Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
Они следили за развитьем легенд,
Просто открывая дверь в печь.
В текстах «Аквариум» нередко случаются «автоцитаты», когда один образ упоминается в двух разных песнях. Иногда между ними могут лежать десятилетия. Например, словосочетание «недвумысленно прост» встречается в песнях «Царь сна» (1993) и «Королям листопада» (2022). Вот и «дверь в печь» в очередной раз пролетела по орбите спустя четверть века после «Сувлехима Такаца» (1994) – в «Папайе-маракуйе» (2021).
В «Сувлехиме» лирические герои следили за развитием легенд, «просто открывая дверь в печь». И тот образ можно было понимать как некое окно в материальный мир, как телевизор: включаешь его – и там тебе рассказывают горячие новости. К подлинной жизни художника-творца происходящее имеет опосредованное отношение. Это всё равно, что приравнивать просмотр фильма к духовному деланию. Никакая аскетическая или творческая практика не совершается удалённо – тут нужно реально работать.
Вот так можно было интерпретировать образ печи периода «Костромы mon amour». 27 лет спустя Гребенщиков представил песню «Папайя-маракуйя», и в ней вновь появилась печь:
А нам бы посидеть дружно,
Нам бы зябко –
Так открыть в печь дверцу.
На этот раз печь, казалось бы, выступает в стандартном качестве. Это не только окно в мир, где поленья разгораются и превращаются в золу, – от неё можно действительно погреться. Но далее открытие дверцы в печь вновь возвращает нас к пониманию огня как страстей мира сего:
А из печки – хлоп,
Три медведя
С саморезами да за околицу.
И стало не сказать как душно,
Стало – из груди вырвать сердце,
И с верхней ветки вниз головою,
Чтобы наконец успокоиться.
Чего тут больше – страдания за события в стране или общефилософского ощущения иллюзорности материального мира – судить вам. Со своей стороны добавлю, что символика «огня печей Вавилона» в сумме подсказывает слушателям «Аквариума», что лучше быть вне печи, чем внутри.
Что ж, по существу вопроса на этом всё. А далее я приведу обновлённую статистику по источникам цитат в песнях БГ. Такие срезы мы делали после 100 и 200 заметок (предыдущий обзор был здесь). Недавно мы перешагнули рубеж в 300 записей, и пришло время актуализировать данные. Предваряя статистику, отмечу, что я вынес за скобки Дилана из заимствований у других музыкантов и Стругацких из поэтов и писателей. Получилась следующая картина:
👉 цитаты из песен других музыкантов – 66 случаев (22%), в том числе из Дилана – 10 (3,3%)
👉 другие поэты или писатели – 56 (19%), в том числе Стругацкие – 4 (1,3%)
👉 собственная мифология «Аквариума» – 38 (13%)
👉 упоминание персонажей культуры и исторических событий – 20 (7%)
👉 буддийская культура – 18 (6%)
👉 Библия – 15 (5%)
👉 упоминание географических объектов – 11 (3,7%)
👉 пословицы, сказки, детские считалочки – 9 (3%)
👉 христианская и китайская культура – по 9 (по 3%)
👉 кельтская культура – 8 (2,7%)
👉 наркотическая контркультура – 6 (2%)
👉 оккультизм – 5 (1,7%)
👉 Пелевин – 4 (1,3%)
👉 славянская культура – 4 (1,3%)
👉 терроризм/оружие – 4 (1,3%)
👉 неологизмы, автоцитаты и японская культура – по 3 (по 1%)
Остальные категории за первые 300 выпусков зафиксированы всего по разу.
И напоминаю, что все ссылки на заметки цитатника собраны в одной таблице. Пользуйтесь на здоровье и до новых встреч!
Другие цитаты Аквариума
► Отсекать привязанности
► Послеполуденный отдых фавна
► Но я сохранил твои вещи, даже эту голову из Сан-Тропе
Именно эта запись в VK