «Тень» с альбома «Лилит» и вовсе произошла чудесная история. Я случайно узнал, что официальной версии предшествовала черновая, сделанная в 1997 году ещё до записи пластинки на коцерте в нью-йоркском клубе “Korova Milk Bar”. Чтобы узнать об этом варианте, я даже списался с девушкой из Питера, которая выложила у себя раритетную запись. Попутно выяснилось, что и текст «Тени» изначально был несколько иным. А идея обложки «Лилит» появилась у Гребенщикова прямо на концерте, когда он попросил сфотографировать его на фоне изображённой на декорации девушки! Так что история песни разрослась интересными подробностями, за что, Людмила, отдельное спасибо!

Но дальше – больше! По мере поиска сведений об альбоме выяснилось также, что «Лилит» была записана в Вудстоке с группой “The Band”, до этого неоднократно выступавшей с Бобом Диланом! Работа над пластинкой началась сразу же после роспуска «Аквариума» версии 2.0, буквально на следующий день. В знак этого Гребенщиков постригся наголо и спрятался за тёмными очками. Так как в записи не принял участие никто из музыкантов «Аквариума», не считая самого Бориса, то правильнее маркировать «Лилит» как 6-й альбом БГ. Однако нынешний «Аквариум» включает «Лилит» в дискографию группы как 21-й естественный альбом, почему мы и позволили указать в заглавии не одного только Гребенщикова, но и его коллектив целиком. Ведь в последовавших за записью концертах приняли участие бывшие и будущие участники «Аквариума»: Александр Ляпин, Олег Шар, Владимир Кудрявцев и Андрей Суротдинов.

За всеми этими подробностями не дадим ускользнуть главному – названию! Ведь Лилит – женщина загадочная и демоническая! В каббалистической традиции она представлена как жена Адама до Евы и мать Каина. Пророк Исайя именем «Lilith» называет ночное привидение. На иврите это слово означает просто «ночная», хотя 72 толковника Септуагинты на греческий перевели «лилит» как ονοκενταυρος, то есть «одноимённый кентавру». А в Междуречье так зовут убийцу детей, которая также не прочь поиздеваться над спящими мужчинами… Сам же Гребенщиков объяснил заглавие пластинки следующим образом: «В этом альбоме рекордное для меня количество посвящений любимой женщине, и, соответственно, Великой Богине. О сакральности женщины этот альбом, и все песни либо напрямую об этом, либо о том, что происходит, когда нет женщины». Пожалуй, после такого заявления все выводы следует оставить слушателям.

84-я строка – песня БГ «Тень» с альбома «Лилит», 1997-й год.

 

83. Santana: Oye Como Va / “Abraxas” (1970)

В связи с композицией с загадочным на слух русского человека названием “Oye Como Va” мне вспоминаются немотивированные танцы в Ясной Поляне. Как-то мы приехали с друзьями в усадьбу Льва Толстого, и я поставил тогда ещё в кассетной автомагнитоле Карлоса Сантану. Стояла пресловутая золотая осень, но мы не сговариваясь решили вернуться в лето и пустились в пляс как раз под “Oye Como Va” – песню, просто располагающую к подобного рода занятиям! Тем более что и текст, и сама композиция располагают к знакомствам, коктейлю, танцам и любви!

“Oye Como Va” – песня, которой в этом году исполняется 50 лет! Она была написана в 1963 году Тито Пуэнте, музыкантом, работавшим в жанре «латинский рок». Однако популярность композиции спустя семь лет принёс именно Карлос Сантана, который включил кавер “Oye Como Va” в альбом “Abraxas”. Выражение “Oye Como Va” переводится с испанского как лёгкое приветствие, располагающее к знакомству и приятной беседе: «Как делишки?». Да и начало песни тоже невесомое: “Oye como va? Mi ritmo bueno pa goza, Mulata!” – «Привет, мулаточка, как дела? Ритмы моей песни буквально созданы для нашего удовольствия!». Примерно так, простите мой испанский… В интро сантановской версии я всегда слышал слово «Савой», хотя оказалось, что на самом деле это “Sabor”, что переводится как «аромат». Так что во всех смыслах ароматная вещица вышла у Сантаны!

Молодёжь, ориентированная на популярную музыку, может знать Карлоса Аугусто Алвеса Сантану по работам с Шакирой и “Nickelback”. Но это уже вторая волна популярности Сантаны, в то время как первая пришлась на 60 – 70-е годы благодаря “Black Magic Woman” (она же – “Gypsy Queen”) и “Oye Como Va”. Музыкант родился в 1947 году. Его отец был скрипачом и выучил маленького Карлоса музыкальной теории и практике. Перебравшись из Мексики в США, в Сан-Франциско, Сантана выработал собственный стиль, в котором сочетались латинские мотивы, блюз и рок-н-ролл.

В 1966 году Карлос Сантана организовал группу “Santana Blues Band”, название которой вскоре сократилось до лаконичного “Santana”. Коллектив произвёл фурор на Вудстоке с композицией “Soul Sacrifice”. Неудивительно, поэтому, что альбом 1970 года “Abraxas” возглавил американский музыкальный хит-парад. А композиция “Oye Como Va” вместе с “Black Magic Woman” стали визитной карточкой Сантаны.

Кстати, альбом имеет прямое отношение если не к магии, то к гностицизму точно! Ведь Абраксас – верховный глава небес, объединяющий время и пространство в мире. В учении гностика от неоплатонизма Василида имя Абраксас обозначает число дней в году – по греческим буквам, которые служат заодно и числами. Но это уже совсем другая история! Ведь неоплатонизм и учение об эманации божества в эоны – это хорошо, но хотя бы иногда надо же подмигнуть незнакомой девушке и спросить по-испански: “Oye Como Va?”.

83-я строка – знакомошная от Карлоса Сантаны “Oye Como Va” с альбома “Abraxas”, 1970-й год. С юбилеем тебя, песня!

 

82. Metallica: Whiskey In The Jar / “Garage Inc.” (1998)

«Ну, наконец-то!» – дружно вздохнули поклонники “Metallica”, которые с нетерпением ждали появления своих кумиров в декаде большого гитарного рифа. Секрет раскрыт – в эту десятку вошла знаменитая «металлическая» перепевка баллады ирландских родоначальников хэви-метал “Thin Lizzy”. Что же ещё нужно для запоминающегося, а главное – зажигательного рифа? Конечно, история разочаровавшегося в любви преступника и виски во фляге!

Именно так на русский и переводится название песни “Whiskey In The Jar”. Заметьте, речь именно об ирландском виски, о чём свидетельствует написание напитка с дополнительной “e” – “whiskey”. Это классическая история XVII или XVIII века о разбойнике, который ограбил некоего капитана Фаррела, – популярная для Ирландии тема воздаяния правительственных чиновников. Однако затем героя предала возлюбленная Молли, так что радоваться в жизни остаётся только тому, что есть ещё виски во фляге…

Песню перепела без преувеличения целая армия ирландских и американских групп – “The Dubliners”, “The Po       ques”, Peter, Paul & Mary, “The Clancy Brothers And Tommy Makem”, “Flogging Molly”, U2! Появились даже немецкая версия в исполнении коллектива “Santiano” и русская переработка «Монгол Шуудан»! Да что уж там далеко ходить – мотив “Whiskey In The Jar” звучит в советском мультфильме «Пластилиновая ворона»! Но вот заслуга создания оригинального рифа к многовековой классике принадлежит легендарным ирландцам из “Thin Lizzy”! Именно у них так задорно звучит проигрыш, известный всем благодаря каверу “Metallica” 1998 года, который принёс им «Грэмми»!

Песня “Whiskey In The Jar” вошла на двойной диск “Metallica” “Garage Inc.”. В первый CD музыканты включили новые кавер-версии многих групп, в число которых вошли и “Thin Lizzy”. Так что вот уже 15 лет успевшая давно стать классической “Metallica” радует меломанов перепевками замечательных песен, выступая как образец стилизации, чистоты звучания и верности музыкальным традициям! А традиции, надо сказать, просто шикарные!

82-я строка – песня “Whiskey In The Jar” группы “Metallica” с их кавер-альбома “Garage Inc.”, 1998-й год.

 

81. Ozzy Osbourne: Crazy Train / “Blizzard Of Ozz” (1980)

Как всё-таки различаются между собой люди. Для некоторых подвиг – бросить курить, в то время как для других по-настоящему переступить через себя означает сократить употребление героина перед концертом. К чему я это веду. Поклонники тяжёлой музыки, может быть, надеялись увидеть в декаде большого гитарного рифа сумасшедшие проигрыши в духе хэви-метал, но, как я и предупреждал в начале, не нашли ничего подобного. Максимум, на что меня хватило, – возглавить рифовую десятку музыкой группы, которая давно стала классикой тяжёлого звучания и которую молодые группы того же плана воспринимают как беспощадно устаревших классиков…

Оззи Осборн. Алкоголик с полувековым стажем, завещавшим своё тело лондонскому музею естествознания, чтобы наука разобралась, как он так долго мог оставаться в живых. Дальний родственник Николая II и американского преступника XIX века Джесси Джеймса. Осборн – это имя уже более полувека наводит страх на всех бабушек, живущих по соседству со съёмными квартирами. Между тем я довольно поздно познакомился с Осборном, скорее всего – из-за общего прохладного отношения к тяжёлой музыке. Я слышал о его шоу, где он заставлял молодых накаченных парней с повязками на глазах целоваться с пенсионерками, слышал о скандалах, связанных с его дочерью… Однако музыка Оззи и “Black Sabbath” отчего-то обходила меня стороной. Вероятно, я испытывал первобытный страх перед ведьмами, не понимая, насколько они могут быть прекрасными…

Оставляя в стороне причины позднего знакомства с классикой хард-рока, скажу, сколь сильное впечатление на меня произвела песня Оззи Осборна “Crazy Train”. Как-то я попросил своего друга, гитариста Николая Соколова, посоветовать мне песню с запоминающимся гитарным рифом. И первая вещь, которую он назвал навскидку, оказалась именно осборновский «безумный поезд». Я послушал – и влюбился в песню на месте!

“Crazy Train” был написан Оззи Осборном для дебютного сольного альбома “Blizzard Of Ozz” в 1980 году. Джон Майкл Осборн родился в Бирмингеме в 1948 году и до основания легендарного “Black Sabbath” успел поработать водопроводчиком, слесарем, забойщиком на скотобойне, автомехаником, маляром и даже могильщиком. В молодости он отсидел за кражу и в тюрьме сделал на фалангах пальцев татуировку “OZZY”, которая определила его музыкальную судьбу в будущем. Вначале он стал вокалистом “Music Machine”, затем перешёл в “Earth”, пока, наконец, не нашёл себя в культовой “Black Sabbath”.

Название группы, взятое от одноимённого фильма ужасов, определило характер “Black Sabbath” на всё время их существования. В 1970 году музыканты записали первый альбом, после которого Оззи с той или иной долей активности пытался покинуть коллектив, что и случилось в конце 70-х. После чего Оззи Осборн занялся сольной карьерой и записал альбом “Blizzard Of Ozz”. Для раскрутки пластинки музыкант, по совету супруги, принёс в офис звукозаписывающей компании двух голубей, которых он должен был выпустить в знак доброй воли и тенденции к ограничению употребления алкоголя и наркотиков. Первый голубь, действительно, улетел, но вот второму Осборн неожиданно – наверное, в том числе для самого себя – откусил голову! Впоследствии музыкант признался, что был сильно пьян, но фотографа, запечатлевшего событие, было уже не остановить…

Альбом “Blizzard Of Ozz” был положительно отмечен критиками и слушателями. Гитариста Осборна Рэнди Роадса журнал “Guitar Player” назвал лучшим молодым талантом. Сам Оззи мало обращал внимание на славу и развлекался тем, что бросал в публику сырым мясом, в скором времени получая в ответ дохлых быков, кошек, лягушек и змей, а также живых обычных и летучих мышей и связынных птиц. Отдельные поклонники Осборна и вовсе, наслушавшись его музыки, стали закалывать людей, что заставило Оззи выступить с лозунгом отказа от насилия и идеями мира. И пускай до первого альбома Оззи Осборна, записанного, по его же собственному признанию, в трезвом состоянии, пройдёт ещё 27 лет, – но “Blizzard Of Ozz” не может не прельщать наивным добродушием и глубоким человеколюбием! Несмотря на всю внешнюю агрессию и наносную жестокость…

81-я строка – песня Оззи Осборна “Crazy Train” с его дебютного сольного альбома “Blizzard Of Ozz”, 1980-й год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *