В прошлой статье «Автоответчика» речь зашла об автомобилях, на которых я ездил не один год, и тогда это была Daewoo Nexia. Сегодня пришло время поговорить о нестареющей классике, извините за каламбур. Продукция легендарного отечественного производителя ВАЗ до сих пор востребована у огромного числа жителей нашей страны, чем дальше от Москвы – тем больше. Собственно, Волжский автомобильный завод так и позиционирует свои машины: «Лада – ключ к дорогам России». Проще говоря, пока не у всех есть деньги на «Мерседесы», будут появляться новые «Лады». Если же на немецкий автопром средства есть, но на подержанные авто – то вот вам претендующий на европейские модели «Веста» и X-Ray. Проще говоря, ВАЗ – безоговорочный лидер по объёму выпускаемых легковушек, которые подойдут от только что получивших права студентов до неприхотливых пенсионеров, чтобы возить рассаду на дачу.
Личное
Обычно я стараюсь излагать историю автобренда и воздерживаться от личных оценок. Но тут иной случай. Действительно, ну кто не знает о продукции и истории «Автоваза»? Детей учатся разбираться в автомобилях на примере вазовских моделей. Поэтому я, пожалуй, начну с личного.
Первой моей «Ладой» была «тринадцатая». Которую я, кстати, любил, пусть и не первой автомобильной любовью. Да, у неё примерзали зимой двери, садился аккумулятор, перегорали лампочки и отваливались пластиковые части. Ну а что, собственно, хотеть от машины, которая стоит, как два современных телефона. Справедливости ради скажу, что – как два топовых телефона, и многие бы предпочли такому автомобилю новенькие iPhone и Galaxy. Но я предпочёл езде на понтах езду на автомобиле, и два с половиной года ВАЗ 2113 служила мне верой и правдой.
Впрочем, давайте вернёмся к истории Волжского автомобильного завода.
История Жигули
Так уж сложилось в отечественном автопроме, лидером легкового сегмента которого является ВАЗ, что внутри моделей не наблюдается поколений. Просто модели сменяют друг друга: был ВАЗ 2101 – появился 2102 и так далее. Это в последнее десятилетие Калину I сменила, или, лучше сказать, дополнила, Калина II. Но подобная «смена поколений» – лишь попытка следовать традициям ведущих мировых автобрендов. Это в Германии или Японии VW Golf, Toyota Corolla или Mitsubishi Lancer могут иметь преемственность в десяток поколений. А у нас – повесили пластиковый бампер на модель 40-летней давности – встречайте «Ниву» Urban! Впрочем, у каждой страны собственная хозяйственная специфика, так что постараемся просто говорить о том, что есть.
История Автоваза уходит в 1966 год, когда на XXIII-м съезде КПСС приняли решение о строительстве современного автомобильного завода. Собственно, город для будущего автогиганта был выбран неслучайно: старинный Ставрополь-на-Волге переименовали в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти, который скоропостижно скончался в 1964 году в Советском Союзе, в лагере «Артек» в Крыму, где он проходил лечение. Неудивительно, что и в качестве базовой модели выбрали итальянский Fiat.
Интересно, что название «АвтоВАЗ» появилось в 1971-м, а до этого предприятие именовалось кратко: ВАЗ – Волжский автомобильный завод. За первое десятилетие своей работы он выпустил с конвейера три первые модели «Жигулей» – 2101 (легендарная «копейка»), 2102 (универсал) и 2103 («тройка», из которой впоследствии появится знаменитая «шестёрка»). На «тройке», кстати, впервые из отечественных автомобилей, появились вакуумные тормоза.
Вы скажете, что «копейка» – это копия Fiat-124? Да, прототипом первых «Жигулей» была итальянская малолитражка, но в её конструкцию было внесено порядка восьмисот изменений и доработок. Основными из них стали увеличение клиренса со 110 до 175 мм и усиленный кузов и колёсная система.
Первые «Лады»
До ВАЗ 2104 все тольяттинские автомобили назывались «Жигулями». Впервые имя «Лада», сегодня ставшее синонимом продукции Автоваза и самостоятельным брендом, появилось на «четвёрке». Выпущенный в 1984-м, этот универсал производился вплоть до 2012 года! Именно «четвёрка» впервые стала выпускаться с правым рулём для экспорта в страны с левосторонним движением. Вместе с ВАЗ 2105, 2106 и 2107 эти модели стали той самой заднеприводной классикой, которая сегодня считается откровенным пережитком прошлого, но до сих пор успешно выполняет утилитарные задачи по перемещению людей и грузов из пункта А в пункт Б.
Первым переднеприводным автомобилем семейства ВАЗ стала «восьмёрка», 2108. Она сошла с конвейера волжского завода в 1984 году и для своих времени и страны была не только инновационной, но и спортивной. Спустя три года появилась пятидверная версия хэтчбек, получившая индекс ВАЗ 2109, а с 1990 года – ещё и седан ВАЗ 21099 («девяносто девятая»). Все модели пережили двадцатый век, их производство завершилось в 2003 – 2004 годах.
От десятки к именам собственным
Конец 90-х ознаменовался появлением вазовской «десятки», которая быстро размножилась в различных вариантах кузова: ВАЗ 2110 – седан, 2111 – универсал, 2112 – хэтчбек. Эти модели выпускались более десятилетия, а их производство завершилось в период 2007 – 2009 годов. Интересно, что над дизайном «десятки» работали даже модельеры из Porsche, привлечённые для создания продукта, который бы удовлетворил притязательный европейский рынок.
После них можно было ожидать чего-то принципиально нового, но произошла реинкарнация «хорошо забытого старого». ВАЗ 2113 стал новой восьмёркой, 2114 – девяткой, а 2115 – девяносто девятой. Смягчились формы, освежился дизайн, место карбюратора занял инжектор. Но в остальном модели стали новой жизни самих себя старых. «Пятнадцатая» дотянула до 2012 года, «тринадцатая» и «четырнадцатая» – до 2014-го. То есть практически до наших дней.
После них индексы окончательно сменились звучными именами, в полном соответствии с маркетинговой установкой АвтоВАЗ:
- Kalina I. За этим именем скрываются модели в кузовах седан, хэтчбэк и универсал 1117, 1118, 1119 и 11198. Первая «Калина» выпускалась с 2004 по 2013 годы.
- Priora. В зависимости от кузова – ВАЗ 2170, 2171, 2172 или 21728. Выпускаются с 2007 года и в настоящее время.
- Kalina II. ВАЗ 2192 и 2194. C 2013 года по настоящее время.
- Largus. R90, F90 и Cross. С 2012 года по настоящее время.
- Granta. ВАЗ 2190. С 2011 по настоящее время.
- Vesta. ВАЗ 21129 и 21179. С 2015 года по настоящее время.
- X-Ray. С 2016 года по настоящее время.
А ещё в истории АвтоВАЗ был минивэн «Надежда», городская малолитражка «Ока» и настоящая внедорожная легенда «Нива».
Нестареющий могикан: Нива
«Нива» – единственный внедорожник в линейке АвтоВАЗ. Брутальный, утилитарный, проходимый и нестареющий. ВАЗ 2121, Lada 4х4 – всё это она, родимая «Нива»! Она сошла с конвейера в далёком 1977-м и выпускается до сих пор, вот уже более 40 лет. Моисей уже привёл свой народ в землю обетованную, а «Нива» по-прежнему в пути.
Если название этого легендарного отечественного внедорожника у вас ассоциируется с урожаем пшеницей, золотистой нивой и поездками по пересечённой местности, то вы, безусловно, правы. Однако есть малоизвестное, но очень простое объяснение. Автомобиль был назван в честь детей создателя концепта Петра Михайловича Прусова – Натальи и Ирины, а также детей главной конструктора ВАЗ 70-х годов Владимира Сергеевича Соловьёва – Вадима и Андрея.
Тестировали прототип «Нивы» в сравнении с его величеством Land Rover Defender и Range Rover. Так что «Нива» в каком-то смысле стала «нашим ответом Чемберлену». И по личному, пусть и малому, внедорожному опыту могу точно сказать, что на «Ниве» можно добраться туда, где более мощные, но тяжёлые и длиннобазные западные легенды сядут на брюхо. Да что говорить – «Нива» покорила высоту в 5,7 км над уровнем моря, взобравшись на Тибетское плато в Гималаях! Удивительно, но факт: «Нива» стала единственным отечественным автомобилем, который экспортировался в Японию.
Впрочем, что же здесь удивительного? Судите сами:
- постоянный полный привод
- двухступенчатая раздатка
- блокировка межосевого дифференциала
- клиренс в 22 см
- короткая колёсная база в 2,2 м
Неудивительно, что соотношение доступности и проходимости снискало «Ниве» неиссякаемую армию поклонников. В 2013 году с конвейера АвтоВАЗ сошёл двухмиллионная Lada 4х4. А с 2014 года вазовцы стали выпускать новую «Ниву», получившую броское имя «Урбан». Послание потребителю весьма прозрачное: urban – это город, а значит, на такой «Ниве» вполне престижно ездить по мегаполису в будни, а на выходных покорять бездорожные просторы.
Впрочем, изменения коснулись, в основном, внешнего вида: пластиковые бамперы, литые диски, новая решётка радиатора… Зато впервые в истории внедорожных «Лад» на «Урбан» появился кондиционер.
Без лирики
Всё это, конечно, по большей части лирика. Потому что большинство автовладельцев среди россиян делают выбор в пользу ВАЗ не для того, чтобы на экспонатах изучать историю нашего автопрома, и не для выезда в свет по выходным. «Лада» – это не «Мерседесы» 60-х, которые могут стоить дороже новых современных аналогов. На машинах Волжского автозавода ездят каждый день по городам и весям нашей необъятной страны. Их чинят в гаражах и во дворах и спустя годы службы прощаются как с членом семьи, чтобы купить новую «Ладу» – «Калину», «Приору» или «Гранту».
Вот и получается, что утилитарность автомобилей АвтоВАЗ, их пресловутое «умение» ломаться во всём, что только может выйти из строя, и так же легко чиниться – всё это неизбежно создаёт особый лирический ореол, который окрашивает отношение владельцы к своей тольяттинской ласточке.
Возвращаюсь к личному, я вспоминаю, как «включал» задние фонари ударом кулака, заводил двигатель «ключом» из куска медной проволоки, отогревал дверной замок горящей газетой, забирал на стоянке отвалившиеся подкрылки, чтобы в гараже поставить их обратно, – и всё мои «Лады» вспоминаются с долей грусти. С совсем небольшой, мимолётной грустью, которая тут же исчезает, как только ты вспоминаешь, как проклинал всё на свете, толкая машину вниз по склону, чтобы завести «с толкача».
И что же? Прошли годы, из студента я превратился в более состоятельного пост-студента. И вот, вместо «тринадцатой» и брутальной «Нивы», на которой я бороздил заснеженные поля от Тулы до Богородицка, я снова езжу за рулём «Лады». Правда, на этот раз это вполне «цивильная» пятилетняя «Гранта», на которой совсем не стыдно показаться где бы то ни было.
Впрочем, всё это – для семьи: для безопасной перевозки нашего замечательного сынишки, для поездки в аэропорт и тому подобное. А вот что для души – об этом мы поговорим в следующей статье «Автоответчика»…
Lada — всё правильно сделал!
К другим статьям рубрики Автобренды:
Популярные статьи блога
Смотрите также
Самые дорогие и эксклюзивные часы | Кто озвучивает сериалы и фильмы | Судьбы выигравших в лотерею |