Теперь ты узнал, что ты
Всегда был мастером Бо.
Песню «Дело мастера Бо» мы уже упоминали, когда исследовали выражение «среднее между Маратом и Архимедом». Сегодня пришло время разобраться с самим мастером Бо и его делом, а в этом нам поможет строка:
Благоприятен брод через Великую Реку.
Из всего альбома «День Серебра» (1984) песня «Дело мастера Бо» вызвала, пожалуй, наибольший интерес с точки зрения поиска скрытых смыслов. По поводу того, кто же такой мастер Бо, существует несколько версий. Одни считают «Бо» сокращением от имени «Борис», другие – от слова «Бог». Третьи говорят, что дело мастера БОится. Четвёртые указывают, что с китайского «бо» переводится как «дядюшка». Но все почему-то обходят стороной прямую подсказку в самом тексте.
«Дракон приземлился на поле», «уже раздвинут камыш», «благоприятен брод» – все эти фразы позаимствованы Гребенщиковым из «И-цзин» – китайской «Книги Перемен», которая входит в конфуцианское пятикнижие (наряду с книгами песен, преданий, церемоний и летописью «Вёсны и осени»). «И-цзин» – практическая книга гаданий. По ней можно узнавать ответы на интересующие вопросы и предсказывать судьбу. Основой для такого гадания служат 64 гексаграммы. Попробуем объяснить, что это такое.
Представьте себе знак тире: «–». Теперь представьте, что вы взяли тонкий ластик и стёрли в этом знаке середину, оставив как бы два дефиса: «- -». В терминологии «Книги перемен» эти чёрточки называются «яо»: цельные и прерванные. Если взять маленький листок и с одной стороны написать цельную черту, а с другой прерванную, то у вас получится элементарный гадательный инструмент по типу монетки: либо орёл, либо решка. Пока всё просто, да?
Теперь представьте, что у вас комбинация из целых 6 черт, которые расположены друг под другом. И каждая из них может быть цельной или прерванной. Такие знаки и называются «гексаграммами»: от греческого «гекса» – шесть и «грамма» – буква. Конечно, это позднее европейское обозначение знаков, сами китайцы называли их «гуа».
Процесс гадания с помощью подобной системы можно сравнить с 6-кратным подбрасыванием монеты. Если 6 раз подряд выпадет «орёл» – это 6 цельных линий. Если все 6 раз – «решка», то пишем 6 прерывистых линий. Как несложно подсчитать, общее число комбинаций составляет 64 возможных гексаграммы. И в «И-цзин» представлены подробные характеристики каждой из них.
Например, шестая гексаграмма в списке, «Сун», определяет: «Благоприятно свидание с великим человеком, не благоприятен брод через великую реку». А предыдущая, пятая гексаграмма «Сюй» говорит, что брод через великую реку, наоборот, благоприятен. Но это лишь общие гадательные советы. Для каждого гуа существуют подробные описания и разъяснения.
Возьмём для примера гексаграмму, которая в конфуцианской системе «Книги перемен» расположена под номером 23. Она представляет собой 6 чёрточек, из которых самая верхняя – цельная, а остальные пять под ней – прерывистые. Напоминает разрезанную по горизонтали букву «П». Общий посыл гексаграммы – избавиться от устаревшего и непригодного, от старых идей и привычек.
Филолог-востоковед, синолог и комментатор «Книги перемен» Юлиан Щуцкий (1897–1938) привёл такую интерпретацию гексаграммы: «Удаляйте внешнюю оболочку, чтобы понять суть вещей. Это окончание старого цикла и подготовка к новому. Восстановите творческое равновесие, избавившись от устаревших украшений. Адаптируйтесь к переменам. Старые структуры растворяются, уступая место новому действию. Таков порядок вещей».
К чему мы так подробно характеризуем одну-единственную гексаграмму? Дело в том, что 23-я по счёту комбинация «И-цзин» называется «разорение», по-китайски – «Бо». И если предыдущий комментарий попытаться вместить в одно словосочетание, то наиболее близкий вариант – это «двигаться дальше». Получается, благоприятный брод через великую реку – это переход от старых отношений к новому этапу жизни? А мастер Бо – это внутренний импульс двинуться дальше? Лично мне такая интерпретация представляется весьма убедительной.
Вот ещё одно доказательство в пользу этого. У французского поэта Гийома Аполлинера (1880–1918) есть стихотворение «Мост Мирабо» в честь реально существующего парижского моста. В произведении есть такие строки:
Любовь, как река, плывёт и плывёт,
Уходит от нас любовь.
И любовь не вернётся… Течёт вода
Под мостом Мирабо всегда.
Что это, как не описание безвозвратно уходящей любви? Парадокс заключается в том, что сама любовь – вечна, как текущая под мостом Мирабо река. Так и у Гребенщикова «дело мастера Бо» заключается в том, чтобы «двигаться дальше» от увядшей любви (как бы страшно ни было) и при этом сохранять любовь в себе самом.
В интервью журналу «ДеИллюзионист» в 2006 году Борис Гребенщиков высказался на этот счёт так: «Я под словом «любовь» понимаю только одно: особые приятные ощущения от многих вещей, которые существуют только для меня. Эти ощущения может дать и новый человек, и картина Моне. А может быть – куст, небо или солнце. И я не могу отделить одно от другого, потому что любовь находится не вовне, а внутри. И если у тебя есть генератор, который производит ток под названием «любовь», то ты будешь испытывать любовь ко всему».
На этих замечательных словах следовало бы закончить сегодняшний обзор. Но в «деле мастера Бо» есть не менее важная составляющая – музыка. Незадолго до записи «Дня Серебра» к Гребенщикову обратился режиссёр Александр Сокуров с просьбой сыграть для его новой документальной ленты «Жертва вечерняя» несколько инструментальных композиций из романсов Михаила Глинки (1804–1857). Вместе с Гаккелем БГ начал искать пластинки с произведениями композитора, пытаясь понять: то ли о музыке «Аквариума» бытует столь необычное представление, то ли сами музыканты не в курсе чего-то большего.
«Разбираясь в том, что наворотил Глинка, я понял, что в музыке он позволяет себе гораздо больше, чем я, – вспоминал впоследствии Гребенщиков. – Наверное, мне никогда не хватало убеждённости, чтобы производить такую глобальную работу с мелодиями – когда композитор свободно переходит из одной гармонии в другую, меняя всё на ходу. И я подумал: почему русские композиторы могут себе это позволить, а я – нет? Почему-то именно в районе «Дня Серебра» мы решили развернуться вовсю и сделать то, что хотели сделать очень давно, не жалея на это ни времени, ни сил. «Сны» и «Дело мастера Бо» показывают, чем именно, помимо концертов и сочинения повседневных песен, мы должны были бы в идеале заниматься».
Вот так «возможность предпринять крупное и серьёзное дело, переправляться через великую реку – через весь поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала человеческого совершенства» привела к появлению одного из главных шедевров раннего «Аквариума» – песни «Дело мастера Бо».
Смотрите также
► Они съедят твою плоть как хлеб
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#Барух а-Шем | #И всё равно, ху там у них наверху | #Настоем цикуты ты меня не глуши | #Отход на север | #Папайя, маракуйя | #С тех пор я стал цыганом | #Шайтан, арба встала | #Я встретился с Миком Джаггером