Любому писателю хоть раз в жизни приходило сравнение его ремесла с ткацким. Где-то нужно сшить узор, где-то – сделать переход, в другом месте – изобрести новый принт, на котором все изображаемые события будут оттеняться ещё ярче. Действительно, писатель – во многом ткачиха. Чтобы общее полотно вышло потрясающим, нужно продумать и основной узор, и оборки, а ещё использовать для всего этого подходящие краски-слова. Вот и выходит, что перо и игла – родственные инструменты. И если у вас возникли сомнения в этом, то вот вам несколько ярких подтверждений.
Канва
Термин «канва» известен всем ещё с уроков литературы и связан с понятиями «сюжет» и «фабула». Если совсем просто, то канва – это фон, событийная основа, на которой развивается сюжет, сюжет – это последовательность событий или сцен, а фабула – главный конфликт повествования. Грубо говоря, канва «Войны и мира» – это события, предшествовавшие Отечественной войне 1812 года, и собственно сами военные действия и общественно-политическая жизнь страны начала XIX века.
В вышивании канвой называют сетчатую хлопчатобумажную ткань, которая выступает в качестве основы для будущих узоров («сюжета»). Самая популярная канва, Аида, представляет собой жёсткую ткань, в которой нити вплетены друг в друга так, что составляют прекрасное очерченные квадраты. В этой связи понятно, почему в литературоведении «подложку» повествования называют канвой. Получается, что писатель «вышивает» узоры сюжета на плотной событийной либо смысловой канве.
Канитель
Канитель – это нечто тянучее, то, что длится очень долго, но ничего не происходит, волокитство. Так мы представляем себе значение данного слова, но даже не подозреваем, что канитель – это ткань. Она действительно тянется, так как выполнена, как правило, из серебра или золота. Такие тонкие металлические нити использовались иногда в качестве ёлочных украшений. Но в основном их употребляли для вышивания. Чаще всего канитель блистала на флагах или военных мундирах, а также в облачении царственных особ и священства. А в музыке канителью называют набивку на басовых струнах из красной меди для увеличения инерции и повышения длительности звучания.
В таком контексте совсем в другом свете сверкает слово «канитель», к примеру, в «Петербурге» Андрея Белого: «Розоватое, клочковатое облачко протянулось по Мойке: это было облачко от трубы пробежавшего пароходика; от пароходной кормы холодом проблистала зелёная полоса, ударяясь о берег и отливая янтарным, отдавая – здесь, там – искрою золотой, отдавая – здесь, там – бриллиантом; отлетая от берега, полоса разбивалась о полосу, бьющую ей навстречу, отчего обе полосы начинали блистать роем кольчатых змей. В этот рой въехала лодка; и все змеи разрезались на алмазные струнки; струночки тотчас же путались в серебро чертящую канитель, чтоб потом на поверхности водной качнуться звёздами».
Сермяга
У нас на слуху прилагательное «сермяжный» (сермяжная правда – грубая, но зато без прикрас), в то время как сермяга – это вообще что? В «Гробовщике» Пушкина можно встретить такую характеристику будочника чухонца Юрко, который расхаживал «с секирой и в броне сермяжной». На самом деле Пушкин в данном случае цитирует отрывок из стихотворной сказки А.Е. Измайлова «Дура Пахомовна» (1826): «Явился в лавочку Фадеич с миной важной, // С секирою, в броне сермяжной. // Он грамоте немножко знал // И ассигнацию фальшивую признал».
Сермяга – это грубое сукно из простой шерсти ручного производства. Всё равно, как если бы сегодня себе кто-то сделал рубаху из мешка. Недаром в народе говорили: «Жил себе Ивашка серая сермяжка». Так что данная ткань также вошла в литературный обиход и поговорки.
А какие ткани встречали вы в произведениях или выражениях? Напишите об этом в комментарии!
Другие статьи по филологии
Самые дорогие и эксклюзивные часы | Кто озвучивает сериалы и фильмы | Судьбы выигравших в лотерею |