Четвёртая десятка 100 песен
IV. Декада Путешествий
70. Camel: Lady Fantasy / “Mirage” (1974)
Декада путешествий… Это десять песен не только о том, что по пути в Сан-Франциско нужно немедленно заплетать в волосы цветы и что из Калинина в Тверь можно добраться на апостольском чине. В большей степени это песни, слушая которые, мысленно переносишься не в какой-то другой город, а в сферы гораздо более дальние – в мир фантазии и воображения! И, конечно же, песни декады путешествий логично брать с собой в дорогу. Главное не заснуть за рулём в дальнем пути, и в этом, на мой вкус, прекрасно поможет начальная композиция декады британской группы “Camel”.
В своих музыкальных пристрастиях я отдаю предпочтение чисто музыкальной части перед вокалом. В голосе меня интересует, в первую очередь, смысл, и тонкости вокализов для меня остаются некоей terra incognita. В последнее время я стал проявлять к пению больший интерес, однако от увлечения инструментальным началом в песнях уйти никак не могу. Группа “Camel” в моём случае – это как раз то, что надо!
Пионеры прогрессив-рока, участники сигаретного бэнда собрались вместе в 1971 году в составе гитариста, вокалиста и идейного руководителя Эндрю Латимера, клавишника Питера Барденса, бас-гитариста Дуга Фергюсона и барабанщика Энди Уорда. Единственным участником всех составов “Camel” явился только Латимер. За тридцать лет работы “Camel” записали 14 студийных альбомов. И пускай ироничные языки шутят, что на концертах “Pink Floyd” фанаты знают всех музыкантов поимённо, а на концертах “Camel” – музыканты фанатов, – некоторые композиции группы можно с удовольствием переслушивать несколько раз!
Одной из таких песен я и хочу сейчас поделиться. Это композиция “Lady Fantasy” со второго альбома “Camel”. Я не случайно доверил именно «Леди Фантазии» открыть декаду путешествий. Кажется, что под эту песню хорошо ехать по ночной магистрали. Психоделические фрагменты превращают дорогу в обрамлении фонарей в сюрреалистический путь, а резкие переходы уж точно не дадут заснуть за рулём! По крайней мере, так представляется мне. Но на то она и музыка, чтобы каждый «видел» в ней что-то своё. С предложением включить фантазию и открываю четвёртую декаду сотни.
70-я строка – композиция “Lady Fantasy” группы “Camel” с альбома “Mirage”, 1974-й год.
69. Scott Mckenzie: If You’re Going To San Francisco / “What’s The Difference” (1967)
Можно без преувеличения сказать, что песню “If You’re Going To San Francisco” знают все, кто когда-либо слушал американскую музыку. Но вот странное дело – среди моих знакомых существуют разные мнения относительно того, что за группа её исполняет. Причём, как правило, называют коллектив “The Mama And The Papas”, в то время как их легендарную “California Dreaming” приписывают “The Byrds”. Вот что значит – обратная сторона популярности: вроде бы и слышал песню тысячу раз, а кто её исполняет – представление подчас весьма туманное…
Характерно, что это касается не только современной рок-музыки. Произведение под названием «Душа» регулярно приписывают то Рахманинову, то Шостаковичу, благо, как шутят во всемирной паутине, «главный недостаток цитат в интернете – то, что ты сразу начинаешь верить в их автора. В.И. Ленин». Хотя композиция принадлежит Рольфу Лавленду и носит имя “Song From A Secret Garden”…
Но вернёмся к “The Byrds”! Вопреки существующему штампу, группа “The Byrds” образовалась не в Сан-Франциско, а в Лос-Анджелесе в 1964 году. Основателем и единственным постоянным участником коллектива за 10-летнюю историю группы явился Роджер Маккуин. Популярность “The Byrds” принесли поначалу перепевки Боба Дилана, а затем и собственные хиты.
На заре музыкальной деятельности группа, в которую также вошли Дэвид Кросби и Джин Кларк, называлась “The Beefeaters”. Но затем авиационная тема пересилила чашу весов, так что в процессе переименования даже покарёжилась буква “i”. Вполне возможно, что сознательное искажённое слово в названии («Птици») – реверанс в сторону “The Beatles” («Жюки»). Что тут скажешь – американский ответ британскому вторжению! Кстати, именно в самолёте – группа летела на гастроли в Лондон – Джину Кларку пришла в голову задумка песни “Eight Miles High”, которую позже назовут первым шедевром психоделического рока.
А что же с другим американским коллективом, “The Mamas & The Papas”? Квартет из двух певцов, Джона Филлипса и Дэнни Доэрти, и двух певиц, Мишель Гиллиам и Касс Эллиот, просуществовал около трёх лет и подарил миру суперхит “California Dreaming”. Написанный – опять-таки вопреки распространённому заблуждению, не в Калифорнии, а в Нью-Йорке.
Но причём здесь “If You’re Going To San Francisco”? – спросите вы. Речь то о “The Byrds”, то о “The Mamas & The Papas” – так кто же из них, в конце концов, исполнил эту песню? А исполнил её Скотт Маккензи, которые наряду с Джоном Филлипсом стоял у истоков «мам и пап», однако отказался от участия в группе, предпочтя сольную карьеру. Песню же написал именно Филлипс, хотя записи с его вокалом весьма редки. Так что “If You’re Going To San Francisco” приписывают и “The Byrds”, и “The Mamas & The Papas”, а поёт её Скотт Маккензи. Хотя – раз песня такая замечательная, то кому какая разница, кто её исполняет! Или, говоря по-английски, “what’s the difference”!
Итак, 69-я строка – хит Скотта Маккензи “If You’re Going To San Francisco” с альбома “What’s The Difference”, 1967-й год.
68. Дюша Романов: Поезд / «Песня о Трилистнике» (2001)
Как часто, бывает, слушаешь музыканта известной группы, занявшегося сольной карьерой, и думаешь: «Ну, всё это мы уже знаем!». И мало кто задумывается: а, может быть, наоборот – это он изначально и привнёс такое неповторимое звучание, особый музыкальный почерк, а сейчас просто развивает это в своём творчестве! Подобные мысли мне приходят в связи с флейтистом «Аквариума» Андреем, или Дюшей, Романовым. Ведь что первое приходит на ум? «Трилистник» есть в мелодическом отношении диалектическое копирование «Равноденствия». Но если копнуть поглубже, то на поверхность выходит неожиданная идея: это «Равноденствие» стало звучать именно так благодаря стилю Дюши! Это «Аквариум» приобрёл кельтский характер вследствие влияния флейтиста! А в «Трилистнике» он оттачивает свой стиль, а не заимствует то, что обнаружил в «Аквариуме». Получается, что «Аквариум», как и другие серьёзные коллективы, обогащается вливанием новых идей участников группы, а сами музыканты впоследствии обрекаются находиться не только в тени alma mater, но и выслушивать упрёки в заимствованиях.
Собственно, к чему я всё это… Дюша Романов и в «Аквариуме», и вне его заряжал своих слушателей невероятно радостным и светлым настроением! От его сольных вещей буквально веет то умилением, то невероятной танцевальной энергетикой. И тем печальнее, что он покинул нас так рано, не дожив месяца до своего 44-летия… Зато, как и положено настоящему музыканту, на концерте!
Дюша Романов родился 28 июля 1956 года в Ленинграде и уже в школе подружился с будущими соратниками по «Аквариуму» Александром Ляпиным и Александром Титовым. В возрасте 12 лет познакомился с Борисом Гребенщиковым и в его группе стал играть практически со дня основания, с 1973 года. Музыкальное влияние Дюши на «Аквариум» стало заметно уже на рассвете группы, когда флейтист выступил как автор нескольких композиций, в частности, «Странных объектов между светом и звуком» и «Гиневер».
После распада «Аквариума» в 1991 году Дюша Романов вернулся к театру, которым он всерьёз увлекался в 70-е, а также написал музыку к нескольким спектаклям и фильмам. И, естественно, все свои творческие силы направил на собственную группу «Трилистник», основанную ещё во время «Равноденствия». Между тем, по сути, «Аквариум» Дюша никогда и не покидал! В 1997 году он вместе с первоначальными музыкантами группы выступил на 25-летии коллектива, где предстал в образе, который, пожалуй, является классическим, когда почитатели «Аквариума» представляют себе такого близкого «Дюшу»! Также он оставил после себя книгу мемуаров «История Аквариума. Книга флейтиста». Помнится, году в 2006-м я обменял её у моего друга Димы Борисова на трактат индийского мыслителя Васубандху «Абхидхарма», которым очень дорожил! Но «Книга флейтиста» оказалась дороже…
Сейчас, однако, я хотел бы поставить более роковую дюшину вещь – песню «Поезд» с его посмертного альбома «Песня о Трилистнике». «Поезд» идеально вписывается и в декаду путешествий, и в представление о жизни как о долгом пути, который ты выбираешь сам! В мире, вовлечённом в суету денег, страстей и зачастую ложных желаний, просто необходимо остановиться и задуматься: а куда везёт меня мой поезд? И какой бы ответ ни был дан, Дюша подсказывает очевидную незамутнённому сознанию истину – в каком бы направлении ты ни выстраивал железную дорогу своей судьбы, важно каждый день получать неподдельное удовольствие от того, для чего ты рождён! Впрочем, послушайте сами…
68-я строка – баллада Дюши Романова «Поезд» с альбома «Песни о Трилистнике», 2001-й год.
67. Traveling Wilburys: Tweeter And The Monkey Man / “Vol. 1” (1988)
Следующая песня у меня связана со вполне определёнными воспоминаниями! Долгое время мои сны переходили в мелодию этой композиции, потому что она выполняла функцию будильника в моём телефоне! И просыпаться под звуки проигрыша “Tweeter And The Monkey Man” было одним удовольствием! Да, речь идёт о супергруппе “The Traveling Wilburys”!
Представьте себе совершенно обыденную ситуацию. Сидят в студии Боба Дилана в Калифорнии Джордж Харрисон, Рой Орбисон и Джефф Линн. И во время обеда Харрисон вспоминает, что забыл гитару у Тома Петти! И вот собирается квинтет в полном составе, и музыканты думают: а почему бы не записаться всем вместе? Садятся, и пишут альбом за десять дней! Так появилась супергруппа “The Traveling Wilburys”… Которая за краткое время своего существования записала два альбома со вполне логичными названиями – “Vol. 1” и “Vol. 3”.
Песня с первого альбома “Tweeter And The Monkey Man” – классический боевик Боба Дилана в духе “Hurricane”. Меня, однако, привлекла именно мелодичность композиции – настолько она строга и легка одновременно! И пускай Свистуна мы будем вспоминать иногда, а Мартына забудем навек – песня, безусловно, достойна того, чтобы делиться ею со всеми, кто знает толк в хорошей музыке!
67-я строка – песня “Tweeter And The Monkey Man” группы “The Traveling Wilburys” с их дебютного альбома “Vol. 1”, 1988-й год.
66. 10cc: Don’t Send We Back / “Look Hear” (1980)
Группу 10cc я впервые услышал на Финам-ФМ. Обожаю это радио, и каждый раз, когда приезжаю в Москву на машине, настраиваю магнитолу на 99.6 FM и слушаю беспрестанно! А дома просто включаю станцию через интернет и наслаждаюсь классическим британским и американским роком 1960-х – 80-х годов. Поэтому если вы любите подобную музыку, но не слышали о Финам-ФМ, – самое время открыть для себя это сокровище!
А возвращаясь к «тен-си-си» – я услышал их песню, моментально влюбился в неё, но ещё и слыхом не слыхивал, что за группа её исполняет, и на сайте радиостанции прочёл её название как «тен-це-це»… «Википедия» мне подсказала, как правильно произносить 10cc, что переводится, кстати, как 10 см3. Last.fm уточнил, что это не поп-арт-рок, а глэм-рок. Поэтому я немедленно зашёл на торрент и скачал во флаке полностью альбом, песню с которого меня очаровала, чтобы составить собственное мнение. Однако прежде, чем делиться собственными наблюдениями, расскажу о группе, поскольку подозреваю, что редкие меломаны даже слышали о «тен-си-си».
10сс – британская группа, основанная в 1970 году в английском Стокпорте и прославившаяся остроумными и ироничными текстами. Четверо участников коллектива как нельзя лучше подходили друг к другу в плане развития музыки и продвижения группы. Первые двое из состава, Грэм Гоулдман и Эрик Стюарт, составляли коммерческое крыло 10сс, а вторые двое, Кевин Годли и Лол Крим, – поэтическое. Совершенно удивительное сочетание, ни о чём подобном я раньше даже не слышал!
Так вот Гоулдман и Стюарт сочиняли стопроцентные хиты, в то время как Годли и Крим занимались музыкально-поэтическими экспериментами. Одним словом, сложно понять, как они так долго могли просто сосуществовать вместе. Особенно если учесть, что каждый участник квартета 10сс был и вокалистом, и мультиинструменталистом, и автором, и продюсером! Подобным невероятным образом в период с 1973 по 1995 годы были записаны 11 студийных альбомов. Причём последние два появились спустя десятилетний перерыв, так что в среднем 10cc писали по альбому в год – продуктивно, качественно и к тому же прибыльно!
В 1995 году группа распалась окончательно. Однако в изменённом составе продолжает играть до сих пор и в январе 2013 году даже впервые дала концерт в России, на фестивале «Старый новый рок» в Екатеринбурге!
Это, правда, уже другая история. Я же хотел бы поставить ту самую песню 10cc, которую я случайно – или то было провидение – услышал на Финам-ФМ. И текст песни, конечно же, обязал меня включить данный трек в Декаду Путешествий.
Итак, 66-я строка – и группа 10сс с песней “Don’t Send We Back” с альбома “Look Hear”, 1980-й год.
65. Loreena McKennitt: All Souls Night / “The Vizit” (1991)
Есть песни, которые заставляют тебя остановиться среди повседневной суеты и отложить на время якобы самые важные и даже неотложные дела. Певица Лорина МакКеннитт как раз и относится к разряду тех исполнительниц, слушая которых, хочется оставить машину в пробке, выйти из колеса страданий и погрузиться в сказочный мир чарующих напевов! Я не знаю, как это происходит, но темп твоей жизни начинает синхронизироваться с ритмом МакКеннитт. Не зря говорят, что кельтская музыка способна увести в холмы, из которых вернёшься только века через два и не узнаешь своих праправправнуков…
Лорина МакКеннитт родилась в Канаде в семье шотландского скотопромышленника и ирландской медицинской сестры. Вот так смесь, ничего не скажешь! И британские корни, конечно же, не могли не дать о себе знать в творчестве Лорины, которая увлеклась кельтской музыкой и освоила пианино, арфу и аккордеон! В молодости Лорина побывала в Ирландии, и с тех пор её страсть к фолку только крепла. Причём сфера интересов МакКеннитт не ограничилась кельтской культурой. В ходе своих многочисленных путешествий по всему миру она знакомится с традициями разных стран, что в музыкальном плане выражается в использовании нетривиальных инструментов вроде ситара или балалайки!
Альбом “The Visit” стал результатом первого крупного турне Лорины МакКеннитт по Европе в 1991 году. Впоследствии певица посетит ещё множество уголков планеты, и её музыка обогатится испанскими, арабскими, греческими, турецкими и даже монгольскими мотивами! А впечатления от поездки МакКеннитт по транссибирской магистрали найдут отражение в песне “Dante’s Prayer”, в которой можно услышать также исполнителей Петербургского камерного хора.
Возвращаясь к “The Visit”, отмечу композицию “All Souls Night” – «Ночь всех душ». Не знаю, как отреагирует на неё каждый из слушателей. Но любители кельтской музыки должны оценить её по достоинству! Не каким-то безумным мастерством соло, которого здесь нет. Не забористыми, охмеляющими мелодиями. Не вокальными прыжками через октавы. Ничего сверхординарного в “All Souls Night” нет – но есть магия, ощущение близости таинственного, будто приоткрыли дверь в потустороннее… Наверное, так и должна звучать музыка, носящая столь загадочное имя.
65-я строка – песня Лорины МакКеннитт “All Souls Night” с альбома “The Visit”, 1991-й год.
64. R.E.M.: First We Take Manhattan / “Drive” (1992)
Тема городов и путешествий всегда привлекает к себе внимание. Все мы считаем посещение нового города значимым событием и делимся впечатлениями о пребывании в нём с родными и близкими. Это становится важной частью нашего жизненного опыта. Ведь город – своего рода вселенная, которая всегда существует в определённом смысле отдельно, так как отделена от других городов большим расстоянием. Наверное, путешествие из родного города, въезд в соседний сравним с первобытным чувством знакомствп с миром! Два часа назад мы допивали кофе у себя на кухне, а теперь проезжаем высотки окраин нового, неизведанного мира, который нам предстоит освоить…
Согласитесь, несмотря на всю внешнюю простоту путешествий в них всегда есть что-то от магии. И эта таинственность очень привлекательна! И для обывателей, и для людей искусства. В литературе вспоминаются Радищев и Ерофеев. В кино – «Залечь на дно в Брюгге» и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». В музыке – традиционные «ходовые», как их можно назвать, песни с упоминанием большого числа городов. Как правило, в пределах одного государства. Но есть и трансатлантические исключения. Например, композиция “First We Take Manhattan”.
Первоначально эта песня прозвучала в исполнении Леонарда Коэна. На носителях она впервые была выпущена бэк-вокалисткой Коэна в 1986 году. Спустя два года музыкант издал дополненную версию “First We Take Manhattan” на своём альбоме “I’m Your Man”. А в 1992 году группа R.E.M. записала первый кавер на эту песню, который я и хочу представить в декаде путешествий.
Рокеры из R.E.M. впервые собрались под такой вывеской в 1980 году в штате Джорджия. R.E.M. расшифровывается как “Rapid Eye Movement”, то есть «быстрые движения глаз», и обозначает фазу «быстрого сна», только в которой спящий видит сны. Группа сразу выделилась на фоне других коллективов мелодизмом гитарных партий Питера Бака и энергичным вокалом Майкла Стайпа. К концу 80-х к возросшему мастерству добавились острополитические и проэкологические тексты, и группа обрела практически мировую популярность.
Начало 90-х ознаменовалось для R.E.M. созданием наиболее популярных хитов и пика славы. Именно в это время появляется перепевка коэновской “First We Take Manhattan”. О музыкальном стиле группы восторженно высказывался Курт Кобейн: «Я не знаю, как эта группа создаёт такие вещи, – признался он в интервью журналу “Rolling Stone”. – Боже, они потрясающие. Они относятся к своему успеху, как святые, и продолжают сочинять великолепную музыку». Под неё, кажется, и Манхэттен под силу взять, и на Берлин нацелиться!
64-я строка – кавер-версия песни Леонарда Коэна “First We Take Manhattan” в исполнении группы R.E.M. с их альбома “Drive”, 1992-й год.
63. Gryphon: The Astrologer / “Gryphon” (1973)
В самом начале сборника я предупреждал, что содержание английской музыки, в том числе фолк-рока, будет зашкаливать! Извиняясь в очередной раз, тем не менее ничего не могу с собой поделать – видимо, настроена моя душа под средневековые мотивы, утяжелённые дерзко звучащами электрогитарами, услащённые флейтами и разведённые гречично-медовыми английскими напевами… Именно такую музыку, на мой скромный вкус, исполняет лондонская группа “Gryphon”.
Музыкальный коллектив “Gryphon” был основан в начале 1970-х мультиинструменталистом Ричардом Харви и флейтистом Брайаном Галлендом. С самого начала дуэт исполнял народную английскую музыку с заметным тяготением к средневековой мелодике. В скором времени к “Gryphon” присоединились гитарист Грэм Тейлор, барабанщик Дэвид Оберли и басист Филлип Нэстор. В таком составе группа записала пять студийных альбомов и провела тур по Соединённым Штатам в качестве сопровождения команды “Yes”. Попутно музыканты ввели в рок-инструментарий крумхорн, фагот, мандолину и даже орган!
Но все эти сведения обесцениваются перед той музыкой, которую исполняют “Gryphon”! Лично для меня в ней всегда находится что-то новое, загадочное, чего я не могу, да и, пожалуй, не хочу до конца осознать. А одна из песен группы, “The Astrologer”, произвела на меня и вовсе столь сильное впечатление, что я не удержался и включил её в качестве музыкального сопровождения для романа «Танатоходец». В главе, где главные герои едут за «Лафройгом», дело происходит в ресторане “Gryphon” и звучит там тот самый “The Astrologer”! Вроде бы и вещь простая, и текст незатейливый, но меня задевает каждый раз, когда я слушаю этот чарующий сплав дивных напевов и наигрышей…
63-я строка – песня “The Astrologer” группы “Gryphon” с их одноимённого дебютного альбома, 1973-й год.
62. Jethro Tull: Hunting Girl / “Songs From The Wood” (1977)
Когда только задумывался проект «100 песен», претендентами на попопадание в список оказалась добрая полудюжина творений группы “Jethro Tull”. Понятно, что такой энтузиазм с моей стороны был вызван сильнейшим увлечением их музыкой. Но правильнее что-либо порекомендовать, а в итоговую сотню включить пару их лучших, на мой вкус, песен! Вот первой из них я и хочу сейчас с вами поделиться.
Английская группа “Jethro Tull” была основана в небольшом городке Блэкпул в 1968 году. Название закрепилось за коллективом весьма случайно. Так как музыку Йэна Андерсона со товарищи – с необычными аранжировками и замысловатыми текстами – воспринимали на ура далеко не все, то группу редко приглашали дважды в один и тот же клуб. Музыканты перебирались в поисках заработка с места на место, но даже в Англии количество площадок для выступлений конечно. Поэтому было принято решение ежедневно менять название группы, чтобы организаторы заметили неладное в тот момент, когда будет поздно что-либо менять.
Таким образом разноимённый коллектив давал концерты. На которые музыканты по естественным причинам иногда опаздывали. Потому что обычно они пробегали взглядом список групп и, если находили неизвестную им, то понимали, что именно так сегодня называется их команда. Но периодически появлялись новые группы, и решить уравнение с двумя и более неизвестными оказывалось сложнее! Но однажды их музыка понравилась владельцу клуба, и он стал вопрошать: «Где эти “Jethro Tull”?». Поняв, что вопрос представлял собой не угрозу, а приглашение к сотрудничеству, участники группы отдышались, вернулись с улицы в помещение и договорились дать концерт на следующий день под той же вывеской.
Вообще говоря, Джетро Талл – это реальный человек, – английский учёный, агротехник и изобретатель XVIII века. В первую очередь он известен тем, что усовершенствовал плуг-сеялку. Его имя на вечер и присвоили себе музыканты молодой группы. Волею судеб название “Jethro Tull” прославило их и превратило в культовый коллектив не одного десятилетия!
Новизна “Jethro Tull” состояла в том, что Йэн Андерсон первым из неакадемических музыкантов стал использовать флейту на постоянной основе – так сказать, ввёл её в инструментальный оборот музыки своего времени! Именно флейта и стала определять неповторимый стиль “Jethro Tull” в последующие добрые полвека! Партия флейты в обработке “Bourée” И.С. Баха стала визитной карточкой “Jethro Tull”. Причём настолько популярной, что в рамках празднования 50-летия полёта Гагарина в космос американская астронавтка Кэтрин Коулман исполнила на флейте эту мелодию прямо с международной космической станции! Данную видеозапись музыканты “Jethro Tull” использовали на концертах весной 2011 года.
Одним словом, “Jethro Tull” – плоть от плоти и кровь от крови английская фолк-прогрессив-рок-группа. Сами музыканты, избрав это направление, никогда не шли на поводу у публики. Тем удивительнее тот факт, что популярность “Jethro Tull” буквально зашкаливала, особенно после возвращения на сцену в 1987 году! Они даже были номинированы на «Грэмми» в категории «Рок-металл» наряду с титанами из “Metallica”! Ну что значит – «номинированы»? “Jethro Tull” получили «Грэмми»!!! Вот только никто из музыкантов её не забрал, поскольку не рассчитывал всерьёз на победу и на церемонию награждения не пришёл…
В рамках юбилейного тура в честь 45-летия группа “Jethro Tull” в сентябре 2013 года побывала в четырёх городах России. Можно только позавидовать такой активности коллектива! Ну а я бы хотел сейчас поставить одну из почтенных «песен из леса»…
62-я строка – песня “Hunting Girl” группы “Jethro Tull” с альбома “Songs From The Wood”, 1977-й год.
61. Bob Dylan: Knocking On Heaven’s Door / “Pat Garrett & Billy The Kid” (1973)
Какая же ещё дорога может венчать декаду путешествий, как не дорога в небеса… А если к этой простой сентенции добавить имя великого Боба Дилана, то у любого меломана наверняка возникают вполне определённые кинематографические образы и герои – Тиль Швайгер, Рутгер Хауэр, море… Но давайте обо всём по порядку.
Что можно сказать о Бобе Дилане? Вообще, могут ли о нём говорить люди, которые не имеют схожих достижений в своих областях? В остальных случаях получается, как если бы дети ставили серьёзную пьесу о семейных отношениях – слова вроде правильные, но всё равно смешно! Боб Дилан. Культовый музыкант половины столетия. Автор настоящих социальных гимнов от рок-музыки. Обладатель – на секундочку! – десяти премий «Грэмми», «Оскара» за лучшую песню к фильму («Вундеркинды», 2001 год) и Пулитцеровской премии за «лирические композиции исключительной поэтической силы» (2008 год).
Американский писатель Хантер С. Томпсон именно Дилану посвятил психоделическую историю «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», а попутно завещал на собственных похоронах поставить классического дилановского “Mr. Tambourine Man”. О композиции Хендрикса “All Along The Watchtower” я и вовсе не подозревал, что песню написал Боб. Одним словом. Боб Дилан. Автор огромного количества хитов, которые перепели, пожалуй, уже тысячи групп по всему миру! Но одна из песен даже на этом жемчужном фоне выделяется восхитительным алмазным отблеском…
В 1973 году Дилан впервые снялся в кино, попутно написав для фильма «Пэт Гэрретт и Билли Кид» саундтрек – “Knocking On Heaven’s Door”. Композиция тогда поднялась всего до четвёртого места в американском хит-параде, зато с течением времени дозрела, как превосходное вино. Но, безусловно, поистине мировую популярность песне принёс одноимённый немецкий фильм, вышедший спустя четверть века, в 1997-м. Примечательно, что лента буквально пропитана музыкально-кинематографическими отсылками. Так, один из двух главных персонажей, Руди Вурлицер, назван в честь сценариста того самого фильма «Пэт Гэрретт и Билли Кид», а заодно и «Маленького Будды». А герой Тиля Швайгера, Мартин Брест – это режиссёр таких известных картин, как «Запах женщины» и «Знакомьтесь, Джо Блэк».
В финале «Достучаться до небес» песня Дилана звучит в исполнении немецкой группы “Selig”. Однако поставить я бы хотел оригинал 40-летней давности, поскольку даже те, кто никогда и не подозревал, что в фильме поёт не Боб Дилан, говоря о “Knocking On Heaven’s Door”, подразумевают тот самый кавер. Но предварить дилановский хит тем не менее стоит хрестоматийным диалогом из одноимённого фильма.
– Стоишь на берегу и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась! И губы жжёт подруги поцелуй, пропитанный слезой!
– Я не был на море…
– Ладно, не заливай! Ни разу не был на море?
– Не довелось…
– Уже постучались на небеса, накачались текилы, буквально проводили себя в последний путь, а ты на море-то не побывал!
– Не успел, не вышло.
– Не знал, что на небесах никуда без этого?! Пойми, на небесах только и говорят, что о море! Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым, как кровь, и почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь догорал в глубине… А ты? Что ты им скажешь? Ты никогда не был на море. Там наверху тебя окрестят лохом! На небе только и разговоров – что о море и закате.
61-я строка – песня Боба Дилана “Knocking On Heaven’s Door” из фильма “Pat Garrett & Billy The Kid”, 1973-й год.