Церковь о табаке

006Курение – это «вывеска внутреннего огня страстей» (святой праведный Иоанн Кронштадтский)

На протяжении тысячелетия Русская Православная Церковь выступает крупнейшим социальным институтом в деле воспитания и формирования семейных ценностей и нравственности. Сегодня, в условиях свободы совести и вероисповедания, Церковь тем не менее не потеряла инструментов положительного воздействия на общество, её роль в укреплении нравственных ценностей внутри семьи даже возрастает. Однако в современных условиях необходим существенный пересмотр основных принципов диалога Церкви и общества. Убеждён, что ко многим проблемам Церковь в лице её священнослужителей должна подходить максимально открыто, давать адекватные реалиям XXI в. ответы на самые насущные вопросы. Одним из таких вопросов сегодня является табакокурение.

Активной пропагандой профилактики и ограничения табакокурения в России занимается государство. 10 июля 2001 г. был принят Федеральный закон №87 «Об ограничении курения табака». Правительство РФ одобрило Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 гг. Создан специальный интернет-сайт www.takzdorovo.ru для людей, страдающих, но желающих избавиться от табачной зависимости. Кандидат в президенты РФ В.В. Путин в своей предвыборной программе 2012 г. прямо выступал за запрет курения в общественных местах и, более широко, за пропаганду спортивного и здорового образа жизни. «Программу по борьбе с табакокурением, – неоднократно заявлял председатель правительства, – нужно продолжать и действовать активно».

Однако при всей масштабности предпринимаемых мер по противодействию табакокурению ситуация с данной проблемой в России, в целом, не улучшается. Очевидно, что, например, размещение на пачках информации крупным шрифтом о вреде курения табака чрезвычайно малоэффективно. С точки зрения верующего человека, борьба с таким серьёзным недугом, как курение, невозможна без глубокого понимания природы этой зависимости, которая коренится не в телесной природе человека, а в духовной. В этой связи важное значение имеет показать отношение к табакокурению святых Отцов и прояснить интерес Церкви к нему не как к медицинской проблеме, но как к порабощению души курящего.

Позволим себе выдвинуть тезис, что табакокурение – как греховная страсть – имеет много общего с чревоугодием. И тот, и другой грех проходит в своём развитии в человеке несколько стадий: 1) прилог, 2) помысел, 3) сочетание, 4) изъявление согласия, 5) грех, 6) дурной навык, 7) пленение. Попытаемся наглядно показать, что курение есть греховная страсть, пленяющая человеческую душу.

Под «прилогом» в святоотеческой аскетике понимается прeдcтaвлeниe кaкoгo-либо прeдмeтa или дeйcтвия, cooтвeтcтвующего oднoй из пoрoчных нaклoннocтeй прирoды чeлoвeкa. Сaм пo ceбe прилог eщё нe вырaжaeт и нe прeдпoлaгaeт cвoбoднoгo учacтия чeлoвeкa. Если определённый объект всё же находит субъективный отклик, то в сердце зарождается «помысел». Далее, внимaниe чeлoвeкa привлeкaeтcя, прикoвывaeтcя к пoмыcлу, и тогда с последним происходит «сочетание», то есть иcключитeльнoe прeoблaдaниe предмета страсти в coзнaнии, так чтo другим предметам просто нe ocтaётcя мecтa. Реализацию греховной страсти православные аскеты называют «изъявлением согласия», вслед за которым совершается, собственно, «грех» – фактическое действие, направленное на возникшее и созревшее страстное греховное желание.

В некоторых случаях воля человека, впрочем, нaблюдaeт в ceбe и пeрeживaeт бoрьбу мeжду cтрacтным влeчeниeм и прoтивoпoлoжными дoбрыми нaклoннocтями cвoeй прирoды. Однако если этого не происходит, то в человеке развивается «дурной навык», который, подавляя уже не свободную волю, превращается в настоящее «пленение» страстью. Тогда cтрacть проявляeтcя в cвoём пoлнoм рaзвитии – кaк cocтoяниe души coвeршeннo oкрeпшee и достигшее cвoeй выcшeй cтeпeни. Как ни парадоксально, но в таких случаях человек менее всего осознаёт свою порабощённость греху. Поэтому как чревоугодник не относится к еде как к страстному помыслу, так и курильщик считает свою привычку вполне безобидной.

Современное общество, как сейчас модно говорить, толерантно относится к курящим, тоже, видимо, не вполне отчётливо представляя духовный вред употребления табака. Очень метко об этой ситуации высказался архиепископ Иоанн (Шаховской): «Мелкий грех, как табак, до того вошёл в привычку человеческого общества, – пишет владыка, – что общество ему предоставляет всяческие удобства. Где только нельзя найти папирос! Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты, вагоны, купе – “для курящих”».

Между тем святые Отцы Русской Церкви вполне определённо заявляют своё отношение к табакокурению именно как к греховной страсти, быстро пленяющей человеческую душу, так что человек перестаёт осознавать истинную духовную опасность курения. Выше мы попытались сравнить употребление табака и чревоугодие. В подтверждение того, что такое сравнение возможно, приведём слова Иоанна Кронштадтского, который не делает разницы между «малым» и «большим» грехом и считает, что они оба закрывают человеческое сердце для благодати Духа Святого. «Нельзя постоянно есть и курить, – восклицает святой праведный. – Нельзя обращать жизнь человеческую только в ядение, питие и курение (хотя есть и такие, которые постоянно почти едят, пьют и курят), и вот дух лукавый обратил жизнь в курение, и уста, которые должны благодарить и славословить Господа, сделал пещью дымящейся».

Проанализируем отношение святых Отцов Русской Церкви к проблеме табакокурения.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) (1782 – 1867 гг.) не оставил цельного учения о табакокурении с позиции православия. Тем не менее один эпизод из жизни святителя даёт нам вполне ясное представление о его отношении к табаку. В 1855 г. он писал ректору Московской Духовной Академии архимандриту Евгению по поводу дошедшего до него замечания одной высокой особы о запахе табака в студенческих комнатах: «Если против сего нет запрещающего предписания, – заметил владыка, – то потому, что желательно было оказать доверие благоразумию людей уже не детского ума. Не странно ли, что люди изобрели себе нового рода голод, которого природа не знала, и нового рода пищу, о которой она не думала… Скажут ли: предмет маловажный и не требует строгого внимания. Но вы почему же не откажетесь от маловажного предмета, а держитесь за него упорно… Маловажно ли сие слово: горе человеку тому, им же соблазн приходит? Отдаю сие на размышление ваше о вверенных вашему руководству». В одной из своих проповедей митрополит кратко добавляет о табаке: «Это неизвестное природе лакомство прахом и дымом худородного зелья».

Замечательны слова святителя Филарета: «Люди изобрели себе нового рода голод, которого природа не знала, и нового рода пищу, о которой она не думала»! Данное высказывание не имеет никакого отношения к оценке табака с медицинской точки зрения. Напротив, митрополит говорит даже не столько о духовном вреде курения, сколько о курении как следствии ненормальной, больной духовной жизни, причины которой лежат гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому вполне естественно, что выражение владыки Филарета о «новом роде голоде, которого природа не знала» может быть вполне приложимо и к новым проблемам общества, например, к наркомании.

Наиболее взвешенно, на наш взгляд, подходит к табакокурению святитель Феофан Затворник (1815 – 1894 гг.). В одном из писем своему духовному чаду владыка пишет: «Добре бросить курение. Оно не только пусто, но подтачивает понемногу здоровье, портя кровь и засоряя лёгкие. Это есть постепенное себя оядотворение». В целом, позиция Феофана Затворника сводится к простому тезису: «Курение – дело бестолковое», однако святитель в полной мере признаёт употребление табака опасным духовным недугом.

По-настоящему страшно звучат слова святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908 гг.): «Куря свою сигару и вдыхая дым её, впитывай в себя мысль, внедряй веру в своё сердце, что ты сам обратишься некогда в вечную головню, если будешь на этом свете предан одним удовольствиям чувственности». Или: «Тление твоей сигары или папиросы изображает весьма хорошо тление твоего сердца в огне страстей: как тлеет твоя сигара во рту у тебя, так тлеет твоё сердце в огне разных страстей».

Иоанн Кронштадтский неслучайно связывает курение табака – которое, по его мнению, «есть непозволительная прихоть, мнимая, а не настоящая потребность» – и духовную деградацию общества. Люди начала XX в., по мнению святого, уверились в торжество науки и прогресса, но в то же время обнищали духовно, пав даже ниже ветхозаветных грешников. «Жители Содома и Гоморры, – рассуждает протоиерей, – сластолюбствовали в сытости хлеба и вина, а нынешние – образованнейшие, далеко оставившие за собою древний мир люди прибавляют ещё к сытости хлеба и вина – одуряющую, разрушающую здоровье сытость табаком! О дивный прогресс! О премудрый прогресс! О приближающий ко дну адову прогресс!».

Человека, подверженного зависимости от курения, Иоанн Кронштадтский называет «табакопатом» (от древнегреческого παθος – страсть, страдание, боль, болезнь), то есть табачным страдальцем. Кроме того, святой сожалеет о том, что деньги, потраченные курильщиком на табак, на это «положительно вредное зелье», не были направлены на что-либо полезное, на необходимые самому курильщику вещи или, к примеру, на помощь бедным. «О, как бы пожал обильно в будущей жизни тот человек, который бы все деньги, истраченные на табак, раздал нищим!» – восклицает святой. Что же касается непосредственно употребления табака, то, в целом, позиция Иоанна Кронштадтского сводится к следующему увещанию: «Курение – прямо противоестественное дело. Уста даны вовсе не для того, чтобы есть ими дым». Считаем, что для верующего человека выражение «уста даны вовсе не для того, чтобы есть ими дым» будет гораздо более эффективным, чем целый комплекс социальной рекламы и медицинских предупреждений.

Важной задачей современного священства, на наш взгляд, является более пристальное внимание к тем, если можно так выразиться, «бытовым» грехам, которые зачастую выступают фоном для общей духовной деградации личности. Пересмотр основных принципов диалога Церкви и общества, о котором мы говорили вначале, в качестве одного из своих оснований может иметь адекватную оценку современным священником явлений, с которыми сегодня сталкивается православная паства. Очевидно, что табакокурение – одна из наиболее распространённых проблем такого рода. Считаем, что важной задачей служителя Церкви в отношении прихожанина, зависимого от табака, является не грубый запрет курения или строгая епитимья, а грамотное разъяснение прежде всего духовного вреда употребления табака. И подобное разъяснение, конечно же, основанное на святоотеческом учении, тем не менее должно быть выдержано в духе икономии, то есть не в категорически-запретительном духе, а в увещевательном, с позиции любви.

Однако данный подход со стороны священства вовсе не означает бездействия или «откладывания до понедельника» со стороны пасомого. Видя истинный духовный вред курения и осознавая само употребления табака как следствие духовного расстройства, православный курильщик обязан с удвоенным рвением бороться со своей привычкой. И в этой сложной борьбе священник должен поддерживать и укреплять духовное чадо: с одной стороны, не накладывая обязательств, которые человек может оказаться не в силах выполнить, но с другой – осуждая сам грех и призывая верующего бороться с ним при каждом удобном случае.

Конечно, непривычно для слуха назвать наступивший Великий пост «удобным случаем», чтобы бросить курить. Однако, по нашему мнению, наиболее продуктивная позиция современных священнослужителей – призывать православных христиан бороться со своими духовными недугами как раз в период поста.

Именно призывать, усовещать, а не строить буквально заграждения, какие встречаются в иных религиях, в частности, в иудаизме. В 2008 г. ведущие раввины выступили с беспрецедентной инициативой: они отнесли табачные изделия к разряду «квасного», что для правоверных иудеев означает автоматический запрет на курение в дни пасхальной недели, причём запрет чисто религиозный. Примечательно, что основной поставщик в Израиль табачных изделий, компания «Dubek», ранее распространял в преддверии Песаха печатную рекламу, в которой указывал на разрешение раввината использовать их продукцию в дни пасхальной недели.

С пришествием в мир Иисуса Христа закон, как известно, сменился благодатью. Апостол Павел подчёркивает: «Делами закона не оправдывается пред Ним никакая плоть, ибо законом познаётся грех» (Рим. III, 20). Отечественный мыслитель Б.П. Вышеславцев в этой связи замечает: «Трагедия закона в том, что он достигает результата, противоположному тому, к которому он стремится, – обещает оправдание, а даёт осуждение, хочет и не может, требует и не выполняет, обещает и не даёт». Поэтому необходимо максимально ответственно подходить к строгим религиозным запретам.

В случае курения даже к собственному обещанию бросить дурную привычку нужно подходить взвешенно и осторожно. Феофан Затворник в одном из писем отвечал человеку, который взял на себя обет не курить, но нарушил его. «Когда некурение связывается обещанием, – пишет святитель, – тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить её… Враг надоумил вас положить решение, а потом сбил к нарушению данного слова… Говорить надо: постой, дай-ка попробую бросить. Бог даст, и слажу. Встречали вы у святых старцев совет: не вязать себя обетом? Вот таких именно дел это касается».

Учитывая духовный опыт владыки Феофана, инициативу раввинов религиозного запрещения курения в пост следует расценивать как неподходящую для православных верующих. Очевидно, нельзя подходить к проблеме табакокурения односторонне: запрещать, устрашать и наказывать за нарушение. Для православия, напротив, характерны глубокое понимание всей немощи человеческой природы и родительская забота о каждом церковном чаде. Поэтому в борьбе с табакокурением наиболее продуктивным нам представляется сотрудничество верующего, желающего избавиться от зависимости, и священника, который поддержит пасомого в его непростой борьбе. И Великий пост для курящего – это время крепко задуматься о своей духовной жизни в целом и постараться не просто одержать верх над своими страстями, но научиться в полной мере ими владеть.
 

Популярные статьи «Автоответчика»

Аниматоры-team Странные иконы Гиннесс
Профессия — аниматор Странные иконы День Гиннесса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *