Å #202. Кривые окольные тропы

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Но оказались подрезанными стропы,
Было украдено даже солнце поутру,
Остались только кривые окольные тропы
И пение с мёртвыми на ржавом ветру.

Остались только кривые окольные тропы. Сравниваем песню Бориса Гребенщикова На ржавом ветру и повесть Стругацких За миллиард лет до конца света (1976)

Помнится, в 101-м выпуске цитатника мы подвели промежуточные итоги, отвечая на вопрос: к каким темам и источникам Борис Борисович обращается чаще всего? В качестве материала, естественно, были взяты первые сто «цитат». И раз у нас наметилась одна традиция – каждый сотый выпуск посвящать песне «Каменный уголь», то почему бы не запустить и другую – в заметках №№202, 303, 404 и т.д. собирать статистику. Для этого предлагаю сегодня вкратце указать очередное цитирование и перейти к цифрам.

Строка про «кривые окольные тропы» прозвучала в песне «На ржавом ветру», которая вошла в альбом «Время N» (2018). С этой композицией, представляя новую пластинку, БГ выступил в эфире «Вечернего Урганта».

Казалось бы, кого может цитировать Гребенщиков, говоря «кривые окольные тропы»? На деле это почти дословное повторение стихотворения, которое произносит Вечеровский в повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» (1976):

Сказали мне, что эта дорога
Меня приведёт к океану смерти,
И я с полпути повернул обратно.
С тех пор всё тянутся передо мною
Кривые, глухие окольные тропы.

Повесть братьев Стругацких За миллиард лет до конца света и её связей с песней Бориса Гребенщикова На ржавом ветру

Пусть Гребенщиков убрал эпитет «глухие», но в остальном совпадение точное: «кривые окольные тропы». Интересно, что сами Стругацкие в данном случае процитировали стихотворение «Трусость» японской поэтессы Акико Ёсано (1878–1942) в переводе Веры Марковой. Последнюю мы, кстати, упоминали, когда изучали хайку Кобаяси Исса в заметке про улитку по склону Фудзи. Вариант Стругацких – мужской, в то время как у Ёсано текст, разумеется, про женскую героиню: «И я с полпути повернула вспять, с тех пор всё тянутся передо мною кривые, глухие окольные тропы».

Акико Ёсано, японская поэтесса, у которой образ глухих окольных троп позаимствовали сначала братья Стругацкие, а затем Борис Гребенщиков

Вот такой короткий сегодня разбор. А теперь подведём новый промежуточный итог, уже на основании двухсот записей цитатника. Итак, основные источники вдохновения БГ, из которых он заимствует образы и прямые цитаты, следующие:

👉🏻 другие поэты или писатели – 35 песен (17,5%)
👉🏻 цитаты из песен других музыкантов – 32 (16%)
👉🏻 собственная мифология «Аквариума» – 22 (11%)
👉🏻 упоминание персонажей культуры и исторических событий – 17 (8,5%)
👉🏻 буддийская культура – 13 (6,5%)
👉🏻 Библия – 12 (6%)
👉🏻 упоминание географических объектов – 9 (4,5%)
👉🏻 христианская, кельтская и китайская культура – по 8 (по 4%)
👉🏻 наркотическая контркультура – 6 (3%)
👉🏻 пословицы, сказки, детские считалочки – 5 (2,5%)
👉🏻 оккультизм – 4 (2%)
👉🏻 Пелевин – 4 (2%)
👉🏻 неологизмы – 3 (1,5%)
👉🏻 автоцитаты, терроризм и японская культура – по 2 (1%)

Остальные категории за первые 200 выпусков зафиксированы всего по разу.

Что изменилось по сравнению с предыдущей подборкой? Значительно увеличился удельный вес собственной мифологии «Аквариума». Появился «пелевинский цикл», в результате того, что я взял на себя обещание прочесть все романы Пелевина в поисках возможных прообразов, которые БГ позаимствовал у писателя. С другой стороны, хорошо бы вычленить Дилана из песен других музыкантов, которых цитирует Гребенщиков. Просто потому, что мы стали больше обращать внимание на песни, которые завязаны на Дилане. Одним словом, погружение в «Аквариум» продолжается, и изучение идёт и вширь, и вглубь.

И вновь мы возвращаемся к вопросу: а сколько потенциальных записей цитатника может быть написано? Помнится, в 101-м выпуске я насчитал, без учёта инструментальных композиций и англоязычных треков, 458 песен «Аквариума», из которых 28 в разных версиях встречались в двух разных альбомах. Теперь я дополнил список «доисторическими» альбомами, музыкой из фильмов и песнями, которые не опубликованы официально. Получилась 521 песня.

Я решил систематизировать информацию из записей цитатника и составил таблицу. Посмотрите, доступ открыт для всех, у кого есть приведённая ссылка. В таблице указаны песни из альбомов «Аквариума», а в соседних столбцах – ссылки на соответствующие записи цитатника на моём сайте и в группе ВКонтакте.

У меня была мысль добавить для каждой песни ссылки на соответствующие страницы справочника Павла Северова, сайта Сергея Курия и «Репродуктор» – получилось бы отличное аквариумическое «четверокнижие». Но, к сожалению, на это у меня попросту нет сил и времени. Я и на сайт не успеваю дублировать заметки цитатника, из-за чего в таблице представлены ссылки на первые 200 заметок ВКонтакте и на 186 на сайте: не поспеваю сам за собой.

А отвечая на вопрос, где предел эластичности «Цитатника Аквариума», предположу, что для 520 песен понадобится 600-700 заметок. Ведь некоторые вещи настолько богаты на смыслы, что на одну песню требуется 3-4 заметки. Так что, даст Бог, мы с вами ещё лет пять. А когда закончим искать цитаты – просто сядем заново послушать «Аквариум».

Другие цитаты Аквариума

Бубен верхнего мира
Я назван в честь цветов Йошивары
Голый, в снегу, при свете полной луны

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *