Наступила весна, сугробы начали таять, и мы, как всегда неожиданно, вдруг поняли, что пережили зиму! А, значит, настало время двигаться дальше и радоваться весеннему обновлению. Вот и я решил обойти владения свои на сайте и с удивлением обнаружил, что статьи о виски не содержат ссылки на историю бренда Johnnie Walker! Я отправился на поиски в «Автоответчик» и удивился ещё больше, потому что соответствующей статьи там просто не оказалось. Вот как бывает – Laphroaig попробовал, Ballantine’s на день рождения попотчевался, а про старину Джонни Уокера, с которым в своё время даже делал футболку “Keep walking!”, – забыл.
Я хотел исправить сей недочёт к 23 февраля, чтобы, так сказать, актуализировать виски для мужской аудитории блога в преддверии праздника, но не успел. Сами понимаете, семейная жизнь превращает выходные в те дни, когда можно сделать те дела, которые накапливаются за будни. Так что, получается, история виски Johnnie Walker появляется аккурат к международному женскому дню. Но и это вы тоже понимаете: до вечера 8 марта – это праздник для женщины, а ближе к ночи начинаются взрослые удовольствия. Итак, чтобы не удаляться от темы – Джонни Уокер.
Johnnie Walker: начало
Джонни Уокер – однозначно самый узнаваемый бренд виски по всему миру. Если попросить среднестатистического человека на улице назвать три любых виски, пожалуй, он назовёт Jack Daniel’s, Jameson или, скажем, Chivas Regal, но в этой троице обязательно окажется Джонни Уокер. Обязательно! А если не окажется – достаточно спросить, почему вы не назвали Уокера, то человек хлопнет себя по лбу и воскликнет: «Точно, Johnnie Walker!». Да-да, тот самый господин в шляпе и с тростью, который в духе беспечного русского бродяги шествует пешком из Глазго в Гластонберри.
Помимо узнаваемости, Johnnie Walker – самый продаваемый виски в мире. Ежегодно производится и реализуется порядка 150 миллионов бутылок! Если, выпивая одну бутылку, пройти всего километр, то суммарное расстояние составит дорогу от земли до солнца. Понятно, что Джонни Уокер ориентируется на массового потребителя, поэтому лимитированные партии скотча заслоняются огромными партиями виски скромной выдержки не менее трёх лет. Вот этот красный Johnnie Walker и есть самый покупаемый виски в мире.
История бренда ведёт своё начало с 1820 года, когда 15-летний шотландец Джон Уокер (1805 – 1857), оставшись без рано умершего отца, начал управлять доставшейся ему по наследству бакалейной лавкой в городе Килмарнок. Впрочем, сам Джонни купажировал сорта чая, в чём достиг известной популярности. А вот купажировать виски стал пришедший в семейный бизнес его сын Александр. Именно он создал в 1867 году виски “Old Highland”, который прославил его благодаря высочайшему качеству и сложному вкусу.
Первую собственную вискокурню приобрели внуки того самого Джона Уокера, Джордж Паттерсон и Александр II. Лучше было бы сказать «Александр Александрович», но на западе отчества не в ходу, а в России, думаю, все поймут, что производством виски Johnnie Walker стал заниматься не император Александр II, кстати, Николаевич, а сын Александра Уокера, тоже Александр, потому и названный вторым.
Так вот в 1893 году семейство Уокеров приобрело ферму Cardhu, которую они и приладили для производства виски. Дело развивалось, и в 1909 году Уокеры решились, как бы сегодня выразились пиарщики, на ребрендинг продукции и заменили названия виски “Very Special Old Highland Whisky” на короткое, но ёмкое “Red Label”. Соответственно, виски “Extra Special Old Highland Whisky” стал “Black Label”. Кстати, Johnnie Walker – один из немногих скотчей, в названии которого не отображается срок выдержки. Джонни Уокера до сих пор во всём мире узнают по цветам.
Red, Black, Green, Gold & Blue
Именно в таком порядке «по возрастанию» предстаёт продукция Johnnie Walker. Переводя на привычный язык лет выдержки, указанные лейблы представляют виски, выдержанные соответственно не менее 3, 12, 15, 18 и 50 лет.
Red Label. Купаж 9 сортов виски выдержкой от 3 до 5 лет. Основой является виски Cardhu с медовым вкусом.
Black Label. Купаж 40 сортов преимущественно односолодовых виски выдержкой не менее 12 лет. Стоящий особняков в мире скотча остров Айла в этом списке представляют Caol Ila и Lagavulin.
Green Label. Купаж солодовых виски выдержкой не менее 15 лет. Сегодня Джонни Уокер не производит «грин лейбл».
Gold Label. Купаж 15 редких виски выдержкой не менее 18 лет. Упоминание золота отнюдь не случайно: вода для этого виски берётся из источника Clynemilton Burn, протекающего через золотоносную шахту. Правда, для Азии и Океании лейбл переименовали в “Platinum”.
Blue Label. Купаж 16 редчайших сортов виски. Возраст сортов не указывается вовсе, поскольку используются как виски 25-летней выдержки, так виски полувековой выдержки. Добавляются даже такие виски, которые уже перестали производить, например, Auchterool 1923 года. Впервые «блю лэйбл» был выпущен в 1992 году для магазинов беспошлинной торговли. Все бутылки упаковываются в подарочный короб и имеют серийный номер.
Johnnie Walker: Keep Walking
История со слоганом для Джонни Уокера по понятным причинам напрашивалась сама собой. Johnnie Walker – это и беспечный шотландский бродяга, который на одной бутылке виски может пешком идти всю ночь, и неуклонное развитие самой компании, которая движется вперёд, не останавливаясь.
Раньше, надо сказать, слогам был иным: “Johnnie Walker: born in 1820, still going strong” – мол, «родился в 1820-м, а до сих ступает твёрдо». Такая реклама велась, когда старичку Джонни исполнилось 80, так что твёрдая походка была истинным признаком здоровья компании. Невольно вспоминается реклама тульского пряника: «325 лет, а он всё свежий!». Тот ещё маразм, но люди старались, придумывали…
Маркетологи Johnnie Walker решили подправить изначальный посыл. Так появилась фраза “keep walking”. Переводить смысл можно по-разному – от буквального «продолжаем идти» до вариаций «держись бодрей», «твёрже шаг» и так далее. Лично я вообще не перевожу: “keep walking” он и в Африке “keep walking”, понятно без перевода.
Слоган – это хорошо. Но ещё больше запоминается и узнаётся силуэт шествующего джентльмена с тростью и в монокле. Этот логотип был создан карикатуристом Томом Брауном в 1908 году. По сути, это был один из первых рекламных рисунков в мире.
В 2015 году у Johnnie Walker появилось новое «лицо». Лондонское агентство Bloom и лично иллюстратор Гэри Рэдфорд взялись за редизайн логотипа. Обаяние и элегантность денди – вот к чему стремились креативщики. Но при этом важно было не потерять узнаваемость стремительно идущего джентльмена. После достигнутого результата Johnnie Walker запустил крупнейшую рекламную кампанию в своей истории: 50 стран и 270 миллионов потребителей только за первую неделю.
Изменился и слоган. Прежний “keep walking” уступил место философскому девизу “joy will take you further” – «радость устремляет тебя вперёд». Лицами бренда выступили британские гонщик Формулы-1 Дженсон Батон и актёр Джуд Лоу. В итоге, как замечают специалисты маркетинговых агентств, «Johnnie Walker смог найти идеальное сочетание динамичного образа и простого, запоминающегося месседжа, а также продемонстрировал бережное отношение к истории». Оно, конечно, Сталина нет на их «месседжи», но сказано по делу.
Johnnie Walker: Dear Brother
Очарованию Джонни Уокера поддаются не только актёры первой величины, получающие за съёмку в рекламе соответствующие гонорары, но и студенты-кинематографисты. В декабре 2015 года в интернете появилась работа двух студентов Баден-Вюртембергской киноакадемии Даниэля Тица и Дориана Леберца. Полутораминутный ролик, размещённый на YouTube, собрал за первый месяц почти 4 миллиона просмотров.
Ребята сняли ролик на свои средства, без гарантии, что Johnnie Walker им что-то за него заплатит. Именно так, наверно, и нужно создавать киношедевры, когда у тебя ещё нет имени. Зато в следующий раз с тобой сразу подпишут выгодный договор крупные компании, которые успеют первыми заметить молодые дарования. Но суть не в этом.
90-секундный ролик назвали видеорекламой с «самой мощной кульминацией года». По сюжету два брата идут пешком по скалистой местности острова Скай в родной Шотландии. Пройдя живописный мост и животворный лес, они заходят в старый дом и размеренно пьют Johnnie Walker. После отдыха они поднимаются на вершину утёса, как вдруг один из братьев развеивает по ветру прах из погребальной урны: его умерший брат путешествовал с ним лишь в его воспоминаниях…
Согласитесь, совсем иное звучание приобретает прежний слоган виски – “Keep walking!”. Нужно двигаться дальше, и утрата близкого человека должна лишь сплачивать людей и вдохновлять на дальнейшую жизнь. Если вы пересмотрите ролик, то заметите, что один из братьев всё время грустен, а другой – балагурит, ходит по высокой части моста, но находится как будто не здесь. Дориан Леберц признаёт: «Мы пытались сохранять настроение одного героя печальным и показывали кадры таким образом, чтобы они работали и без умершего брата… Шотландский пейзаж и бренд идеально подошли для этой ситуации».
Но чтобы финал настоящей статьи не оказался печальным, стоит всё-таки напомнить и о новом слогане Johnnie Walker, согласно которому вперёд нас движет радость. Вот и получается, что печаль и радость – две стороны одной медали. Будем радоваться тому, что мы есть друг у друга, ценить, любить и уважать друг друга! А чем это отпраздновать, вроде бы понятно само собой.
Другие статьи о виски
Смысл песни БГ Stella Maris | Кто озвучивает сериалы и фильмы | Судьбы выигравших в лотерею |
Отличная статья, прочёлс удовольствием. Будьте добры, в следующий раз прикреплайте ссылки на источник. Откуда известно, что green более не производится?
Добрый день, Белый! Спасибо за замечание по ссылкам, буду стараться их прикреплять в текст! Что касается прекращения выпуска Green Lable, то вот две новости, которые дополняют содержание друг друга: 1) http://www.whiskyon.ru/index.php?module=news&newsid=480 и 2) http://fb.ru/article/281475/johnnie-walker-viski-shotlandskiy-opisanie-sostav-i-otzyivyi (ищите «Green Label»). Из сообщений выясняется, что в 2013 году Johnnie Walker прекратил производства «грина», оставив год для тайваньского рынка, где 15-летний Джонни был особенно популярен.