Святой Герман пришёл к святому Петру.
Сели в сторожку и начали пить смесь.
Отсюда прямой путь в святцы.
Но всё в порядке: Герман опять здесь.
Песня «Святой Герман» – одна из моих самых любимых в творчестве «Аквариума». Тем удивительней, что обратился я к ней по совсем случайной причине. Изучая материалы по песням Гребенщикова, я вдруг наткнулся на комментарий в духе: «свинчен» – от глагола «свинтить», то есть быть задержанным сотрудниками правоохранительных органов. Вот, подумал я, выросло поколение, которому требуется это пояснять. Наряду с литовкой песен и марками за вход на квартирник.
Да, слава Богу, что всё так, как есть. И я решил воспользоваться случаем, чтобы прояснить одну потрясающую, на мой взгляд, шутку, которая незаслуженно выпадает из поля зрения аквариумофилов и БГ-ологов.
«Святой князь Герман» был записан в конце восьмидесятых и вошёл в альбом «Феодализм» (1989) – пластинку редкую, которую спустя годы «Аквариуму» пришлось переиздавать. Массовому слушателю история святого Германа открылась в 1998-м, с выходом «Кунсткамеры». Сама песня была написана под влиянием митьковского духа и вошла в качестве саундтрека в киноленту «Трава и вода» (1991).
В музыкальном плане трек вобрал в себя наработки Дюши Романова, который к тому моменту активно играл на гитаре в «Трилистнике». А основой стал аккордеонный рифф Сергея Щуракова, который из репетиционного вдохновения перебрался в ткань студийной записи. А вот что касается текста, то здесь кроется настоящая жемчужина гребенщиковского юмора.
Не буду пересказывать всех святых Германов, которых пророчат в прообразы лирического героя песни. По-моему, попытки найти реальный прототип в данном случае настолько же бессмысленны, как поиски в святцах Никиты Рязанского. Кстати, по поводу святцев.
Святой Герман пришёл к святому Петру.
Сели в сторожку и начали пить смесь.
Отсюда прямой путь в святцы.
И вот здесь всё и кроется. У кого бы я ни спрашивал, никто из моих знакомых не увидел в этих строках того, что очевидно для меня. Даже слово «смесь» в данном контексте вполне понятно: это, скажем так, алкогольный напиток. Пресловутая смесь №5 из «Мести королевы Анны» – это ведь тоже коктейль. Всё это в сумме приводит к следующему. Святой Герман как бы говорит святому Петру: если мы продолжим так много пить, то мы просто сдохнем! А так как они святые, то им – «прямой путь в святцы»!
Ну разве не красота? Картину украшает сама постановка вопроса: при жизни люди не могут считать кого-либо (и тем более себя) святым, а тут Герман и Пётр рассуждают об этом как о факте. Как будто живёт себе такой Герман, понимает, что он свят, но если слишком много пить смесь в сторожке, то отсюда прямой путь в святцы. Борис Борисович, гениально!
P.S. Теперь я больше всего боюсь, что всё сказанное было таким же очевидным и для вас. И вы скажете: ну вот, доказал, что два и два – четыре. Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вы понимали эти строчки «святого Германа»?
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
Другие цитаты Аквариума
#Мы встретились в 73-м, коллеги на алмазном пути | #Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане | #Так начинания, вознёсшиеся мощно, сворачивают в сторону | #Только во тьме свет, только в молчании слово | #Царь Сна крёстным ходом на стального коня | #Я сел на первый сабвэй в Тируванантапурам