Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
И в самом деле: зачем мы нам?
Нам и так не хватает дня.
Сегодня предлагаю поговорить о методологии поиска смыслов и скрытых цитат в песнях «Аквариума». Есть ли у вас алгоритм соответствующего поиска? И в каких источниках вы неожиданно встречали речевые обороты из песен БГ, которые на деле оказывались гимном революционной молодёжи или фразой из ветхозаветного пророка?
Это не праздный вопрос. Например, мне, поставившему поиск цитат «Аквариума» «на поток», часто приходится обращаться к «Толковому словарю» Павла Северова. Заходишь на страничку, открываешь наугад любую букву и начинаешь изучать те или иные статьи. Огромное счастье, что такой инструмент познания у нас у всех есть!
Для «Цитатника Аквариума» мне иногда и делать-то ничего не приходится. Заходишь, например, сюда – и просто узнаёшь, откуда происходит вопрос «Зачем мы нам?» из песни «Гость». В заметке сообщается о первоисточнике фразы в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1964). Один из героев, Кристобаль Хозевич, «любил успевать раньше – всегда и во всём. Не чужд ему был и некоторый скептицизм. В одной из его лабораторий висел огромный плакат: «Нужны ли мы нам?» Очень незаурядный человек».
Что ж, благодаря справочнику Павла Северова с данной цитатой разобрались. Спасибо! Но данная энциклопедия хоть и огромна, но не всеобъемлюща. Как, пожалуй, не может быть всеобъемлющим любого масштаба исследование такого многогранного феномена, как лирика «Аквариума». И сегодня я хочу привести примеры, откуда и как могут появляться догадки о скрытых цитатах в текстах БГ.
(Вероятно, приведённые примеры будут более подробно разобраны в следующих заметках, поэтому прошу простить меня за краткость).
ПРИМЕР 1. Серебряный зверь в поисках тепла
Недавно мы с вами слушали замечательного советского барда Евгения Клячкина. Среди его многочисленных стихотворений я вдруг наткнулся на заглавие: «Поиски тепла» (1963). Это же фраза из «Капитана Африка»! Точнее, вошедшая в ту песню фраза: «Серебряный зверь в поисках тепла».
ПРИМЕР 2. Камень в зелёной траве
Да, в единственном числе: камень. Рассказываю. Я люблю шахматы. И вот я вечером сидел и смотрел интервью с 13-м чемпионом мира Гарри Каспаровым о возобновлении его матча за шахматную корону с 12-м чемпионом, Анатолием Карповым, в 1985 году. Гарри Кимович рассказывал о подковёрных интригах вокруг этого противостояния и вдруг упомянул роман братьев Вайнеров «Петля и камень в зелёной траве» (1977). Посмотрите, если интересно:
И вновь я хлопнул себя по лбу: это же название песни (чуть не сказал: «Камни в холодной воде»): «Серые камни в зелёной траве».
ПРИМЕР 3. Моя левая нога
Тут вообще история такая, что новые изыскания попросту опровергают предыдущие, лишают их аргументационной базы. Помните запись «моя левая нога – гиперборея»? Тогда речь шла про отрывок из Пелевина, где он труд спустя рукава охарактеризовал «работать левой ногой». Построения вышли весьма убедительными, но их вновь, как карточный домик, разрушил случай. Я смотрел выпуск «Кинопоиска» про актёра Дэниэла Дэй-Льюиса и вдруг узнал, что он сыграл главную роль в фильме, который называется – барабанная дробь – «Моя левая нога» (1989). Посмотрите:
Ну как тут не поразиться многогранности смыслов, которые Борис Борисович закладывает в свои песни! Что ж, за это мы его и любим! До новых встреч на белоснежных полях исследований «Аквариума». Ставьте сердечки, если озвученные анонсы вас заинтриговали!
Другие цитаты Аквариума
► Месть королевы Анны
► Колдуй, баба, колдуй, дед
► Послеполуденный отдых фавна
Именно эта запись в VK