Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
Никита Рязанский
Оставль старца и учаше, кто млад.
Я человек молодой и увлёкся «Аквариумом», когда Гребенщикову было под пятьдесят. Тем не менее, некоторые песни БГ 90-х годов я услышал в момент их презентации. В частности, «Ласточку» и «Никиту Рязанского» маленьким мальчиком я слушал с мамой по радио. Приёмник был ещё советский, подключался в свою розетку, с другим напряжением, и об этом я и сам сегодня помню с трудом. Но что касается песни, то помню, как удивлялся: неужели в старину детей кормили не из тарелки, а из чаши? Ведь послушайте: оставил старца и у чаши, кто млад.
Прошло время. В студенчестве так вышло, что мы изучали много языков – латынь, древнегреческий, церковнославянский. Преподаватель ещё ругался: правильно говорить «старославянский», а «церковно-» – это то, что в церкви до сих пор читают. Как бы то ни было, славянские сочинения мы читали в оригинале и вполне сносно всё понимали. Теперь уже строка из «Никиты Рязанского» не вызывала вопросов. «Учаше» (а не «у чаши») – учил. То есть: оставил старца и тех, кто учил маленьких.
Не помню, как это время называется в старославянском, в немецком это был бы Imperfect. Но и в Библии, и в житиях форма встречается часто. Сравните в евангелии от Марка: «Учаше бо ученики своя и глаголаше им» (Мк. IX, 31). Короче, учили нас, младых, чему-нибудь и как-нибудь. Но речь не об этом.
Выражения «оставль старца» и «поучаше» дословно встречаются в старинной русской «Повести о Савве Грудцыне» XVII века. Герой произведения – житель Великого Устюга, который в Смутное время отправляется по Волге к Каспию и далее в Персию по торговым делам. Будучи купцом, он «тому же и сына своего Савву поучаше». А, отправившись в путешествие, Савва-отец был прельщён бесом, которого в нём в Павловом Перевозе распознал один нищий старец. Он увещевал путешественника не губить свою душу и не доводить себя до пропасти адской. Однако купец «оставль святаго онаго старца» и вернулся к бесу.
Похождения Саввы Грудцына заканчиваются тем, что его в плачевном состоянии спасает Богородица, а архистратиг Михаил направляет чудом исцелённого купца в Чудов монастырь, грехи вымаливать. Появление архангела само чудесным образом совпадает с воцарением первого Романова – Михаила Фёдоровича, который вывел страну из смуты и положил начало новой династии в России.
Понятно, что текстуальные совпадения – даже и не слово в слово – вряд ли могут свидетельствовать, что именно этой повестью вдохновлялся БГ периода «Русского альбома». Однако в интервью 1991 года Гребенщиков рассказал о песне: «Я написал её этой весной возле Пятигорска. Читал «Жития святых», сидя на горе, вот и вышел «Никита», причём в первом варианте почти весь текст состоял из церковно-славянских выражений, а осталась только одна строка».
Если вы знаете источник, в котором дословно повторяется эта строка – пожалуйста, напишите об этом в комментарии!
Другие цитаты Аквариума
► Жизнь канет, как камень
► Эта ночь пахнет ладаном
► Старый прямой путь нашей любви
Именно эта запись в VK