Как затопленный храм в середине реки,
Я держусь на краю, Капитан Белый Снег.
Начнём с главного: песня «Капитан Белый Снег» посвящена Сергею Курёхину – выдающемуся джазовому авангардисту, мистификатору, актёру и большому другу Гребенщикова.
Почему «капитан», поклонникам «Аквариума» пояснять не нужно. Известно, что Курёхина многие именно так и называли – Капитан. А ещё вместе с БГ, помимо музицирования и звукозаписи, они снялись в главных ролях фильма Сергея Дебижева «Два капитана-2».
Сергей Курёхин скончался 9 июля 1996 года. Премьера студийной версии «Капитана Белый Снег» состоялась в 97-м. Песня вошла в альбом «Лилит». Среди прочего трек интересен упоминанием Долины Царей – той самой, где Гребенщиков ворвался в гробницу Рамзеса IV – и некоего «затопленного храма в середине реки». Так что данная запись посвящена не цитате, а локации, названной в песне.
Затопленный храм в середине реки – это, безусловно, Николаевский собор в городе Калязине Тверской области. Сегодня от комплекса сохранилась только колокольня, церковь и остальные постройки оказались затоплены. Как же это произошло?
Город Калязин, с современным населением в 12 тысяч человек, располагается на правом берегу Волги в 190 километрах от Москвы. Первое упоминание Калязина относится к монастырю Николы на реке Жабне, притоке Волги. Монастырский комплекс был полностью уничтожен в результате затопления. Оно произошло в 1939 году в ходе подготовительных работ по строительству Угличской гидроэлектростанции. Тогда из нескольких районов Тверской и Ярославской областей переселили 25 тысяч человек из 200 населённых пунктов, преимущественно сёл. Калязину не повезло: весь его исторический центр оказался затоплен, так что из-под воды осталась виднеться только знаменитая ныне Николаевская колокольня.
Пущенная в 1940 году Угличская ГЭС стала второй по мощности в СССР, а с началом Великой Отечественной войны обеспечивала электричеством столицу в ходе битвы за Москву. Так что пути Господни не отмечены в картах, на них не бывает ГАИ. И как знать, как сложилась бы история, если бы не произошедшее затопление. И уж точно благодаря этому Калязин стал известен далеко за пределами тверского региона. А Гребенщиков, кажется, апеллировал к этой локации не единожды.
Помимо «Капитана Белый Снег», схожий мотив затопленного храма встречается в песнях «Бурлак» и «Волки и вороны». Сравните:
А то ли волжский разлив, то ли вселенский потоп,
То ли просто господин заметает следы.
Только мне всё равно – я почти готов,
Готов тебе петь из-под тёмной воды.
А из-под тёмной воды бьют колокола…
Вот идут с образами, с образами незнакомыми.
Да светят им лампады из-под тёмной воды.
Выражения «из-под тёмной воды» повторяются в обеих песнях буквально. Однако если «волжский разлив» в «Бурлаке» позволяет проводить прямую ассоциацию с затопленным калязинским храмом, то контекст «Волков и воронов» не столь однозначен. Можно усмотреть здесь отсылку к граду Китежу – некоему легендарному «городу золотому», который существует, как Атлантида, где-то под водой и в этом смысле – лишь в проекции идеального.
Интересно, что Китеж многими воспринимается как очень старинный, едва ли тысячелетний образ. На самом деле ему чуть больше двух веков: град впервые упоминается в конце XVIII века в старообрядческом памятнике «Китежский летописец». Благодаря писателю Павлу Мельникову-Печерскому образ стал известен в образованных кругах, а в массовом сознании его закрепил Николай Римский-Корсаков, создавший оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
По преданию, град Китеж расположен на берегу озера Светлояра на самом севере Нижегородских земель, в 500 километрах от Николаевской колокольни. В отличие от Калязина Китеж не затоплен: легенда гласит, что город можно заметить в предрассветном тумане прямо на озере или на его берегу. Всё остальное время он невидим. Старообрядцы даже называют имя основателя Китежа – это владимирский князь XIII века Юрий Всеволодович, сын знаменитого Всеволода Большое Гнездо.
В романе-эпопее «В лесах» о жизни заволжских староверов Мельников-Печерский изложил версию, что град Китеж стал невидим перед нашествием в эти места хана Батыя, чтобы басурмане не смогли разорить христианский город. Так он и остался невидимый, вплоть до Страшного Суда. «А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отражённые в воде стены, церкви, монастыри. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских».
Впрочем, известна и другая легенда, согласно которой монголы всё-таки выследили князя и разорили Китеж, буквально сделав подкоп и затопив город в озере, на берегу которого он стоял. Последним под воду ушёл крест на куполе собора. После этого колокольный звон могут услышать, а лампады увидеть только чистые сердцем.
P.S. А вот история о том, как на севере Италии произошёл обратный процесс — в провинции Южный Тироль осушили искусственное озеро, которое затопило деревню с колокольней XIV века.
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#Главное — это взлететь | #Древо жизни зеленеет в листах | #Мы выпили горилки, ты двигала левой ногой | #Папайя, маракуйя | #Пока несут сакэ | #Ползи, улитка, по склону Фудзи | #У нас четыре третьих, быстро едем все ко мне | #Я отвечу загадочно: ах, если б я знал это сам