Å #156. Дым отечества нам сладок и приятен

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Так мы летим вперёд и пусть мы не без пятен,
Но дым отечества нам сладок и приятен.

Так мы летим вперёд и пусть мы не без пятен, но дым отечества нам сладок и приятен. Сравниваем Марш священных коров Б. Гребенщикова с Грибоедовым и Пелевиным

С Новым, 2022 годом!

Сегодня предлагаю взять две песни «Аквариума» и попробовать найти в двух их разных строчках – один первоисточник. Смотрите, сейчас всё станет ясно. Тем более, что обе песни мы уже с вами разбирали, и не один раз.

Итак, недавно мы слушали столь зависящую от момента нашу Ефросинию. И посреди нескольких стихотворных разборов вскользь упомянули, что рифма «пятен – приятен» заимствована из комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»:

Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен.

А ещё, чуть позже, в очередной раз переслушивали «Максима-лесника», в приложении к прыгающему снизу «мелкому бесу». Сделали отсылку к одноимённому роману Фёдора Сологуба, вспомнили экранизацию Николая Досталя. И на этом можно было бы поставить точку, но вдруг в обсуждениях Зоя Лаврова спросила, будет ли цитата про белый «Мерседес». Мог ли я тогда предполагать, что этот вопрос заставит по-новому взглянуть на песни «Аквариума» из магического мира Виктора Пелевина? Вот теперь обо всём по порядку.

Упоминание белого «Мерседеса» меня несколько смутило. Я задал уточняющий вопрос, «зашифровано» ли в нём что-либо? Зоя ответила, что это отсылка к роману Виктора Пелевина “Generation П”: «Там мерседес появляется в двух рекламных проектах на религиозную тему». Я припомнил, что на белом «Мерседесе» ездил главный герой, и потом его машину принесли в жертву, инсценировав покушение с участием немецкого автомобиля. И обещал изучить вопрос.

Затем события складывались, как в настоящем детективе. Рифф Райдер в том же обсуждении заметил, что роман был написан Пелевиным позже. Зоя согласилась: «А ведь вы правы! Позже примерно на три года. Но мне запомнилось как единый период. Отсылка в обратном направлении тоже возможна, но менее вероятна».

Зоя, позволю с вами не согласиться. В текстах Пелевина очень много цитирований песен Гребенщикова. Вопрос о влиянии БГ на писателя в этом плане остаётся открытым. Тем не менее, есть целый ряд исследований, которые допускают не только взаимовлияние авторов, но и их питание из иного, единого источника. Эти исследования разные по степени проработки проблемы – от студенческих работ («Интертекстуальность литературы постмодернизма на примере цитат Б. Гребенщикова в тексте В. Пелевина») до кандидатских диссертаций («Концепции К. Кастанеды в русской рок-поэзии и постмодернистских романах В. Пелевина и М. Фрая конца XX – начала XXI веков»).

В отношении белого «Мерседеса» и Пелевина – что же оставалось делать? Я решил пересмотреть экранизацию “Generation П” (т.к. не было времени перечитать роман) и освежил в памяти и обстоятельства взрыва машины Вавилена Татарского, и его мухоморные трипы, и его уженение богине Иштар. Роман Пелевина впервые был опубликован в 1999 году. Песню «Максим-лесник» БГ написан в 1994-м, а увидела свет она на альбоме «Снежный лев» (1996).

Так что апеллировать к белому «Мерседесу» мог Пелевин по отношению к Гребенщикову, но не наоборот. Хотя стоит вспомнить, что «Мерседес» в России 90-х был самой популярной автомобильной маркой, и тогда принципиальной связи между «Максимом-лесником» и “Generation П” нет вовсе.

Но вот к чему в романе Пелевина прицепился мой взгляд. Рекламируя сигареты “Parliament”, Вавилен Татарский использует ту самую грибоедовскую формулу: «И дым Отечества нам сладок и приятен». По ходу действия он ещё поменяет концепцию: вместо «дыма Отечества» напишет “All that jazz” и предложит плакат с Гребенщиковым, сидящим в лотосе чуть ли не «посереди кремля». Новый слоган предполагался под стать ситуации 90-х с танками у здания российского правительства: «Парламент. Пока не начался джаз».

Кстати, в интервью 1999 года Гребенщиков прокомментировал смоделированный воображением Пелевина плакат: «Витька, как подобает гению, попал в дурацкую ситуацию – точно описывая посредственную жизнь, ему пришлось написать посредственную книгу». Что ж, оценка не самая лестная. Но вот только есть подозрение, что в «Марше священных коров» грибоедовская формула про сладость и приятность дыма Отечества, кажется, прошла при посредничестве романа “Generation П”.

Если подобное предположение верно, то получается следующая схема. В 1996 году на альбоме «Снежный лев» появляется песня «Максим-лесник», в которой встречается образ белого «Мерседеса». В 1999-м выходит роман Пелевина “Generation П”, где белый «Мерседес» используют для покушения на генерала МВД, а рекламщик для продвижения сигарет “Parliament” предлагает плакат с танками перед зданием правительства и слоганом «Дым Отечества нам сладок и приятен». А в 2011-м БГ повторил эту строку в «Марше священных коров».

Надеюсь, не очень утомил вас изысканиями о БГ и Пелевине. Возможно, произведения последнего стоит внимательнее перечитать, чтобы собрать полный паззл о взаимовлиянии двух наших любимых авторов.

С Новым годом!

Другие цитаты Аквариума

Инезилья
Сестра Пушкин
Я знаю лучший вид на этот город

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *