Маркировка шин
Размерность резины колёс указывается в формате 185/65/R15, где:
1) первое число – ширина резины в миллиметрах (в нашем случае – 185 мм),
2) второе число – высота профиля в процентах от ширины (65% от 185 мм = 120,25 мм),
3) третье число – диаметр диска, на которое будет ставиться покрышка, в дюймах (15 дюймов=381 мм).
При этом последнее число – это именно диаметр, а буква R означает, что резина – радиальная. В радиальной шине армирующий каркас расположен по меридианам, то есть параллельно друг другу. Есть ещё диагональные шины, где корд уложен под углом к направлению качения, но это уже тема другой статьи.
Для нас важно, что R – это радиальная шина, а не радиус. Хотя последнее ошибочное наименование настолько прижилось, что даже в сервисе можно услышать: «У тебя какой радиус?». Шиномонтажники не ошибаются – они просто привыкли к тому, что большинство их клиентов говорит именно так.
Разберёмся в особенностях маркировки шин.
Ширина шин
На легковых машинах ширина шин варьируется в основном от 145 мм (малолитражки типа «Матиза») до 235 мм (крупные кроссоверы). Конечно, бывает и больше. На УАЗ Патриот может ставиться резина шириной 275 мм, а на заряженном «Мерседесе» или БМВ – все 315 мм. При этом высота профиля будет различной.
Высота профиля
Напомним, это то число в процентах, которое указывается вторым в маркировке. Чем больше это число, тем выше профиль. Стандартом для большинства машин является 65 или 70% от ширины шины. Для внедорожников часто требуется больший показатель – 75%, а на армейских УАЗиках это могут быть 80 и даже 90%!
Для скоростных седанов шины могут быть широкими, но с меньшим профилем – 55 и 45%. На тех же жгущих резину «гонщиках» могут устанавливаться шины размерностью 315/30/R21 – широченные (315 мм), но низкие (30% от ширины) на дисках диаметром 21 дюйм.
Стоимость таких шин может в десятки раз превышать аналоги для «Октавии» или «Пассата». Да-да, без преувеличения – они могут быть дороже обычных шин в 10-15-20 раз!
Но даже эти суммы не идут ни в какое сравнение с колесом на комбайн «Ростсельмаш», например. Там и размеры, мягко скажем, другие. 800/65/R32 — как вам такое?
Диаметр диска
Диаметр диска составляет 12-13 дюймов для малолитражек, 14-16 для седанов и 17-19 – для кроссоверов и внедорожников. Хотя, конечно, всегда есть исключения. На «Приору» умудряются ставить 17-е диски, в то время как трёхтонный внедорожник отлично ездит на 15-х. Но остальные показатели, разумеется, будут разными. У внедорожника будут широкие и высокие шины (например, 235/75/R15), в то время как на «Приоре» – с очень низким профилем (например, 185/45/R17).
Высота колёс
Все вышеперечисленные варианты шин и дисков приводят нас к выводу, что можно подобрать разные их сочетания, чтобы итоговая высота колеса была одинаковой. Действительно, давайте подсчитаем общую высоту колеса для трёх разных сочетаний дисков и шин:
175/70/R13 = 575 мм
175/65/R14 = 583 мм
185/55/R15 = 585 мм
Мы видим, что для условной «Калины» можно подобрать колёса на 13-х, 14-х и 15-х дисках, и общая высота колеса будет отличаться в пределах 1-2%. Как и для других вариантов дисков, большей размерности.
Но для чего вообще выбирать разные сочетания? Причины могут быть разными – объективными и субъективными. Шины с высоким профилем лучше приспособлены к плохим дорогам, с низким – лучше ведут себя на трассе. Более широкие колёса лучше «держатся» за поверхность и выдерживают бóльшую нагрузку.
Но зачастую выбор сводится к личным представлениям, что колесо с большими дисками – круче. На колесо с бóльшим диском можно установить более крупные тормоза, но этим, как правило, мало кто занимается. Зато увеличивается нагрузка на узлы подвески, а вместе с ней – вероятность поймать пробой на низкопрофильной резине. Так что рекомендации завода-изготовителя написаны не просто так, но мы никого не осуждаем!
Шинный калькулятор
Итак, одной высоте колеса могут соответствовать разные сочетания дисков и шин. Вот было бы круто придумать такой инструмент, который бы позволял сравнивать колёса разных размеров! И – о, чудо, такой инструмент есть, и называется он шинный калькулятор.
Лично я пользуюсь вот таким – https://shina-calc.ru/: всё интуитивно понятно, легко вводить данные, наглядный результат. Ну и вишенка на торте – предупреждение красным, если диаметр в двух вариантах отличается больше, чем на 3%: «Это опасно!!!».
Здесь же можно перевести общую высоту колеса в дюймы. А кому это может понадобиться? Дело в том, что обладателям внедорожников в какой-то момент уже не хватает привычной системы маркировки. Не так важно, какой ширины резины и какой у неё профиль, – больше важна общая высота колеса. И указывается она, как повелось, не в миллиметрах или сантиметрах, а в дюймах.
Поэтому, когда говорят: «У меня 33-е колёса», это означает, что общая высота колеса составляет 33 дюйма. Причём – плюс-минус: колёса могут быть на пару десятых ниже или выше номинальной планки.
Несложно подсчитать, что высота 33-х колёс в привычной для нас системе мер составит 838,2 мм. При этом 33-ми колёсами будут считаться такие варианты, как:
285/70/R17 – 831 мм
305/70/R16 – 833 мм
275/75/R17 – 844 мм
Понятно, что суровые шины с рельефным протектором и грунтозацепами для подготовленных внедорожников – это отдельная тема. Однако она позволяет по-иному взгляду на ту маркировку шин, о которой мы писали ранее. Некоторые иначе понимают и подходят к указанию размерности шин. И эти некоторые – американцы.
Американская маркировка шин
Сразу оговоримся, что особенности американской маркировки касаются именно шин для внедорожников и выше – грузовиков. Если для легковушек найти соответствие с европейской маркировкой не составит труда, то над внедорожной резиной придётся поломать голову. Хотя многие считают, что эта система, наоборот, более продуманная.
Итак, американские внедорожные шины маркируются по принципу 33х12,5 R17, где:
1) первое число – общая высота колеса в дюймах (в нашем случае – 33″),
2) второе число – ширины шины в дюймах (12,5″),
3) третье число – диаметр диска в дюймах с указанием, что конструкция корда радиальная – R (17″).
Если перевести указанный пример в привычную маркировку, то получится примерно 315/65/R17. «Примерно» – потому, что 12,5 дюймов – это не 315, а 317,5 мм. Конечно, разница в 2 миллиметра в колесе по пояс ничего не решает, но всё же.
Если вы задумались: вот было бы здорово придумать переводчик американской маркировки шин в европейскую, то такие инструменты тоже есть, можете самостоятельно найти их в интернете. Другое дело, что такие счётчики будут работать топорно: например, те же 33х12,5 R17 переведут в 318/64/R17. Зато вы сможете найти уже готовые стандартные типоразмеры: слева – как обозначаются в Америке, справа – как Европе, и наоборот.
Что в итоге?
В мире существуют разные подходы к маркировке шин, которые основаны на разных мерах длины: миллиметры в Европе и дюймы в США. И если европейская система маркировки стремится к унификации и понятности во всём мире, то американцы ориентируются на свой рынок и привычные предпочтения своих сограждан.
Как бы то ни было, мы рассказали, как принято указывать основные параметры шины, чтобы вы могли сделать оптимальный выбор. Всё остальное вы сможете самостоятельно найти в поиске. А если у вас появились возражения или несогласия – обязательно озвучьте их в комментарии ниже! 👇
Счастливого пути и надёжного сцепления с дорогой!
Читайте другие статьи об автомобилях
► Вуатюр, ваген, кар — как называют автомобили в разных странах мира
► Что значат названия автомоделей
► Модели Ламборгини: причём здесь быки
👉 Автоответчик — блог, отвечающий на вопросы,
которые никто не задавал, — а это, оказывается, интересно! 🍒