Å #307. Здесь так забавно

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Но здесь забавно,
Здесь так забавно!

Цитаты из повести Стругацких Понедельник начинается в субботу в песнях Бориса Гребенщикова: Не стой на пути, Пабло, Северный цвет, Джунгли, Генерал Скобелев

В прошлой записи, про странную Дюшину конструкцию «я им буду задавим», мы анонсировали вопрос влияния повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» на поэзию «Аквариума». Пришло время более пристально рассмотреть этот вопрос.

Сразу оговорюсь, что о стопроцентности пересечений судить вам. Некоторые словосочетания вполне можно «сгенерировать» без обращения к литературной традиции, другие можно признать «заимствованиями» с натяжкой. Но для меня важнее именно обилие данных пересечений, что, на мой взгляд, явно свидетельствует о важности творчества Стругацких в аквариумической поэтике. Одним словом, я просто пройдусь по «Понедельнику» и перечислю всё, что я нашёл в повести и что может быть вам интересно.

Влияние братьев Стругацких на поэзию Аквариума

1. Лес расступился. Начнём с очень простого повествования братьев Стругацких: «Лес расступился, мы переехали через мост и покатили между картофельными полями». Да, вот так просто – это место напомнило мне строку «И лес расступился, и все дети пели» из песни «Не стой на пути у высоких чувств». Подобные пересечения и будут дальше.

2. Тут у нас забавно. На воротах НИИЧАВО висит табличка «Кот не работает». Далее происходит следующий диалог:

– Какой КОТ? – спросил я. – Комитет Оборонной Техники?
Бородатый хихикнул.
– Вы, главное, не беспокойтесь, – сказал он. – Тут у нас забавно, но всё будет в полном порядке.

Положение про «забавно» вполне могло перекочевать в «Песню для нового быта»: «Здесь забавно, здесь так забавно».

3. Я выгреб из кармана медяки. По ходу сюжета лирического героя Стругацких доставляют в милицию с магическим пятаком. Это что-то вроде неразменного рубля Лескова, но на новый лад: «В отделении сержант передал пятак и паспорт дежурному лейтенанту. Тот осмотрел пятак и предложил мне сесть. Я сел. Лейтенант небрежно произнёс: «Сдайте мелочь», и тоже углубился в изучение паспорта. Я выгреб из кармана медяки. «Пересчитай, Ковалёв», – сказал лейтенант и, отложив паспорт, стал смотреть мне в глаза».

Вполне аутентично для появления фразы «Нам хватит на билеты, если выгресть из кармана всю мелочь» из песни «Пабло».

4. Каждую главу своей повести Стругацкие предваряли пословицей, изречением или пословицей. Третья глава начинается следующим стихотворением:

Хочу тебя прославить,
Тебя, пробивающегося
сквозь метель зимним вечером.
Твоё сильное дыхание и
мерное биение твоего сердца…

Автор – Уолт Уитмен, тот самый, инициалами которого прикрывался Уолтер Уайт в культовом сериале «Во все тяжкие». Вполне возможно, что фраза «между биениями сердца» из песни «Северный цвет» заимствована БГ напрямую из Уитмена. Поскольку там ещё Киплинг и много всякого. Тем не менее, у Стругацких это тоже есть.

5. Царица Савская и король Артур. «Понедельник начинается в субботу» рассказывает о хранимых в институте реликвиях, в том числе о магических щитах: «Все имеющиеся в институте щиты были изъяты в своё время из сокровищницы царицы Савской. Сделал это не то Кристобаль Хунта, не то Мерлин. Хунта об этом никогда не говорил, а Мерлин хвастался при каждом удобном случае, ссылаясь при этом на сомнительный авторитет короля Артура. К каждому щиту были обойными гвоздиками прибиты жестяные инвентарные номера».

В цитатнике мы уже упоминали и царицу Шебы, и короля Артура. Насколько их появление в аквариумической мифологии связано с братьями Стругацких – судить опять-таки вам.

6. Кадавр. Изначально трупам для медицинских исследований, а впоследствии человокеподобным существам была посвящена отдельная запись «Там зарезал хлеб кадавр». У Стругацких кадавр впервые появляется в следующем эпизоде:

– Вылупился, – спокойно сказал Роман, глядя в потолок.
– Кто? – Мне было не по себе: крик был женский.
– Выбегаллов упырь, – сказал Роман. – Точнее, кадавр.

Всего же кадавры упоминаются в «Понедельнике» 30 раз.

7. Задвигались. Да, всего одно слово. И употреблено оно Стругацкими в следующем контексте: «В дверях раздался шум, все задвигались, и сквозь толпу, расталкивая зазевавшихся, выдирая сосульки из бороды, полез Амвросий Амбруазович Выбегалло. Настоящий. От него пахло водкой, зипуном и морозом».
Почему я считаю, что здесь есть связь со строкой «Конвой беспокойно задвигался» из песни «Генерал Скобелев»? Во-первых, общее настроение нервозности и неопределённости. Во-вторых, всё-таки глагол в таком виде обычно не употребляют – задвигаться. В шахматах есть глагол, обозначающий, что соперник вскоре может начать грозить твоему королю, – пограживать. Вот и «задвигался», на мой взгляд, – это некий сленг. Но, возможно, я просто навыдумывал.

8. Из дремучих джунглей. Стругацкие описывают, как лирический герой попробовал создать существ силой мысли: «Воображение моё почему то разыгралось, в мозгу вспыхивали и гасли самые неожиданные ассоциации, и, по мере того как я пробовал, приёмная наполнялась странными предметами. Многие из них вышли, по-видимому, из подсознания, из дремучих джунглей наследственной памяти, из давно подавленных высшим образованием первобытных страхов».

Вот эти «дремучие джунгли наследственной памяти» – чем не повод по-новому взглянуть на песню «Джунгли»?

9. Опалил моё лицо. Недавно мы переслушивали, как огонь печей Вавилона опаляет твоё лицо. А в «Понедельнике» есть следующий эпизод: «Раскалённый ветер недалёкого ядерного взрыва опалил моё лицо, а на языке я ощутил отвратительный вкус рассеянной в воздухе протоплазмы. Я шарахнулся и судорожно захлопнул дверцу, едва не прищемив себе голову».

10. Откинул дверцу электрической печи. Повесть заканчивается разоблачением истории зелёного попугая, который каждый день возникает, чтобы умереть. Очередная смерть пернатого описана так: «Он хотел сказать ещё что-то, но взглянул на нас и промолчал. Мы стояли рядом и смотрели, как он по-стариковски медленно прошёл в дальний угол лаборатории, откинул дверцу электрической печи и опустил туда зелёный трупик».

К теме печи я надеюсь обратиться в следующий раз. О сходстве с «дверью в печку», равно как и с другими образами, судить вам. Пишите в комментариях, с чем вы согласны или нет. Я же надеюсь, что продолжаю радовать вас своими скромными изысканиями и вам всё ещё здесь забавно!

Другие цитаты Аквариума

Аделаида
Укравший дождь-2
Я знаю лучший вид на этот город

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *