VII. Декада Распахнутых Сердец И Пения Птиц

Седьмая десятка 100 песен

VII. Декада Распахнутых Сердец И Пения Птиц

 

40. Enya: Only Time / “A Day Without Rain” (2000)

Что за красивое название – «декада распахнутых сердец и пения птиц»! И пояснять нечего, о какой музыке пойдёт речь, – и так всё ясно. Но чтобы задать некий вектор настоящей песенной десятке, начать нужно с самой очаровательной композиции. «Ангельское пение» – так обычно говорят о прелестном, пробирающем насквозь женском вокале. Пример такого пения мы сейчас и послушаем. К тому же оно будет и ангельским, и почти «аглицким», точнее – ирландским…

С молитвословием “Only Time” я впервые познакомился при просмотре ролика мебельного салона. У нас любят ставить прекрасную музыку в самую разную рекламу – от дезодоранта до сантехники. В данном случае это была мебель. И каждый раз, проезжая в городе мимо рекламного щита распиаренного салона, в голове у меня неизбежно возникала песня ирландской исполнительницы Энии.

Эния. Она же – Энья Патриша Ни Бреннан в транскрипции с ирландского оригинала её имени Eithne Padraigin Ni Bhraonain. Сестра Энии Мойя Бреннан также известная певица, представляющая группу семейного типа “Clannad”. Для меня Эния – гораздо больший символ Ирландии, нежели пресловутый Боно из “U2”. И когда я в музыкальном младенчестве думал, что Connemara – это певица, Энию я уже знал, а про культ личности Боно не слышал…

Как и полагается, родители Энии занимались музыкой. Её отец, владелец паба, сочинял кельтские баллады, а мама была учительницей музыки в школе, где училась Эния. Сразу после окончания школы, в 1980 году, Эния присоединилась к “Clannad” и записала вместе с ними два альбома. Спустя два года певица переехала в Дублин, чтобы выступать сольно. Музыка Энии особенно пришлась по вкусу на телевидении и в кино. В 1984 году юная дива написала саундтрек к фильму “The Frog Prince”, а ещё спустя два года – к документальному сериалу об истории кельтов для BBC. Телевизионщикам настолько понравился получившийся материал, что они решили издать его отдельным альбомом, который получил лаконичное название “Enya”. В 1992 году пластинку переиздали под вывеской “The Celts”.

В 90-е Эния получила две премии Грэмми за «лучший new age альбом» (“Shepherd Moons” и “The Memory Of Trees”), а её музыка прозвучала в более чем полудюжине фильмов. В новое тысячелетие певица вошла с громким саундтреком к киноэпопее «Братство кольца». Тогда же появилась и песня, которой я хочу поделиться со всеми, кто её когда-то слышал, но, может быть, не знал имени исполнительницы. Именно под эту умиротворяющую музыку Жан-Клод Ван Дамм бесстрастно восседает на шпагате на боковых зеркалах движущихся параллельно грузовиков “Volvo” в снятой недавно рекламе. Композиция “Only Time” удостоила Энию награды «лучший поп-рок сингл», и это тот случай, когда красоту произведения искусства даже неискушённому ценителю не заметить попросту невозможно!

40-я строка – песня Энии “Only Time” с альбома “A Day Without Rain”, 2000-й год.

 

39. Peter Gabriel: Solsbury Hill / “Peter Gabriel” (1977)

Как и многие дети, родившиеся под самый занавес СССР, я познакомился с творчеством Питера Гэбриэла, разумеется, через фигурное катание! Отчего-то очень любили как отечественные, так и зарубежные фигуристы композиции этого английского музыканта. Для меня даже одно время имя Питера Гэбриэла ассоциировалось с эпохой XVIII – XIX века, я не был готов признать в нём современника… Но наивные детские годы прошли, и композитор превратился из загадочной легенды в простого гениального музыканта, чьё влияние сегодня представляется поистине колоссальным!

Питер Брайан Гэбриэл начал карьеру в замечательной группе прогрессив-рока “Genesis”, где он исполнял вокальные партии, а также играл на флейте и перкуссии. В скором времени музыкант стал записываться сольно и в знак неповторимого стиля первые четыре альбома назвал одинаково – “Peter Gabriel”. Песню с первого из них я бы и хотел поставить.

В 1977 году Питер окончательно отделился от “Genesis”, поселился в деревне вместе с женой и первенцем и стал писать песни, какие хотел, но не мог исполнять в группе. Сингл с альбома “Peter Gabriel” (который впоследствии получит маркировку I для отличения от “Peter Gabriel”-II, III и IV), “Solsbury Hill”, до сих пор остаётся визитной карточкой музыканта. Тогда, в 77-м, песня поднялась до 13-й строчки в британском хит-параде, но это говорит лишь о том, что по-настоящему живая и бесконечно красивая музыка может быть ещё и популярной! Впрочем, этот побочный продукт творчества никогда особо не тревожил Питера Гэбриэла, который до сих пор делает уникальные шоу со своей неповторимой музыкой.

39-я строка – песня “Solsbury Hill” человека и альбома “Peter Gabriel”, 1977-й год.

 

38. The Everly Brothers: Let It Be Me / “Wake Up Little Susie” (1969)

Есть песни, от которых умиротворением и Рождеством веет, как от мандаринов – сладостью и Новым Годом! Именно такой – радостной, немного сентиментальной, но бесконечно воодушевляющей – мне представляется композиция “Let It Be Me” коллектива под названием “The Everly Brothers”.

Этот американский дуэт был основан в 1956 году, как несложно догадаться, братьями Иверли – Доном и Филом. На протяжении всех последующих десятилетий они оставались образцом вокальной гармонии. Великие “The Beatles” признавались, что учились у братьев Иверли, а кроме того, их влияние сильно заметно в голосовых партиях Саймона и Гарфанкеля! Собственно, отец Фила и Дона, Айк Иверли, гитарист-виртуоз и ведущий на радио, такого эффекта от своих сыновей и добивался! И дебют юных братьев на том же радио, например, состоялся, когда Дон исполнилось всего 8, а Филу – 6 лет!

Позврослев, то есть уже в возрасте 15 – 17 лет, братья Иверли начали самостоятельную карьеру. Другой дуэт – супружеский: Фелиция и Бодлем Брайанты, – писали для них тексты, становившиеся бестселлерами. В частности, “All I Have To Do Is Dream” и “Bye Bye Love”. В 1963 году, американские граждане, Доналд и Филипп Иверли отправились служить на флот. Воспользовавшись этим обстоятельством, “The Beatles” вторглись в Америку и не позволили в дальнейшем “The Everly Brothers” наверстать прежний успех. Зато, парадоксально, но творчество братьев Иверли всё больше заинтересовывало слушателей в Англии!

В 1973 году дуэт распался. Воссоединиться вновь им, по иронии судьбы, помог Пол Маккартни, который в 1986 году написал для них “On The Wings Of A Nightingale”. В дальнейшем Фил Иверли занялся сольной карьерой, сотрудничал с Марком Нопфлером и Клиффом Ричардом. Но время бума на “The Everly Brothers” к тому моменту прошло. Оставив после себя огромное количество замечательных песен, из которых мне почему-то больше других нравится “Let It Be Me”. Слащавые, но в вокальном отношении образцовые голоса братьев Иверли. Простенький, но трогающий до глубины души текст: “So, never leave me lonely! Tell me you love me only!”. И невероятно умилительное настроение от песни!

Англоязычная википедия заявляет, что релиз песни “Let It Be Me” состоялся в 1960 году. Пользователи «ВКонтакте» авторитетно называют 1959-й год, но про подлинность цитат в интернет высказывался ещё Ленин… Сервис «Яндекс.музыка» помещает трек в сборник 1969 года “Wake Up Little Susie”, а last.fm и вовсе – в “Everly Brothers 20 Greatest Hits” без указания года. С другой стороны, так ли это важно, когда и при каких обстоятельствах написана песня, которая способна раскрывать сердца и дарить окружающим радость!

38-я строка – композиция “Let It Be Me” группы “The Everly Brothers”, не ранее 1959-го года.

 

37. My Morning Jacket: Wordless Chorus / “Z” (2005)

С американской группой “My Morning Jacket” мы уже познакомились в декаде большого гитарного рифа, куда вошла их песня “Holdin On To Black Metal”. Спустя почти пятьдесят композиций пришло время послушать их вещь совсем другого рода – “Wordless Chorus”. Противореча названию, слова в этой песне есть. И если внимательно послушать композицию, то может создаться впечатление, что в декаду пения птиц она не очень-то и подходит. Однако такое заблуждение развеивается, как дым, при весьма правдоподобном допущении, что вокалист MMJ Джим Джеймс – птица.

За пятнадцать лет коллектив Джеймса успел стать настоящей легендой в родном Луисвилле, штат Кентукки. Что касается всей Америки, то портал last.fm сообщает о “My Morning Jacket”: «В США их числят в «монстрах рока». То, что ты это название видишь впервые, объясняется тем, что парни звучат слишком по-американски: наверное, так же трудно вывести на мировой рынок группу «Чайф» с их «сибирскими ламбадушками»».

Однако мировая слава группы – речь, разумеется, о MMJ – крепнет с каждым годом! Вот и у нас в стране, пускай и через мультипликацию, но всё больше людей узнаёт о существовании группы, которая исполняет замечательную музыку. А по поводу названия песни – как знать, может быть, в «бессловесном хоре» звучат совсем не слова… Мы так привыкли давать всему имена, что за простым пением склонны усматривать то, что на человеческом языке принято называть словами!

37-я строка – песня “Wordless Chorus” группы “My Morning Jacket” с альбома “Z”, 2005-й год.

 

36. Simon & Garfunkel: Sound Of Silence / The Sounds Of Silence” (1966)

Несколько лет назад в Туле появилось замечательное радио, которое назвали незатейливо, но мудро – «Радио Город». Его нельзя услышать в приёмнике или телефоне, о нём ничего не знает интернет, и единственное место, где звучит это чудесное радио, – город. Точнее, остановки общественного транспорта, а также площади, скверы и прочие места массового скопления людей. И музыка, которая транслируется в то время, когда на проспектах шумят машины, совершенно восхитительная!

Никто до сих пор не знает, кто ставит треки по «Радио Город». Многое из плейлиста соответствует моим вкусам, и друзья даже подшучивали, что на самом деле это я незримо руковожу процессом гармонизации горожан. Однако мне, конечно же, далеко до загадочного инициатора и исполнителя столь замечательной задумки – ставить на улице музыку, которая приводит в порядок душу и чувства человека. Как ведь прекрасно выйти вечером после работы прогуляться и услышать, например, “Sound Of Silence” Саймона и Гарфанкеля…

Пол Саймон и Артур Гарфанкель вместе выросли в Нью-Йорке и здесь же в 1957 году организовали певческий дуэт. После школы друзья разъехались по разным городам получать образование. Вновь сошлись вместе, снова разделились… И таким образом существовали вплоть до 1965 года, когда, неожиданно для них самих, песня Саймона заняла первую строчку в американском чарте! Неожиданность заключалась в том, что их импрессарио Тим Уилсон взял саймоновский “Sound Of Silence”, написанный под впечатлением от убийства Кеннеди, наложил электрогитары, барабаны и пустил в музыкальное плавание. Узнав об успехе, Саймон и Гарфанкель решили воссоединиться, чтобы покорить вершины американского фолк-рока 1960-х!

Следующим хитом группы, повторившим успех “Sound Of Silence”, стала очаровательная “Mrs. Robinson” 1968 года. Песня стала саундтреком к фильму «Выпускник», в которой дебютировал «человек дождя» Дастин Хоффман. Музыкантов номинировали на премию «Оскар», но они поленились заполнить документы для заявки… К тому же наблюдалось всё большее похолодание в отношениях Саймона и Гарфанкеля и их отдаление друг от друга. После триумфального альбома 1970 года “Bridge Over Troubled Water” дуэт распался…

Да, периодически Саймон и Гарфанкель собирались вместе, чтобы выступить на концерте или дать полноценный тур. Но пути музыкантов разошлись. Артур Гарфанкель снялся в нескольких фильмах и записывался сольно, однако в последние годы его преследуют проблемы с голосовыми связками. Пол Саймон увлёкся мировой культурой, активно сотрудничает с африканскими музыкантами, а его альбомы журнал «Maxim» ставит в пример того, как правильно стареть… Но “Sound Of Silence” остался, конечно же, настоящей жемчужиной дуэта, которая продолжает переливаться всеми цветами музыки и сегодня!

36-я строка – гимн тишине “Sound Of Silence” в исполнении дуэта Simon & Garfunkel с их альбома “The Sounds Of Silence”, 1966-й год.

 

35. Red Hot Chili Peppers: Scar Tissue / “Californication” (1999)

Соглашусь, неожиданно встретить в декаде распахнутых сердец и пения птиц группу “Red Hot Chili Peppers”! Однако мне представляется, их баллада “Scar Tissue” как нельзя лучше продолжит песенную десятку после прозвучавших только что «звуков тишины». Даже несмотря на астрономическую по рок-н-ролльным меркам разницу в возрасте, две эти песни и звучат как-то похоже! Но вот если Пол Саймон до сих пор записывает альбомы, выступает, и это представляется нормальным, – то в голове просто не укладывается, что “Red Hot Chili Peppers” уже 30!

Первым «острым красным чилийским перцем», который решил собрать музыкальный капсаицин в одном месте, стал вокалист Энтони Кидис. В перечный квартет, образованный в Калифорнии в 1983 году, вошли также гитарист Хиллел Словак, басист Фли и барабанщик Джек Айронс. Спустя год они записали дебютный альбом, одноимённый группе. Однако в течение первых пяти лет творения «перцев» не находили отклика в сердцах слушателей, что заставляло музыкантов одну половину выделяемого на записи бюджета тратить на наркотики, а другую – на реабилитационные центры…

В 1987 году появился просвет, и Кидис, пройдя курс реабилитации и почувствовав вкус трезвой жизни, с энтузиазмом приступил к записи нового альбома “The Uplift Mofo Party Plan”. Гастрольный тур в поддержку пластинки сопровождался, однако, наркотическими срывами Кидиса и Словака, последний из которых скончался от передозировки 25 июня 1988 года…

Кидис и Фли, оставшись вдвоём после того, как все музыканты “Red Hot Chili Peppers” ушли из группы в связи со смертью Словака, тем не менее решили продолжить. В самом начале 90-х их синглы “Give It Away” и “Under The Bridge”, записанные с новым гитаристом Джоном Фрушанте, становятся визитной карточкой «перцев». Но на этот раз уже Фрушанте подсел на препараты, которые едва не стоили ему жизни! Последствия зависимости, с которой он долгие годы боролся, привели даже к необходимости хирургического вмешательства! Но как только закончился пик психологической нестабильности, Фрушанте был призван в студию и записал партии для хрестоматийного и самого успешного альбома “Red Hot Chili Peppers” – “Californication”.

“Californication” был издан через 200 лет и 2 дня после рождения Александра Сергеевича Пушкина, 8 июня 1999 года. Гитарную партию для песни “Scar Tissue” Джон Фрушанте записал в стиле, выработанном им в своём первом сольном альбоме, и назвал её «очень простым примером этой техники». Однако именно гитарное звучание композиции во многом способствовало тому, что в 2000 году “Scar Tissue” заслужила премию Грэмми как лучшая рок-песня! Ну и романтическая история Кидиса и Мелани Си из “Spice Girls” также благоволила успеху…

В целом, “Californication” стал по-настоящему харизматичным альбомом группы, не в последнюю очередь благодаря названию. Спустя восемь лет, в 2007-м, на экраны выйдет первый сезон одноимённого сериала с Дэвидом Духовны в главной роли. На русский язык проект переведут как «Блудливая Калифорния», и, в общем, это правильно! Ведь неологизм “Californication” образован соединением американского штата со словом “fornication” – «блуд». Так что и альбом получился блудливый, и музыканты наркоманы, – а музыка потрясающая!

35-я строка – песня “Scar Tissue” группы “Red Hot Chili Peppers” с альбома “Californication”, 1999-й год.

 

34. Lisa Ekdahl: Now Or Never / “Heaven, Earth And Beyond” (2003)

От хулиганов солнечной Калифорнии переплывём к джазовой диве заснеженной Швеции. Но если не знать, откуда родом певица Лиза Экдаль, то о её северном происхождении догадаться весьма сложно, поскольку её музыка – самая что ни на есть солнечная! Радостная, успокаивающая, но при этом невероятно будоражащая! А послевкусие у её песен – насыщенное и стойкое в своём многогранном букете! Вот уж воистину – распахнуты сердца, и птицы поют…

Лиза Экдаль родилась 29 июля 1971 года в Стокгольме. В 18 начала петь с джазовым трио Петера Нурдаля, с которым впоследствии записала два совместных альбома – “When Did You Leave Heaven” и “Back To Earth”. А до этого, в 1994-м, исполнительница выпустила пластинку с простым и ясным названием “Lisa Ekdahl”. Сингл “Vem Vet” – «Кто знает…» – стал тогда беспрекословным номером один в Скандинавии, а Экдаль назвали «лучшим национальным артистом года» в Швеции.

С 1997 года слава Лизы Экдаль дошла до Франции, которая сразу же полюбила певицу и всегда рада была принять её с концертами от Парижа и Нанта до Лиона и Марселя. А пластинка 2001 года “Lisa Ekdahl sings Salvadore Poe” и вовсе стала золотой в пятой республике. Ещё бы, ведь Сальвадор По – муж певицы, с которым она познакомилась во время путешествия по Индии. Тексты Сальвадора, написанные специально для Лизы и исполненные в чувственном стиле боссановы, привнесли в альбом неповторимые уют, тепло и бесконечное очарование влюблённой женщины…

В декаде распахнутых сердец и пения птиц я хотел бы поставить песню Лизы Экдаль “Now Or Never” с альбома 2003 года. В этой композиции непостижимым образом сочетаются настоящий джазовый драйв, лёгкость выходного весеннего дня и небесная певучесть детского голоска певицы! Под “Now Or Never” хочется не хотеть просыпаться под тёплым одеялом, одновременно с этим пить кофе, перепрыгивать сохнущие лужи в лучах солнца и лететь рядом с птицами, не прилагая никаких усилий, в небесах над землёй и вовне… Одним словом, настоящая музыкальная магия, принципиально не поддающая человеческому слову! Поэтому вместо того, чтобы говорить, давайте просто послушаем.

34-я строка – песня Лизы Экдаль “Now Or Never” с альбома “Heaven, Earth And Beyond”, 2003-й год.

 

33. А. Котов, С. Старостин, В. Волков, Л. Фёдоров: Отшельник /

«Душеполезные песни на каждый день» (2008)

Вот уж поистине не придумаешь лучшего названия для декады распахнутых сердец и пения птиц – «Душеполезные песни на каждый день». Так называется альбом, записанный пять лет назад квартетом в составе Сергея Старостина и Андрея Котова из хорового ансамбля «Сирин», а также джазового контрабасиста Владимира Волкова и Леонида Фёдорова, известного по «АукцЫону». Получившееся творение даже превышает понятие музыки и возносится едва ли не до уровня духовного пения в ненавязчивом сопровождении некоторых инструментов.

Первое выступление ещё в составе трио, без Волкова, состоялось в ноябре 2002 года. Тогда репертуар исполнителей составили русские духовные песнопения и авторские произведения участников проекта. Главная тема творчества музыкантов – пресловутый «смысл жизни» – приобрёл новое измерение, когда все они собрались вместе и записали альбом.

Музыкальный портал last.fm сообщает: «“Душеполезные песни на каждый день” – это камерная по форме и в то же время очень глубокая и многогранная по содержанию программа, обращённая в равной степени и к эстетическому чувству слушателя, и к его пониманию национальной музыкальной традиции, и к тому, что принято называть духовным содержанием человека. Участники проекта сумели, основываясь на национальной традиции и собственном таланте, деликатно и исподволь коснуться больших вечных вопросов, рано или поздно встающих перед каждым человеком. Эта музыка – и для ушей, и для ума, и для сердца».

От себя добавлю, что в связи со спецификой образования мне довелось прочесть немало церковных историй о различного рода чудесах, происходивших как в древности, так и практически на наших глазах. Однако впервые такую историю я не прочёл, а услышал! За что низкий поклон авторам «Душеполезных песен»! В определённой степени для меня они действительно оказались полезны. Спасибо!

33-я строка – притча «Отшельник» в исполнении Котова, Старостина, Волкова и Фёдорова с альбома «Душеполезные песни на каждый день», 2008-й год.

 

32. Хор монастыря Симонопетра: Агни Парфене / 

«Пресвятая Дева Владычица» (1990)

Прозвучавшая притча из числа «Душеполезных песен на каждый день» гармонично подвела нас к церковному песнопению. Колыбель православия, святая греческая гора Афон, без преувеличения стала центром византийского певческого искусства. Сегодня земной удел Пресвятой Богородицы представляет собой цветущую монашескую общину, которая, не отвлекаясь от главного дела – спасения, записывает настоящие гимнографические шедевры! Как, например, хор монастыря Симонопетра.

Монастырь «Симонов камень», или обитель Симона Петра, является одним из 20-ти афонских монастырей. Он был основан в 1257 году и вот уже восьмое столетие остаётся центром духовного просвещения на Афоне. Кроме того, в Симонопетре хранятся уникальные православные святыни – нетленная десница преподобной Марии Магдалины и часть Животворящего Креста Господня. Настоящим сокровищем обители является также хор монашеской братии, который, начиная с 1990-го года, записал уже десяток пластинок с греческими песнопениями. Одним из таких сборников является посвящение Пресвятой Деве Владычице – “Αγνη Παρθενε”, «Святая Дева». Одноимённое песнопение, являющееся и заглавной темой сборника, в своё время заставило меня остановиться посреди суеты повседневных занятий, и так я стоял, как обухом прибитый разбойник, несколько часов. А затем несколько дней нёс в себе частицу тех распахнутых сердец, которые своим пением заставляют остановиться, задуматься, очиститься и стать лучше!

Тем удивительнее было для меня услышать совсем недавно русское песнопение, исполненное на мотив «Агни Парфене»! 21 ноября 2013 года я пришёл на богослужение в честь престольного праздника в храме Архистратига Михаила при ТулГУ. И один из хоров великолепно спел афонским распевом «Радуйся, Невеста Неневестная»! Честно говоря, даже не верилось, что находишься буквально в пяти шагах от Афона… Да что там говорить, если Сам Бог гораздо ближе, чем нам кажется!

32-я строка – песнопение «Агни Парфене» хора афонского монастыря Симонопетра, сборник «Пресвятая Дева Владычица», 1990-й год.

 

31. Аквариум: Неизъяснимо / «Лошадь белая» (2008)

Бытует устойчивое мнение, что БГ вот уже пятое десятилетие поёт одну и ту же песню, в которой меняются только слова и музыка. Гребенщиков, впрочем, и сам соглашался с озвученным предположением. А музыка позднего «Аквариума» во многом подтверждает данную теорию. Более того, в звучании группы последних лет отчётливо заметен уход Бориса в невербализуемую реальность, которую ему, тем не менее, чудесным образом удаётся фиксировать!

Обратимся, например, к песне «Неизъяснимо». Ведь здесь очевидно описание синестезии – явления особого смешения чувств, когда звук начинает сиять и переливаться цветами, видимое воспринимается осязанием, а запахи превращаются в звуковые волны… Остаётся удивляться тому, как искусно Гребенщиков владеет даром переносить ощущения в музыку, которая – хотя бы отчасти – даёт возможность проникнуть в ту реальность, о которой идёт речь!

Хотя, может быть, я слишком перемудрил и всё гораздо проще? Ведь «слова в этих книгах так мало что значат»! Что толку проникнуть в текст песни «Неизъяснимо»? Гораздо полезнее самому в богатстве и многообразии жизни сталкиваться с неизъяснимым! Это всё равно что рассказывать о влюблённости человеку, который никогда не любил… Поэтому без лишних слов предлагаю послушать песню, которая как нельзя лучше подходит для завершения декады распахнутых сердец и пения птиц!

…И вдруг это сердце распахуто настежь!

И вагон, где ты был, проносится мимо,

И всё – неизъяснимо…

31-я строка – песня «Неизъяснимо» группы «Аквариум» с альбома «Лошадь белая», 2008-й год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *