Восьмая десятка 100 песен
VIII. Декада Королей
30. Rainbow: The Temple Of The King / “Ritchie Blackmore’s Rainbow” (1975)
Вот и пробил час восьмой музыкальной декады – Декады Королей. Как следует из названия, сюда войдут песни, так или иначе связанные с королями. Привязка к заявленной теме не всегда будет очевидной, но, в конце концов, так даже интереснее слушать! И группой, которой выпало открыть королевскую десятку, являются старые-добрые “Rainbow” во главе с Ричи Блэкмором.
“Rainbow” традиционно относят к ключевым группам, повлиявшим на развитие тяжёлого рока. Однако меломаны зачастую воспринимают коллектив Блэкмора как тень “Deep Purple”. И делают это, на мой взгляд, совершенно незаслуженно. Пускай Блэкмор из “Deep Purple” пришёл, основывая “Rainbow”, и туда же в итоге вернулся – но за десять лет существования «Радуга» донесла до нас совершенно неповторимую музыку!
Ричи Блэкмор основал “Rainbow” в 1975 году вместе с музыкантами группы “Elf”. Вокалист последней, Ронни Дио, понравился Блэкмору тем, что пел в ровной точности так, как хотел это слышать Ричи. А вдобавок ещё и писал тексты. Состав нового коллектива постоянно менялся, и во многом это обстоятельство повлияло на урожай альбомов при богатстве музыкальной ткани “Rainbow”. Музыканты “Deep Purple” и “Rainbow” перетекали друг в друга, как жидкость в сообщающихся сосудах, поэтому перечислять даты, когда обе группы распадались, не имеет большого смысла.
Песня, которой я хочу поделиться, вошла на первый альбом “Rainbow”, записанный весной 1975 года в Мюнхене. В одном из интервью Блэкмор честно признался, что устал от многолетнего заколачивания денег с “Deep Purple” и решил записать то, что хотел, – пускай бы это и не принесло прежних дивидендов. В итоге и не принесло. Зато насколько чудесную музыку оставили после себя участники “Rainbow”! По-академически отточенную и при этом живую и свободную! Музыку, которая переносит тебя в другой мир, в средневековье, в самую-настоящую Башню Короля!
30-я строка – песня “The Temple Of The King” группы “Rainbow” с альбома “Ritchie Blackmore’s Rainbow”, 1975-й год.
29. Crosby & Nash: Mama Lion / “Wind On Water” (1975)
Короли бывают не только в человеческих обществах. Есть такое выражение – «царь зверей». Вряд ли сам лев подозревает о том, что люди его так называют, но чувствует он себя именно как царь природы наверняка! Единственное – оставаться льву принцем, пока здравствует его венценосная мама – королева! Вот именно о “Mama Lion” сейчас и пойдёт речь.
Это песня знаменитого американского дуэта Дэвида Кросби и Грэма Нэша. Вообще-то к трио присоединился не Стивен Стилз, а как раз Нэш к дуэту Кросби и Стилз. А затем покинувший “Buffalo Springfield” Нил Янг окончательно сформировал музыкальный квартет, о котором впервые сказали «супергруппа». Дело же было так…
В 1967 году Дэвид Кросби покинул “The Byrds” и стал играть вместе со Стивеном Стилзом, просто и по-дружески. Спустя ещё пару лет в группе появился Дэвид Нэш из “The Hollies”, с которым Кросби познакомился ещё во время гастролей в Великобритании в середине 60-х. На вечеринке «Мамы» Кэсс Эллиот из легендарных “The Mama And The Papas” Кросби и Нэш впервые спели вместе и сделали это восхитительно! После триумфального альбома 1969 года к музыкантам присоединился Нил Янг, сохранявший, между тем, творческую свободу в своей группе “Crazy Horse”. Барабанщик и клавишник остались за бортом названия квартета, но на судьбу не жаловались, потому что дела у Crosby, Stills, Nash & Young шли просто прекрасно!
Они поразили всех на Вудстоке, о котором, по их же признанию, не имели ни малейшего представления, что это за город и фестиваль… Однако уже через год четыре полноправые и самостоятельные музыкальные единицы разделились, выпустив под занавес альбом с символическим называнием “Four Way Street” – «Улица четырёх дорог»… Правда, разделились – чтобы соединиться в новых причудливых сочетаниях! После четырёх сольных альбомов, каждый из которых попал в число 15-ти лучших американского чарта, Кросби и Нэш сошлись вместе и объявили о создании дуэта!
Их совместная пластинка “Graham Nash David Crosby” поднялась до 4-й строчки в списке альбомов популярной музыки. После успешной попытки восстановления классического квартета в 1974-м Кросби и Нэш, тем не менее, снова стали играть вдвоём. И результатом их работы альбом 1975 года “Wind On Water”, песню с которого я и хочу сейчас поставить.
29-я строка – песня “Mama Lion” дуэта Дэвида Кросби и Грэма Нэша с их альбома “Wind On Water”, 1975-й год.
28. B.B.King: So Excited / “Completely Well” (1969)
Следующий музыкант, чью композицию я хочу представить, входит в Декаду Королей уже по праву своего имени! Хотя изначально я включил его песню в Декаду Радости, настолько этот трек исполнен жизнью в лучах солнечного света. Состоявшийся перенос лишний раз свидетельствует об условности настоящей музыкальной сотни, ибо реальность гораздо шире наших представлений, в которые мы пытаемся её впихнуть. Но не будем отвлекаться от главного – что музыка раскрывает в нас и чему она даёт расти в наших душах… Итак, встречайте – его величество B.B.King!
Что нового можно сказать о Би Би Кинге? Он сам уже всё сказал в своей музыке – и продолжает говорить доныне, будучи почти 90-летним юнцом и давая более полувека по 300 концертов в год! Огромной честью играть с ним считали для себя такие мэтры гитары, как Эрик Клэптон и Гари Мур. Пусть знатоки рассуждают о «плавном бендинге и блестящем вибрато» гитарного стиля Би Би Кинга – для меня, человека необразованного, гораздо ближе та передача от сердца к сердцу, которую осуществляет общепризнанный король блюза!
Когда я впервые услышал песню “So Excited”, меня попросту бросило в дрожь. Да, нечеловеческая энергетика, виртуозное пение гитары и будоражащие саксофоны – всё это звучит невероятно мощно! С другой же стороны, в этой композиции нет ничего принципиально нового для блюза. Однако она всё равно заставляет меня едва не пускаться в пляс, когда я её слышу! Вот за эти эмоции – огромное спасибо Би Би Кингу!
28-я позиция – песня Би Би Кинга “So Excited” с 7-го из 44-х его альбомов, пластинки “Completely Well”, 1969-й год.
27. The Incredible String Band: The Minotaur’s Song /
“The Hangman’s Beautiful Daughter” (1968)
Ох, и весело будет узнать, что за короли такие войдут в монархическую декаду! Потому что сейчас речь пойдёт об очень странном государе – минотавре! Минотавр тоже ведь царь: его матерью была царица Пасифая. Воспылав страстью к богу Посейдону, который являлся на землю в обличье быка, Пасифая попросила Дедала выстроить деревянный остов коровы, куда она и влезала для осуществления своей извращённой похоти. Простая здравая логика подсказывала, что ничего хорошего от этого соития произойти не могло. Но страсть оказалась сильней, и миру был явлен он – Минотавр! Как и любое чадо, зачатое в запретной связи, он вышел образцовым уродцем и требовал особенных яств в виде семи юношей и семи девушек. Что испытывал он, поедая жертв? Какие песни пел в периоды семилетнего одиночества? Казалось бы, откуда нам это знать, если бы одну из тирад минотавра до нас не донесли безумные шотланды из «Невероятного Струнного Оркестра»!
Родоначальники «психоделического фолка», “The Incredible String Band” образовались в Эдинбурге в 1966 году. Хотя дуэт Робина Уильямсона и Клайва Палмера выступал в клубах шотландской столицы ещё с 1963 года. Но как группа «Невероятный Струнный Оркестр» состоялся с приходом гитариста Майка Херона. Коллектив расширил концертную географию, стал известным в Глазго и записпл первый альбом, одноимённый группе. Согласно ежегодному опросу журнала “Melody Maker”, пластинку “The Incredible String Band” признали лучшим фолк-альбомом 1966 года, а “October Song” своей любимой песней назвал сам Боб Дилан!
Успех ожидал и второй альбом группы “The 5000 Spirits Of The Layers Of The Onion” 1967 года. Но настоящий звёздный час “The Incredible String Band” пробил через год, когда свет увидела “The Hangman’s Beautiful Daughter”. Центральная композиция альбома, “A Very Cellular Song”, вобрала в себя сикхские песнопения и заняла 13 минут. Гораздо более лаконичной, на мой вкус, получилась «Песня Минотавра», написанная от первого лица и рассказывающая о нелёгкой судьбе и мрачных буднях запертого в лабиринте чудовища.
27-я строка – исповедь человека-быка “The Minotaur’s Song” в исполнении “The Incredible String Band” с их третьего альбома “The Hangman’s Beautiful Daughter”, 1968-й год.
26. King Crimson: 21St Century Schizoid Man / “In The Court Of The Crimson King” (1969)
“King Crimson”! Для любителей необычной музыки это не просто знаковое имя – это магическая формула потаённых ритмов вселенной! По уровню музыкальной мысли, технике, неадекватности звучания и желанию иногда пробить головой стену с “King Crimson” могут сравниться только братья Шульманы из “Gentle Giant”! Юноша бледный со взором горящим, вот твоя музыка, которую ты так долго искал! Только будьте осторожнее, ведь “King Crimson” – это английский синоним арабского выражения «Бил Сабаб», за которым скрывается не кто иной, как Вельзевул…
На русский название “King Crimson” проще всего перевести как «король червей», в игральном смысле, то есть король червонной масти. Однако эпитет “crimson” имеет также значение «алый» или «багровый», что в связке с демонической личностью придаёт выражению несколько иной, устрашающий окрас.
Британская группа “King Crimson” была основана в 1968 году гитаристом Робертом Фриппом и барабанщиком Майклом Джайлзом. Вскоре к ним присоединились клавишник и духовик Иэн Макдональд, гитарист Грег Лейк и поэт Питер Синфилд, который и дал коллективу угрожающее название. Спустя всего полгода “King Crimson” уже выступали на одной сцене с “The Rolling Stones”, а в октябре 1969 года выпустили первый альбом “In The Court Of The Crimson King” – «На дворе багрового короля».
Дебютная пластинка во всеуслышание заявила о “King Crimson” как о новых законодателях моды прогрессивного рока. Глубина музыки и виртуозная техника исполнения не просто поставили группу в один ряд с именитыми коллективами эпохи – подняли планку на невероятную высоту. Многих академических музыкантов вещи “King Crimson” поставили в тупик! Метрическая усложнённость, полиметрия и полиритмия, смещающиеся гармонические планы, оригинальные гитарные риффы, а ещё прибавьте к этому загадочные тексты и многоголосное пение – и группа предстанет как математическая профессура на рок-сцене! А тяготение к джазу и импровизации и вовсе заставляет немедленно переслушать 14 студийных альбомов “King Crimson” и умереть от познания тайн бытия… Пока что предлагаю остаться в живых и коснуться этих тайн отчасти, чтобы сохранить душевное спокойствие в наступивший век шизоидов!
26-я строка – композиция “21St Century Shizoid Man” группы “King Crimson” с их дебютного альбома “In The Court Of King Crimson”, 1969-й год.
25. Dire Straits: Sultans Of Swing / “Dire Straits” (1978)
Целенаправленно отыскивать и открывать для себя новую музыку я начал сравнительно поздно, лет в двадцать. И одним из первых дисков, который я приобрёл «вслепую», то есть не зная группы, был сборник хитов “Dire Straits”. Я вставил пластинку в магнитолу и с первых же аккордов спросил себя: «Неужели я столько времени пичкал себя непонятно чем, когда в мире есть такая музыка!». Академически чёткая, немного вычурная, камерная, но – живая, трепещущая. Неизвестно, у кого теперь та «Ауди» с магическими номерами… но диск “Dire Straits” я до сих пор храню, как зеницу ока! Хотя теперь понимаю, что есть в мире ещё музыка, хорошая и разная.
Британская группа “Dire Straits” была основана в 1977 году гитаристом Марком Нопфлером. В состав коллектива вошли также брат Марка Дэвид Нопфлер, а также басист Джон Иллсли и барабанщик Пик Уизерс. Все они были юными, полными невероятных идей и грандиозных планов, но – бедные… Учитывая этот факт, команда и взяла соответствующее название – “Dire Straits”, что дословно значит «Стеснённые обстоятельства» и что бы я перевёл как «В ожидании стрита» или «Авантюрный вариант». Но это мои личные ассоциации…
Зато уже в год основания “Dire Straits” получили дивиденды от своего названия! В 1977 году они записали демо-версию “Sultans Of Swing” и отнесли её ведущему радиостанции BBC. Честно говоря, музыканты пришли за простым советом, но ди-джей, Чарли Жилет, оказался настолько очарован музыкой “Dire Straits”, что немедленно выпустил “Sultans Of Swing” в эфир! В считанные недели группа стала популярной в Англии и уже заключила контракт со звукозаписывающей компанией.
В 1978 году музыканты записали одноимённый коллективу альбом и дали тур в США, благодаря которому приобрели мировую известность. И пускай за почти два десятилетия своего существования “Dire Straits” записали добрую дюжину хитов, как, например, “Money For Nothing” (открывший, кстати, вещание европейского MTV в 1987 году), “Tunnel Of Love”, “Romeo & Juliet”, “Calling Elvis”, “Your Latest Trick”, “Walk Of Life” и другие. – Однако же песня “Sultans Of Swing” продолжает покорять меня непревзойдённой, метрономической точностью исполнения, аристократичной мелодичностью и невероятной энергетикой при внешней сдержанности!
И я думаю, меломаны поймут меня, почему я решил поместить эту композицию в декаду королей. Сначала мы говорили о храме короля и Би Би Кинге. Затем о льве, царе зверей, и минотавре, который на своём острове тоже, в общем-то, был монархом. Наконец, мы побывали на дворе червонного короля! Так почему же не смириться с мыслью, что султаны – тоже короли…
25-я строка – песня “Sultans Of Swing” группы “Dire Straits” с их дебютного одноимённого альбома, 1978-й год.
24. Дмитрий Степанович: Государыня / «Русский альбом» (2006)
В декаде королей мы успели поговорить об архетипичном «короле» как таковом, монархе плачущей гитары, короле червонной масти, султанах и даже быке! Все они – мужского пола. Настало время исправить эту шовинистическую тенденцию и освободить трон для Государыни!
«Государыня» группы «Аквариум» овеяна для меня ореолом благоговения. Помню, как ещё в школьные годы я запирался у себя в комнате, зажигал принесённые из церкви свечи и в благоухании воска включал эту песню. Мне представлялось совершенно недопустимым и оскорбительным слушать «Государыню» в душевной нечистоте, злобе или унынии. Потому что я видел в ней святость и красоту.
С тех пор прошло немало времени. В музыкальном плане я перерос период идолов, а в личностном понял, что жизнь – в твоих собственных руках. Поэтому то, что ты из себя сделаешь, зависит не от обстоятельств или удачи, а от тебя самого! Но трепетное отношение к «Государыне» сохранилось. И в нынешней декаде оно выразилось в том, что я не могу поставить оригинальную версию песни, а предлагаю послушать замечательное фортепианное переложение под академический вокал Дмитрия Степановича!
Дмитрий Степанович – уникальный исполнитель современности. Его отличительная черта – высочайшая отточенность мастерства, профессионализм, помноженный на живое отношение к музыке и пению! Степанович родился в Москве в 1974 году. В 19 лет окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу истории, теории музыки и композиции, а в 24 – Музыкальный факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. С отличием! С 1996 года Дмитрий Степанович солирует в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и в Московской государственной академической филармонии.
Вот что пишет безымянный рецензент (откликнись!) о даре Дмитрия Степановича, развитого им до мастерства: «Особенностью таланта артиста является его живое, шаляпинское отношение к слову и выражающей это слово музыкальной интонации. Вокальные средства и техника певца помогают понять и услышать душу человека, раскрыть её сокровенную жизнь в общении с миром и Богом. Отсюда – уникальная выразительность звука, глубина интерпретации разных музыкальных стилей».
Степанович участвовал также в записи Божественной литургии по чину святителя Иоанна Златоуста (соч. 41 П.И. Чайковского) к 2000-летию Рождества Христова, а также сочинил Канон Ангелу-хранителю, который лично исполнил в храме-музее святого Николая в Толмачах, в Москве. А в 2006 году Дмитрий Степанович переложил для фортепиано «Русский альбом» Бориса Гребенщикова и исполнил вокальные партии. Песню «Государыня» с этой записи я и хочу сейчас представить.
24-я строка – «Государыня» в исполнении Дмитрия Степановича, «Русский альбом», 2006-й год.
23. Трилистник: Скажи мне, кто король / «Музыка Средиземья» (1991)
С Дюшей Романовым мы уже встречались в декаде путешествий. И если вы догадались, что «Трилистник» – это его группа, то у вас хорошая логика и быстрая смекалка! В дополнение вы сейчас узнаете несколько интересных фактов из истории данного коллектива.
Музыкальный журналист Андрей Бурлака определяет стиль «Трилистника» как «фолк-барокко и белый ритм-энд-блюз, поп-психоделия и кельтские мотивы, американский фолк и русский мелос». Читаешь – и внутренне соглашаешься (ну и ещё немного завидуешь опыту концентрации красивых слов в одном предложении). Все эти определения верны, но лично я предпочитаю исходить из интуиции «нравится – не нравится». И музыка «Трилистника» мне нравится! Кажется, такой простоты достаточно для любого меломана…
Дюша Романов основал «Трилистник» в 1987 году. Гребенщиков тогда готовился к первому посещению соединённых американских штатов, и Дюша переманил участников «Аквариума» для репетиции собственного материала. В итоге первое выступление тогда ещё не получившего название «Трилистника» состоялось при участии Михаила Васильева, Андрея Решетина, Сергея Щуракова и Михаила Кордюкова. В конце того же 1987 года к группе присоединились Олег Гончаров и Иван Воропаев.
В 1988 году Дюша с Михаилом Васильевом записали музыку для цикла телеспектаклей «Ирландские сказки». Дополнив эти записи, «Трилистник» выпустил в 1991 году альбом «Музыка Средиземья», представляющий собой чистый кельтский неофолк. После этого был рэйв-дуэт PRO УХО с адвокатом и поэтом Николаем Бехом, эмбиент-альбом «Продвинутые Сказки» и сборник перепевок хитов «Аквариума» «Виртуальная Оборона». Но наиболее аутентичным очарованием, на мой вкус, обладает именно «Музыка Средиземья», композицию из которой я и хочу сейчас представить.
23-я строка – песня «Скажи мне, кто король» группы «Трилистник» с альбома «Музыка Средиземья», 1991-й год.
22. Cher: Gypsys, Tramps & Thieves / “Gypsys, Tramps & Thieves” (1971)
Декада королей почти на исходе. И в десятке песен прозвучали и чёрный король, и червонный, и султан с минотавром, и даже львица с государыней! Казалось бы, дань уважения царицам отдана, чтобы не ущемлять прав женщин в музыке. Но вот только не спела нам настоящая королева! Пускай бы про цыган, циркачей и разбойников, но лишь бы ещё раз услышать неповторимый голос недостижимой и в то же время столь родной Шер!
Однофамилица лидера “U2” и братьев Оллмэнов, Шерилин Саркисян Лапьер Боно Оллмэн, или просто – Шер, родилась 20 мая 1946 года в Калифорнии. Своего отца, Карапета Саркисяна, она увидела только в одиннадцать лет, а до этого мечтала стать знаменитой киноактрисой и даже подготовила образец автографа для поклонников. Вообще же, в жилах Шерилин течёт, помимо армянской, французская, турецкая и кровь индейцев чероки.
Первый успех пришёл к исполнительнице в 1965-м, когда она в составе дуэта “Sonny & Cher” представила песню “I Got You Babe”. В это время Шер жила в Лос-Анджелесе, где познакомилась с Сальваторе Боно – тем самым Сонни, за которого она вышла замуж и начала выступать в дуэте. Тогда они стали настоящей трансатлантической сенсацией, но к концу 60-х их известность стала стремительно падать.
Чтобы рассчитаться с долгами перед правительством США после ряда неудачных альбомов и восстановить былую популярность, Сонни и Шер создали в начале 1970-х годов собственное комедийное шоу. В разное время в нём принимали участие личности калибра от Дэвида Боуи до Майкла Джексона и от Мохаммеда Али до Рональда Рейгана. Шоу просуществовало пять лет и распалось в 1974-м, вместе с браком Сальваторе и Шерилин Боно. Между тем, за это время сразу три песни Шер успели возглавить американский чарт – “Gypsys, Tramps & Thieves” в 71-м, “Half-Breed” в 72-м и “Dark Lady” в 74-м.
Впоследствии Шер вышла за Грега Оллмэна, с чьим творчеством в “The Allman Brothers Band” мы уже познакомились в песенной сотне. Собственно, именно в этот период певица официально взяла себе имя «Шер» и с ним отправилась покорять Нью-Йорк. Между прочим – по совету Фрэнсиса Форда Копполы… В 1982 году она приняла участие в бродвейской постановке, за которой последовали серьёзные роли в кино. Как результат, в 87-м за главную роль во «Власти луны» Шер удостоилась статуэтки «Оскар»! Вообще говоря, Шер – уникальная в творческом отношении женщина, ведь в её копилке, наряду с «Оскаром», есть также «Грэмми», «Эмми», «Золотая пальмовая ветвь» и тройка «Золотых глобусов».
Между тем, пик славы Шер пришёлся на 1998-й год, когда вышел её альбом “Believe”, одноимённая песня с которого стала популярной по обе стороны океана. Сценаристы «Гриффинов» в одной из рождественских историй мультсериала (сезон 11, серия 8) и вовсе сделали причиной прихода Святого Семейства в Вифлеем не перепись населения, а концерт Шер! Тогда же, в 98-м, закончилась рекордная серия Шер: на протяжении 33 лет, начиная с 1965 года, песни исполнительницы обязательно достигали вершин американского чарта!
Мне же больше всего импонирует жизненность песен Шер. Даже истории с самым печальным сюжетом имеют определённое отношение к невероятно пёстрой биографии певицы. Вот и композиция “Gypsys, Tramps & Thieves”, казалось бы, о таком печальном явлении, как неизбежность печального круговорота судьбы… Но благодаря тому, как её исполнила Шер, раздувшийся из уголька огонь надежды и даже радости не даёт опустить руки! И за чудесное умение Шер мотивировать, помочь встать с колень, зарядить энергией – низкий поклон! В этой связи неудивительно, что в 2010-м Шер снялась в «Бурлеске», а в 2013-м вышел 26-й студийный альбом певицы! Но пока что предлагаются окунуться в хипповский 71-й!
22-я строка – песня Шер “Gypsys, Tramps & Thieves” с одноимённого альбома 1971-го года.
21. Зелёные рукава / «Лютневая музыка XVI – XVII веков» (В. Вавилов) (1970)
Знаменитые на весь мир «Зелёные рукава», да ещё и в исполнении советского музыканта? Притом, что эту мелодию переиграли, а песню перепели сотни музыкантов! Нелогичная концовка для гордой Декады Королей! Такое впечатление может сложиться, если не знать, что автором текста баллады выступил английский король Генрих VIII, а история пластинки, на которой Владимир Вавилов исполнил мелодию «Зелёных рукавов», – поистине шедевральная!
Миру известно множество мистификаций. В литературе это Ромен Гари и Николай Солодовников, в культуре в целом – «Ленин-гриб» Сергея Курёхина, а в музыке – советский гитарист и лютнист, исполнитель и композитор Владимир Фёдорович Вавилов. В 1970 году выходит пластинка с композициями в его исполнении «Лютневая музыка XVI – XVII веков». Вавилов переиграл здесь произведения английской народной музыки времён королевы Елизаветы, а также итальянских классиков масштаба Джулио Каччини и Франческо да Милано. Того самого, которому до недавнего времени приписывалось авторство мелодии «Под небом голубым»! Почему «приписывалось»? Давайте обо всём по порядку.
Сегодня новейшие исследования это подтверждают, но вот для советской музыкальной номенклатуры такой поворот сюжета был бы неожиданным и явно бы поставил крест на возможности самой мысли об издании «Лютневой музыки»! Всё дело в том, что автором всех музыкальных произведений, кроме, собственно, «Зелёных рукавов», выступил… сам Владимир Вавилов! На мистификацию композитора сподвигло желание поделиться с миром созданной им музыкой, которую бы никто в советское время не опубликовал по причине неизвестности рядового сочинителя, а также недопустимых названий вроде “Ave Maria”! Поэтому Владимир Фёдорович крепко подумал и приписал авторство созданных им мелодий авторитетам XVI – XVII веков!
Ту же “Ave Maria” Вавилов приписал Каччини, «Ричеркар» – Николо Нигрино, «Павану» – Винченцо Галилеи, «Чакону» – Гансу Найзидлеру, «Пастуреллу» – Жану Байфу, «Гавот» – Дени Готье, а ещё две песни, три ричеркара и одну сюиту для лютни – Франческо да Милано! Впоследствии Анри Волохонский положит на мелодию канцоны этой сюиты стихи, а Алексей Хвостенко впервые исполнит песню «Город золотой», который станет абсолютным хитом «Аквариума», начиная с середины 80-х! Но тогда, в 1970-м, никто и представить не мог, что все сочинения принадлежат не указанным деятелям Возрождения, а самому Владимиру Вавилову!
Франческо Канова да Милано (1497 – 1543 гг.) – выдающийся лютнист Италии, который современниками был прозван «божественным». Его «Семь книг для лютни» были признаны в Европе повсеместно, а их автор служил придворным лютнистом сначала при герцоге Гонзаго в Мантуе, а затем у кардинала Медичи во Флоренции и у папы Павла III в Ватикане. На месте захоронения да Милано в XVIII веке была построена знаменитая миланская опера Ла Скала. Вот и получилось, что не одно десятилетие музыка «Города» приписывалась выдающему лютнисту Италии, а не скромному советскому мистификатору, написавшему «Канцону» спустя почти полтысячелетия после да Милано!
Одним из первых подлог «во спасение» обнаружил профессор Московской консерватории Шандор Каллош. Он досконально «разобрал» пластинку и пришёл к однозначному выводу, что музыкальные произведения не имеют отношения к лютне в принципе… И уж тем более приписывание их да Милано и Нигрино – нечто сродни святотатству! Исключением стали, естественно, всем известные «Зелёные рукава», на которых, по всей видимости, Вавилов и пытался «выехать» из ситуации, в которую, из благородных побуждений, он сам себя и поставил.
Собственно, песня “Greensleeves” появилась в Англии не позднее XVI века. Считается, что автором текста к известной народной мелодии выступил король Генрих VIII, посвятивший строки Анне Болейн, сердца которой он тогда добивался. Характерно, что указание именно зелёного цвета рукавов – явный эротический штрих, ведь на платье этого цвета оставались не так заметны следы травы после любовных утех на лоне природы… Так что Генрих VIII был тот ещё совратитель, хотя с Анной оказался честен и взял её в жёны, бесчестно бросив при этом первую…
Существуют сотни перепевок «Зелёных рукавов»! На перечисление одних только всемирно известных исполнителей уйдёт не одна минута! Это и Джон Колтрейн, и Элвис Пресли, и Леонард Коэн, и Лорина МакКеннитт. Инструментальное прочтение классики в своё время представляли “Rainbow” и “Jethro Tull”. Почему же мне хочется поставить, может быть, не самое изящное исполнение «Зелёных рукавов» советского композитора? В 2013 году исполнилось 40 лет со дня смерти Владимира Вавилова… Но его музыка жива в вечности! И в очередной раз восхищаешься непреодолимой силой таланта, ратующего не о себе в искусстве, а об искусстве для всех!
21-я строка – мелодия «Зелёные» рукава в исполнении Владимира Вавилова с пластинки «Лютневая музыка XVI – XVII веков», 1970-й год.