1 сентября – день знаний. Однако мало что-либо знать – важно понимать, каким образом формируется знание, насколько оно достоверно и где проходят границы человеческого разума. В противном случае наука скатывается в набор наблюдений, а её практическая применимость по эффективности напоминает народные приметы. Только подкреплённое разумом и отшлифованное сомнением знание является истинным. Поэтому прогрессивное человечество празднует сегодня день не просто знаний, но разумного обоснования цельного знания. Ну и в честь кого же из мыслителей можно назвать этот день? Да, вы правы, сегодня – День Аристотеля!
Традиция отмечания Дня Аристотеля нова, и не все ещё знают о существовании этого праздника. День Аристотеля зародился в Латвии и сегодня является там значимым событием. В последний день августа, 31-го числа, студенты Латвийского Университета встречаются на Домской площади Риги. Первокурсников приветствуют ректор и деканы университета, после чего выступают различные творческие коллективы. Вторая часть праздника носит неформальный характер. Перед закатом участники события собираются в пабах, слушают музыку, общаются. А за минуту до первого сентября, ровно в 23:59, студенты торжественным шествием перебираются в университет, где в полночь воздают хвалу Аристотелю! В самом прямом смысле, потому что Аристотелем ежегодно наряжают специально выбранного человека!
Так почему же именно в честь Аристотеля назвали день знаний? Что такого сделал философ, за что заслужил право называться отцом европейской науки? Впрочем, обо всём по порядку.
Самая универсальная голова
Аристотель – величайший древнегреческий философ. Старина Энгельс назвал его «самой универсальной головой», мыслителем, исследовавшим «существеннейшие формы диалектического мышления». Аристотель родился в 384 году до н.э. недалеко от Афона, в городе Стагире, поэтому его также называют Стагиритом. Отец философа Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III, а сам Аристотель являлся сверстником сына правителя, будущего македонского царя Филиппа II. Сына Филиппа, Александра Македонского, Аристотель будет впоследствии воспитывать.
В 367 году Аристотель становится слушателем в Академии Платона, где он пробудет двадцать лет вплоть до смерти последнего в 347 году. Аристотель высоко ценил своего учителя и даже говорил, что дурной человек не имеет права даже хвалить Платона! Однако уже в Академии Аристотель подвергает критике платоновский идеализм. После же смерти Платона Аристотель покидает Афины, куда он вернётся уже после завоевания города возмужавшим царём Александром.
В период странствий по малоазийской Греции Аристотель пользуется советом Сократа: «Обязательно женитесь! Попадётся хорошая жена – будешь счастлив, плохая – станешь философом…». Аристотель женится на Пифиаде – дочери основателя города Ассос, в котором поселился мыслитель. И, в отличие от шутки учителя своего учителя, предрасположенность к философии не помешала семейному счастью Аристотеля. Родившуюся дочь назвали в честь матери, Пифиадой, а в своём завещании философ даже приказал перезахоронить останки почившей супруги рядом со своей могилой.
По возвращении в Афины пятидесятилетний Аристотель открывает философскую школу – Ликей. Школа находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского и включала в себя сад с крытыми галереями. Рассуждая о высоком, учитель с учениками любили прогуливаться по этому саду, поэтому последователей Аристотеля также называют «перипатетиками», то есть «прогуливающимися». После смерти Александра Македонского Аристотель, по политическим причинам, покинул Афины. Как оказалось – навсегда, потому что философ вскоре умер на острове Эвбея на вилле своей покойной матери.
Метафизика, которой могло не быть
Профессор А.Н. Чанышев разделяет сочинения зрелого Аристотеля на восемь групп: логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политэкономические и искусствоведческие. Конечно же, главное детище Аристотеля – это логика, как наука о мышлении и его законах. Аристотеля по праву называют основоположником формальной логики. Главное же собственно философское произведение Аристотеля стало не просто синонимом философии, но и терминологически определило её ядро, – «Метафизика». А ведь её могло и не быть…
У стоп великого метафизика
Аристотель никогда не употреблял слово «метафизика». Собственно, этого понятия не существовало ещё три века после Аристотеля. «Метафизика» – это неологизм, каламбур, результат того, что его автор честно признался в лени фантазировать новые слова. В I веке до н.э. Андроник Родосский предпринял попытку систематизации рукописей Аристотеля и столкнулся с проблемой, что не мог придумать названия для неозаглавленных книг философа, которые и были посвящены именно философским темам. Тогда Андроник посмотрел, что предшествует этим книгам (предшествовали сочинения по физике), и назвал очень просто – «то, что после физики». По-гречески – «метафизика». Впоследствии этот термин стал общеупотребительным для обозначения содержания философии, или «первой философии».
Аристотель, действительно, различал «первую философию» и «вторую философию». Физика, как учение об окружающем мире и его законах, всё ещё философия, но уже «вторая». Предмет же «первой философии», или метафизики, составляет то, что существует сверх природы. То есть нематериальные причины, а также сверхчувственные, вечные сущности. Причём интересно, что сам Аристотель называл свою философию теологией (есть подозрение, что он первый ввёл это слово в оборот), а её предметом определял Бога как сверхчувственную причину и начало сущего, пускай и не единственное…
Основная заслуга Аристотеля заключается в том, что в своей «Метафизике» мыслитель сформулировал и зафиксировал тот понятийный аппарат, который до сих пор является фундаментальным для европейской философии. Кроме того, Аристотель систематизировал современную ему философию, охватив важнейшие стороны мирового и человеческого бытия. Важным достижением Аристотеля стало выделение, помимо практических и творческих, теоретических наук, которые и занимаются проблемой познания, «знания ради знания».
Вклад Аристотеля
Аристотель как бы подводит итог всей предшествующей древнегреческой философии. Он окончательно закрывает собой эпоху примитивной натурфилософии и практически полностью выводит философию из уз мифологического сознания. В этом отношении заслуги Аристотеля сравнимы со зрелым психоанализом после специфического юношеского видения мира, максимализма или фанатизма. Но Аристотель не только панлогист – он ещё и самый логичный из древнегреческих умов!
Определяя сущность, он уже не сводит её к какой бы то ни было форме вещества, как, например, Фалес к воде или пифагорейцы к числу. Аристотель отходит даже от платонизма, постулировавшего сущность как совокупность идей. Для него сущность – это «субстрат, суть бытия… а также – всеобщее» («Метафизика» VII, 13). Впервые в философской мысли Аристотель прямо называет форму «сутью бытия каждой вещи», а материи отводит роль пассивного, инертного и неопределённого строительного материала, который как бы индивидуализируется в мире вещей при помощи формы.
Аристотель повторяет четыре стихии, известные современной ему древнегреческой науке, – воздух, вода, земля и огонь, но добавляет к ним пятую – эфир, или небесную субстанцию. Это не означает, конечно, что Аристотель был неправ, не предвосхищая планетарную модель атома. Нынешние философы могут ориентироваться на модную теорию суперструн, над которой впоследствии, может быть, будут смеяться как над наивным объяснением устройства мира младенческим разумом человечества. Но это не означает, что философия в данном случае оказывается неправа, потому что её связь с наукой естественна и очевидна, однако задача – гораздо шире! И заключается она в объяснении не только материальной составляющей, но и мира как такового, бытия в целом и мышления как специфической формы его освоения.
Возвращаясь к Аристотелю, материя и форма для него – два совечных начала. Прибавляя к ним действующую причину (порождающая энергия, в общем пределе – Бог) и конечную цель (Благо как высшая цель), Аристотель формулирует учение о четырёх первоначала мира. Важно также, что зафиксированные Аристотелем две из девяти категорий, пространство и время, задают начало для будущих философских концепций, и даже интеллектуализм Канта не обходится без пространства и времени как двух основополагающих форм чувственности.
В любом случае знание о мире для Аристотеля основывается на рафинированном разуме. Будучи попутно и первым историком философии, Аристотель высоко оценивал учение Анаксагора об уме (нус) и называл этого мыслителя «трезвым среди пьяных». Всё это говорит о том, что Аристотель стремился к наиболее адекватному объяснению мира и считал, что таким объяснением является исключительно разумное. В данном кардинальном обособлении философии от всего, в чём присутствуют элементы мифологичности, надуманности или предвзятости, и заключается уникальный вклад Аристотеля в сокровищницу человеческой мысли.
В этой связи неудивительно, что именем Аристотеля назван крупнейший в Греции вуз – Университет Аристотеля в Салониках. Просвещённая Латвия устроила в честь мыслителя День Аристотеля. На мой взгляд, это замечательная традиция, которую не грех перенять и в России. Поэтому предлагаю отметить сегодня не только день знаний, но и новую дату в календаре необычных праздников – День Аристотеля! Всех с праздником!
Популярные статьи «Автоответчика»
Профессия — аниматор | Странные иконы | День Гиннесса |