Странные иконы

В изобразительном искусстве человечество становится свидетелем активной смены стилей и направлений. В своих творениях художники имеют возможность реализовывать самые смелые идеи и концепции, экспериментировать с композицией и цветом, размером и формой «полотен» в широком смысле слова. И только православная иконопись, казалось бы, передаёт из поколения в поколение давно известные образцы.

004
Отечественные религиозные мыслители всегда выступали апологетами консервативности иконописи, потому что видели в ней даже не то, чтобы нечто большее, чем искусство, – а не искусство вовсе. Священник Павел Флоренский утверждал, что храм есть средоточие всех человеческих талантов – архитекторского, иконописного, певческого, стихотворного и т.д. И, соответственно, плоды этих талантов приносятся в дар Богу за богослужением. Князь Евгений Трубецкой афористично охарактеризовал икону «умозрением в красках», а протоиерей Сергий Булгаков и вовсе говорил, что икона – это каждый человек как образ Божий. А то, что мы видим написанным на доске или стене, – икона с этой иконы. Согласимся, такие определения иконописи далеко ушли от средневекового тезиса «икона – Библия для неграмотных», хотя и в нём есть доля истины.

04-01

Но почему каноническое изобразительное искусство так сильно тяготеет к старине, к следованию древним образцам? Ответ, пожалуй, кроется в самом слове «канон», под которым понимается чётко сформулированный святыми отцами свод правил иконописания, основанный на их глубоком духовном опыте. А иконописцы выступают не как авторы, а как реализаторы этого канона. Хотя среди них встречались мастера, создававшие, мягко говоря, необычные, странные образы. Вот о них и пойдёт речь ниже.

Пожалуй, самая удивительная православная икона – святого III века Христофора. При рождении его назвали Репрев. Он принадлежал к племени берберов, а в зрелом возрасте стал доблестным воином и принял крещение. Что ещё оставалось делать человеку с совершенно безобразной наружностью, какой и обладал Христофор? Правда, позднее появилось предание, что святой изначально был чрезвычайно красив, женщины буквально не давали ему прохода, и он попросил Бога обезобразить его лицо. Результат получился столь впечатляющим, что на иконе Христофор стал изображаться с головой… собаки!

Много копий было сломано о вопрос, стоит ли понимать псоголовость Христофора метафорически или реально. Некоторые источники сообщают, что он был не только очень страшен внешне, но и обладал громадным ростом. Чуть ли не с дюжину локтей, что сопоставимо с двухэтажным домом. Так что вымысел и реальность в данном случае пересекаются. Для греческой культуры вообще было привычно придавать варварам звериные черты. Православные же богослужебные книги подчёркивают, что псиную голову стоит понимать как метафору животного нрава святого до принятия христианства. А некоторые и вовсе соотносят Христофора с древнеегипетским Анубисом…

При этом самая древняя икона святого с головой собаки датируется VI веком! В древнерусской иконописи образ Христофора Псеглавца появляется в XVI столетии. Возможно, какие-то параллели здесь можно провести в связи с опричниками Ивана Грозного, на сёдлах которых висел собачьи головы. Кстати, в XVIII веке в России Христофора стали изображать уже с головой лошади. Но эти иконы де-факто стали неканоническими, поскольку на Большом Московском соборе 1666 – 1667 годов были запрещены вовсе. А по решению Святейшего Синода в 1722 году лики святого затирались и заменялись человеческими. Интересно, что старообрядцы запрет проигнорировали и продолжали писать иконы Христофора, одну из которых можно увидеть в старообрядческой церкви Покрова в Москве!

Отдельная категория православной иконописи – эфиопские иконы. Эфиопия приняла христианство одним из первых государств в мире, и православие там почитаемо до настоящего времени. На местных иконах преобладают цвета, традиционные для растафарианской культуры, – зелёный, жёлтый и красный, а также синий. Уникальность творениям эфиопских мастеров придают и тончайшие, витиеватые узоры. Которые, кстати, могут возникать у человека при потере крови или в результате галлюцинаций…

04-02

Но есть одна икона, которая выделяется даже на фоне прочих эфиопских шедевров, – святого Теклы Хайманоты. По местному преданию, он неоднократно посещал Иерусалим, так как обладал тремя парами крыльев. Помимо прочего, святой Текла проявил себя великим столпником – он простоял на одном месте без пищи и питья семь лет. Причём на шестом году одна нога у него отвалилась, однако подвижник не обратил на это особого внимания, подставил палку и продолжил стоять. Тогда Бог, видя духовную непоколебимость Хайманоты, наделил крыльями ещё и его отделившуюся от тела ногу!

Крайне интересна интерпретация догмата Троицы в православной иконе. Сложность троичности Божества всегда заставляла богословов использовать различные метафоры и объяснения. Но на канонической иконе Троица всегда представала в виде трёх юношей, сидящих вокруг трапезы с хлебом и вином. Явленное ещё Аврааму предвозвестие Бога, троичного в Лицах, в Новом Завете стало образцом. Хрестоматийный пример – «Троица» Андрея Рублёва. Но вот в неканонической иконописи тайну Троицы попытались раскрыть прямолинейно: раз три лица едины – значит, они должны быть на одной общей голове!

04-04

В Русской Церкви такие иконы возникли в старообрядческой среде. Но их аналоги существуют и на Западе. В данном католическом изображении кисти Иеронимо Козимо на сторонах треугольника, также символизирующего Троицу, утверждается неслиянность Трёх Ипостасей при единстве Божества.

В настоящее время, в связи с желанием «демократизировать» религию в околоцерковных кругах, а также с откровенно раскольническими тенденциями вообще появляется множество совершенно необычных икон. К православию, разумеется, эти «образы» никакого отношения не имеют. Кого на них только можно не увидеть! Вдруг ставшие «святыми» Иван Грозный и Григорий Распутин. Ленин, Сталин и даже Гитлер! Ну и вовсе диковинное творение – джазовый музыкант Джон Колтрейн с нимбом над головой и с саксофоном в руке…

Не удивляйтесь, если вам скажут об иконе, на которой запечатлён Виктор Янукович – и такая есть! Разумеется, президент Украины на ней показан не как святой, но всё же… Но, пожалуй, самый яркий образчик профанизации религии – это образ Богородицы с Младенцем Христом, которые благословляют чемпионат Европы по футболу 2012 года. Который, кстати, проходил всё в той же Украине!

04-05

В начале статьи был задан вопрос – почему православные иконы столь консервативны? Кажется, после данного небольшого обзора ответ становится более очевидным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *