Кому и за что ставить свечи в храме

В церкви часто можно услышать вопрос, кому поставить свечку за здравие, за путешествующих, за детей, чтобы они хорошо сдали экзамены, и прочее, и прочее. Один мой знакомый диакон рассказывал, как он начал рассуждать перед зашедшим в храм туристом о храме как о проекции созданной Богом вселенной в церковном микрокосме, но посетитель грубо осёк его: «Да вы скажите, куда свечку поставить, а все эти домыслы оставьте при себе!».

Действительность такова, что многим попросту не хочется вникать в богословские тонкости: я просто свечку поставлю, постою минуту и буду надеяться, что экзамен будет сдан, путешествие совершится без затруднений, здоровье не подведёт. Вопросам богословия икон был посвящён целый Вселенский собор в 787 году в Нике, по результатам которого состоялось «торжество Православия» в том смысле, что христианская Церковь сформулировала богословские догмы по всем важнейшим пунктам своего вероучения. А по поводу икон, в частности, заключила, что икона есть писаный красками образ, посредством которого нашей ограниченной природе проще возноситься в молитве к Первообразу – Богу. И неправильно делать из иконы идола, требующего в качестве жертвы свечу. С другой стороны, разве это правильно – запрещать человеку обращаться к Богу через изображённого святого, если так этому человеку проще и понятней? Что ж, постараемся перечислить, каким святым в Православной Церкви принято ставить свечи и за что. А самым терпеливым в конце статьи приведём краткий срез по богословию иконы.

 

Икона Господа Иисуса Христа

Икона Иисуса ХристаПравославные христиане верят, что Бог, Троичный в Лицах (Отец, Сын и Дух Святой), во-плотился (то есть стал телесным, принял человеческий образ) во втором Лице – Господе и Спасителе Иисусе Христе. В этом смысле христианская религия уникальна: Господь, по Своей безмерной любви к нам, вочеловечился, и в результате этого мы получили возможность изображать Спасителя на иконе. Поэтому икона Спасителя является, если можно так выразиться, универсальным образом, к которому можно обращаться по любым вопросам.

Православная Церковь учит, что, обращаясь к каким-либо святым, мы должны умом возноситься от их телесного образа к Первообразу – Богу. Молясь святым, мы обращаемся к ним как к заступникам и ходатаям за нас перед Богом. Но молитва, в конечном счёте, должна быть обращена к Богу. Просьба о здоровье близких – это прекрасно, но важнейшей целью богообщения является перемена собственной жизни, духовное преображение, а не исполнение конкретного желания или просьбы. Магизм совершенно чужд Православию, монеты под пятками противоречат самому духу христианской веры.

Однако фактом остаётся и то, что со временем многие святые прославились определёнными чудотворениями. Поэтому к ним стали обращаться со вполне узконаправленными проблемами. В нижеследующем списке постараемся представить основные заботы и тяготы рода человеческого, которые помогают преодолевать те или иные святые.

 

Механизм формирования «зон ответственности»

Благодаря чему тот или иной святой стал «ответственным» за излечение от определённого недуга – это интересная тема, позволяющий понять механизм формирования «областей заступничества», назовём их так. Причём связь между святым и «застолбленным» за ним исцелением зачастую бывает весьма специфической. Вот пример.

Святой Иоанн Креститель, Предтеча Христа, осудил царя Ирода Антипу в прелюбодеянии: тот взял в жёны Иродиаду, супругу собственного брата. Саломея, родная дочь Иродиады и падчерица Ирода, попросила в качестве подарка голову Иоанна Крестителя. Приказ царя был исполнен: голову святого во дворец принесли на блюде. С тех пор Иоанну Предтече молятся об избавлении от мигреней. Согласитесь, логика жутковатая.

Голова Иоанна Крестителя

Или вот другой пример. Великомученица Екатерина Александрийская по приказу языческого императора Максимина, жену которого святая привела в христианство, была казнена в 305 году через обезглавливание. Поэтому святой Екатерине также молятся страдающие от головных болей.

По такому же принципу:

— волхвы, упавшие в ноги младенцу Христу, стали покровителями эпилептиков, то есть больных падучей;

— святой апостол Андрей Первозванный – исцелителем подагры, профессионального заболевания рыбаков

Ниже представлены заступники, «ответственные» за определённые заболевания и недуги.

 

Бесплодие – святая Анна

Икона родителей Богородицы святых Иоакима и АнныМать девы Марии, святая Анна, жила в супружестве со святым Иоакимом 50 лет, но зачать детей они не смогли. Святому Иоакиму явился ангел, возвестивший, что его жена зачнёт и родит дочь. Так и случилось.

С того времени святой Анне молятся при бесплодии и перед процедурами ЭКО.

 

Слепота – Иероним Стридонский и Фёкла Иконийская

Блаженный Иероним СтридонскийБлаженный Иероним Стридонский известен как учёный аскет. Он выполнил латинский перевод Библии. Во время работы он испортил себе зрение, поэтому блаженному молятся перед операцией на глаза.

Другая святая, которой также молятся и ставят свечи при болезни глаз, – раннехристианская святая Фёкла Иконийская. При жизни она не совершала чудес, однако после смерти святой произошло исцеление. По преданию, перед святой Фёклой расступилась скала, когда её преследовали язычники. Впоследствии из этой скалы забил источник, к которому приплыл с Кипра ослепший человек. Он отёр глаза водой из источника и прозрел. А масло из лампады святой Фёклы считалось отличным средством от болезней глаз.

 

Глухонемота – святые Феодосия, Косма и Дамиан

Первая мученица эпохи иконоборчества, святая Феодосия при жизни так же не имела дара чудотворения. Однако спустя много веков после её смерти, в 1306 году, на её могиле обрёл слух и речь глухонемой кузнец. Причём это произошло столь незаметно, что тот продолжал браниться, используя самые скверные слова, но не подозревал об этом.

Святые бессеребренники Косма и ДамианА другая женщина, также поражённая глухонемотой, была, напротив, набожной верующей. Она молилась святым бессеребренникам Косме и Дамиану и сама не заметила, как во время литургии вместе с хором спела вслух «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!».

Косма и Дамиан неслучайно упоминаются вдвоём. Однажды они исцелили сразу двоих – мужчину и женщину. Первый страдал от паралича, вторая – от немоты, и оба остановились в качестве паломников у могилы святых. Во сне заступники явились мужчине и приказали возлечь с женщиной. Тот был немало озадачен, поскольку не был с ней знаком, однако повиновался приказу святых. Когда спящая увидела приближавшегося, то от страха закричала и обрела голос. А мужчина, соответственно, избавился от паралича.

 

Мужские проблемы – святой Артемий

Святой АртемийОдному из мужчин святой Артемий явился во сне с твёрдым наказом идти к местному кузнецу, который вылечит его от проблем, выражаясь медицинским языком, мочеполовой системы. Однако кузнец чрезвычайно удивился, когда услышал о возможности исцелять от таких болезней, и отказал. Но святой Артемий явился страдальцу во сне во второй и в третий раз, после чего кузнец разозлился, приказал гостя выложить на наковальню средоточие мужского наследства и хорошенько ударил по ним молотом. В результате от этого удара у больного прошла грыжа, которая и явилась причиной его проблем.

 

Отравления – святой Феодор Студит

Святой Феодор СтудитФеодор Студит (759 — 826 гг.) — один из крупнейших богословов эпохи иконоборчества, аскет, церковный писатель и деятель. Своё прозвание святой Феодор получил по Студийскому монастырю Константинополя, который он возглавил в 798 году.

От елея из лампады перед иконой святого исцелился один человек, который вкусил отравленной пищи. Поэтому перед Феодором Студитом молятся при отравлениях.

 

Николай Чудотворец – покровитель путешествующих и детей

Святитель Николай ЧудотворецСвятитель Николай Чудотворец (270 – 345 гг.) – один из самых почитаемых святых в Православной Церкви. Архиепископ Мир Ликийских, он известен как покровитель детей, путешествующих, заключённых и сирот. К Николаю Угоднику обращаются моряки, особенно при кораблекрушении и угрозе потопления. Согласно житию святителя, будучи ещё молодым человеком, Николай воскресил моряка во время морского путешествия из Миры в Александрию.

В западной традиции святитель известен как Санта Клаус, то есть дословно «святой Николай». Именно с его чудом связано появление традиции рождественских подарков для детей. Однажды святитель узнал, что у отца одного семейства нет приданого для трёх его дочерей и что, по этой причине, он хочет выдать их замуж ради обогащения. Тогда святой Николай незаметно подбросил им в дом мешок с золотом и вернулся домой. Католическое предание сообщает, что мешок, подброшенный святым, застрял в сушившемся перед очагом белье, поэтому в католических странах подарки на Рождество принято класть не под ёлку, а в специальные мешки в виде носков.

 

Целитель Пантелеймон

Святитель Пантелеймон ЦелительСвятой великомученик Пантелеймон родился в 275 году в Малой Азии и с юных лет стал учеником знаменитого врача Евфросина. С течением времени Пантелеймон стал настолько искусным в вопросах врачевания, что император Максимилиан приблизил его ко двору. Узнав о христианской вере, Максимилиан, язычник по воспитанию и царившей в империи религиозной традиции, приказал казнить Пантелеймона, которые претерпел все пытки и принял мученический венец с именем Христа на устах. Пантелеймон был известен тем, что служил безвозмездно и часто навещал больных в тюрьмах и местах, куда отказывались идти другие врачи. На иконах Пантелеймон изображается с небольшой шкатулкой с отделениями под снадобья.

 

Неразрешимые проблемы — святой Трифон

Святой ТрифонВ жизни бывают такие моменты, когда перед человеком встают поистине неразрешимые проблемы. В этих случаях в Православной Церкви принято обращаться с молитвой к Богу через святого заступника Трифона. Он жил во Фригии в III веке и прославился любовью к обездоленным и даром исцеления. Будучи 17-летним юношей, он прославился изгнанием беса из дочери императора Гордиана. Святой был жестоко умучен по приказу префекта Аквилина в 250 году.

Святой Трифон особенно почитаем на Руси и на русских иконах всегда изображается с соколом на руке. И связано это с историей, которая произошла через тринадцать веков после мученической кончины Трифона. Его тёзка, сокольничий Трифон, однажды упустил сокола, за что впал в немилость царя Иоанна Грозного. Три дня он безуспешно искал сокола, но не мог его найти. Тогда он стал усердно молиться своему небесному заступнику, чтобы избежать царского гнева. Во сне святой Трифон явился сокольничему, и тот, проснувшись, увидел у себя на руке сокола. В память о чудесном избавлении от неминуемой смерти сокольничий дал слово построить церковь на месте свершившегося чуда церковь. Этот храм стоит и теперь — недалеко от станции метро Рижской на улице Трифоновской. С тех пор с неразрешимыми затруднениями принято с молитвой обращаться к святому Трифону. Хотя логика подсказывает, что главным заступником для человека в аналогичном случае должен выступать небесный заступник, во имя которого крещён верующий.

 

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Святитель Лука Войно-ЯсенецкийЛичность святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, поистине уникальная в Русской Церкви. В миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, в будущем прославленный в лике новомучеников и исповедников российских, был выдающимся врачом. В 1904 году он окончил медицинский факультет Киевского университета, после чего не одно десятилетие работал хирургом и успел спасти без преувеличения тысячи жизней. По его научной работе «Очерки гнойной хирургии» до сих пор преподают в медицинских вузах и проводят операции.

Но Валентина Феликсовича неуклонно тянуло к иному поприщу: он принял сан священника и монашеский постриг с именем Лука. Уже в сане архиепископа ему было доверено возглавлять сначала Тамбовскую, а затем Крымскую епархии. Репрессии за религиозные убеждения и 11 лет лагерей не сломили в нём дух христианского подвижника. И все годы вплоть до своей кончины он служил на поприще врачевания. В 2000 году за подвижничество и исцеление недужных он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Перед его иконой принято ставить свечи за исцеление от болезней.

Статьи на церковную тематику

Странные иконы Церковь о табаке
Русские церковнологизмы Странные иконы Церковь о табаке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *