Å #158. Сельские леди и джентльмены

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Чтобы сельские леди и джентльмены продолжали
Свой утренний чай.

Исследование песни Сельские леди и джентльмена Бориса Гребенщикова, которая создавалась с 70-х по 1994 год и вызвала дождь, которого не было 2 тысячи лет

Песня «Сельские леди и джентльмены» – одна из «хрестоматийных» песен «Аквариума», в том плане, что здесь совмещено множество типичных для БГ образов и символов. Двойственность персонажей с этой и «с той стороны зеркального стекла», дуализм дьявол – Господь, объяснение механики творчества, образ сестры – жены двойника лирического героя, опять же «за зеркальным стеклом».

Для меня это одно из самых понятных произведений Бориса Гребенщикова, настолько тут всё ясно и прозрачно. Притом, что сам БГ в интервью 2015 года признался, что «Сельские леди и джентльмены» относятся «к разряду тех композиций, подлинный смысл которых проясняется лишь спустя много лет после написания песни». А песня, к слову сказать, старинная. Это вышла она на альбоме «Пески Петербурга» (1993), а написана была в 70-х. По крайней мере, на акустическом концерте 1982 года «Записки о Флоре и Фауне» Гребенщиков предварил её исполнение следующим экскурсом: «Сейчас мы споём песню, которую, судя по всему, никто не слышал. Она, правда, старенькая, но мы её нигде не записывали». Получается, к 1982-му она уже была «старенькая».

В книге «Сны о чём-то большем» (2004) БГ признался: «Я как любитель и собиратель рок-музыки сам себя тоже собирал. У меня есть песни, которые известны всем, а есть песни редкие, как у всякого коллекционера». «Сельские леди и джентльмены» относятся как раз к такому разряду. Впрочем, «редкие» – не означает слабые. Олег Сакмаров с воодушевлением воспринимал запись «Песков Петербурга»:

Олег Сакмаров о песне Сельские леди и джентльмены

«Абсолютно не чувствовалось, что происходит реанимация старых песен. По своему подходу к записи и по аранжировкам эти композиции были абсолютно современны для того ощущения жизни – раскованного и весёлого и глубокого. Я всегда ощущал себя очень хорошим слушателем Бориных песен и был счастлив, когда моя реакция на песни была интересна Борису».

Сакмаров даже поделился удивительной историей, связанной с обсуждением именно этого трека: «Помню, в экзотическом южном городе с 6 до 9 утра я описывал своё понимание песни «Сельские леди и джентльмены» и чувствовал, что автору это интересно и почему-то важно. А потом пошёл дождь, которого в этом регионе в это время года не было 2000 лет. Вполне типичная для «Аквариума» история».

А если после всего сказанного вы всё равно требуете скрытой цитаты в песне, то мне придётся импровизировать. В 1916 году Марина Цветаева написала «Стихи к Блоку», те самые, в которых «Имя твоё – пять букв» (Блокъ). Так вот там есть такие строки:

Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту…

В нежную стужу недвижных век,
Имя твоё – поцелуй в снег.

Марина Цветаева и песня Бориса Гребенщикова Сельские леди и джентльмены

Цветаевский «поцелуй в снег», кажется, добавляет понимания, почему дьявол в песне Гребенщикова «с серебряным ртом». Ведь и «пограничный Господь» звенит «бороды своей льдом». Неужели все эти образы – про преломление через серебряную поверхность зеркала? Ах, если б я знал этом сам!

Другие цитаты Аквариума

Максим-лесник
Если взойдёт звезда Аделаида
Души мёртвых солдат на еловых ветвях

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *