Автобренды: Volkswagen

В предыдущей статье «Автоответчика» речь шла о ветрах. Читатели помнят о древнегреческих ветрах, французском мистрале, итальянской трамонтане и немецком фёне. Казалось бы, причём здесь Фольксваген, но в имяобразовании моделей вольфсбургского концерна ветра, как было продемонстрировано, сыграли чрезвычайно важную роль. Не обходя этот вопрос стороной, сегодня, в соответствии с данным мною обещанием, углубимся в историю марки Volkswagen.

Логотип Фольксвагена

 

Народный автомобиль

Все, конечно же, знают, что название Volkswagen переводится как «народный автомобиль». Однако мне припоминается удивление одной моей знакомой на замечание: «Вот, играете фолк-рок, и ездишь ты на фолк-автомобиле». Владелица «Поинтера» поймала себя на мысли, что никогда даже не задумывалась о том, что в названии Фольксвагена содержится корень, общий также для слова «фольклор». И это действительно так: Volk, «фольк» переводится как «народ», «народный» и именно в этом значении употребляется в случае фольклористики. Греческим аналогом общеевропейского «фолка» является «этнос», а славянским – «язык», в значении народности. Поэтому Фольксваген в каком-то смысле «языческий автомобиль».

Филологические изыскания филологическими изысканиями, но марка полностью оправдывает своё предназначение. Задачу претворить в жизнь поистине народный автомобиль, который бы мог позволить себе если не каждый, то почти каждый, поставил перед автоконструкторами не кто иной, как Адольф Гитлер. В 1933 году озвученную миссию фюрер возложил на Якоба Верлина, представлявшего “Daimler-Benz”, и Фердинанда Порше. Да-да, того самого, который дал жизнь и имя знаменитым “Porsche”. Чертежи прототипа «народного автомобиля» поступили в Рейхсканцелярию уже через год, и тогда же был подписан контракт на разработку первых прототипов.

Первые опытные образцы оказались готовы к сентябрю 1936 года. В мае следующего года была основана «Компания по подготовке немецкого народного автомобиля» (“Gesellschaft zur Vorbereitung des Deutschen Volkswagen GmbH”), которую 16 сентября 1938 года переименовали в просто Volkswagen. Тогда же заложили строительство завода в городе Фаллерслебен, после войны переименованного в честь близлежащего замка во всем известный сегодня Вольфсбург. Так что если на футболках немецкого футбольного клуба Wolfsburg вы увидите рекламу Volkswagen, то не удивляйтесь.

Опытные модели V1 и V3 выросли до пробных и демонстрационных V38s и V39s соответственно. Но настоящий всплеск популярности Фольксвагена пришёлся на послевоенные годы. Причём, в полном соответствии с первоначальным замыслом, автомобиль оставался простым, надёжным и доступным, что обеспечило ему подлинную массовость. Голландцы заказали в Вольфсбурге партию VW Bulli (дословно – «бычок»), который с течением времени трансформировался в легендарный Transporter, переживающий уже, сбился со счёта, какое воплощение. А культовый «Жук», Volkswagen Beetle, стал и вовсе абсолютным мировым бестселлером: в 1972 году он опередил по количеству проданных автомобилей сам Ford Model T!

VW V30

Кстати, название «Жуку» придумали американцы, которые спустя несколько лет разнесут до основания вольфсбургский завод. Но до войны они едва ли не восторгались опытными образцами Volkswagen V30, а журнал “The New York Times” в 1938-м году за внешнее сходство окрестил машину жуком. Впрочем, прозвище прижилось и стало визитной карточкой автомобиля.

Но 1970-е, когда «Жук» стал бить рекорды, для Фольксвагена ознаменовались, конечно, веяниями совсем другого ветра.

 

Volkswagen Passat

1973-й год, как знают посвящённые, совершенно особенный. Доказывать это бессмысленно, но это так. Совпадение или нет, но в 1973-м году с конвейера Volkswagen вышел первый Passat.

VW Passat I

Он дал такой мощный толчок к развитию, что уже в следующем году тёплые ветра надули народные автомобили марок Scirocco и Golf. И если первый после почти сорока лет забвения вновь возродился к жизни, то последний не умирал никогда и, кажется, претендует на бессмертие. Golf переживает уже седьмую реинкарнацию, и по продаваемости с ним может соперничать сегодня разве что Toyota Corolla. Да что там – первый миллион «Гольфов» был выпущен всего спустя три года после рождения модели!

VW Golf I

Интересно также заметить, что в 1974-м, когда появились Сирокко и Гольф, в Вольфсбурге был выпущен последний «Жук». Сегодня его, как и Сирокко, оживили маркетологи и изголодавшиеся, изностальгировавшиеся поклонники. А вот тот старенький Beetle продолжали выпускать, например, в Мексике ещё тридцать лет, до 2003 года! Вот что значит хорошо сделать один раз, чтобы не переделывать! А вы говорите – молдинги, рестайлинг радиаторной решётки и светодиодные фонари…

В 1975 году из VW Golf, как из воплощённой квинтэссенции идей и словно бы живой материи, появился Volkswagen Polo. В обход темы ветров (ведь Golf, напомню, это изначально Golfstream – попутный течению ветер) созвучие потока и игры вызвало к жизни спортивную тематику. Надоели машина и вид спорта? Смени обоих – покупай Фольксваген Поло и вози новые клюшки в новом авто! Впрочем, материнская, ветровая природа марки взяла своё – и из того же Golf’а в 1980 году родилась Jetta.

 

Фольксваген на междувечье: от Боры до Фаэтона

Если 1980-е годы ознаменовались для вольфсбурского завода работой над новыми поколениями бестселлеров, которые также видоизменяли под запросы американского рынка, то в 1990-е годы в модельном ряду Volkswagen дали зелёный свет минивэнам и универсалам. Так, в 1995 году появился ставший весьма популярным VW Sharan. В свою очередь ставший не просто знаменитым, но поистине легендарным Passat в 1996-м стал прапрадедушкой, пережив пятое поколение модели. Конец XX века Volkswagen встретил холодно – суровый северный ветер вдохновил вольфсбургских инженеров на VW Bora, выдержанный и стремительный, как седой борей.

VW Bora

Появившаяся на самом склоне столетия, в 1999-м, «Бора» стала своеобразным гимном функциональности и технического совершенства при скромности, переходящей из деликатности в застенчивость. Начало нулевых ознаменовалось «потеплением» в философии компании и, как следствие, в модельном ряду. Bora – автомобиль для тех, кто пережил юность и научился жить экономно, идя к своей цели. Новые машины марки предназначались тем, кто этой цели достиг. Почти одновременно, в 2002 году, на свет появились фешенебельный седан, ставший флагман VW, Phaeton и люксовый внедорожник Touareg. И если в дружеской компании кто-то заговорит о превосходстве Porsche Cayenne – смело перебивайте оппонента тем фактом, что он построен на базе «Туарега».

Volkswagen_Phaeton_2002

Volkswagen_Touareg_5.0 V10

Во второй половине «нулевых» вольфсбургские маркетологи занялись скрещиванием животных. Так, в 2007-м они соединили тигра и игуану – получился VW Tiguan, который уже своим именем свидетельствовал о сплаве резвого нрава и изворотливости на бездорожье. Тему заражения специалистов Volkswagen штаммами животных заболеваний косвенно подтвердил и VW Passat CC, который в русской транскрипции жужжит, как муха, – «цеце».

 

А цены? Говорят, автомобиль-то не народный!

Говорят, царь не настоящийАвтомобили вряд ли, но вот цены на них – кусаются. Многие модели Фольксвагена поднялись в верхний сегмент автомобильного рынка и сегодня доступны народу лишь в лице его отдельных представителей. И уж точно подорожание коснулось всего модельного ряда как VW, так и других иномарок вследствие кризиса. Если ещё в декабре Volkswagen Polo седан торговали с 429 тысяч, то месяц спустя самую «пустую» версию отдадут не менее чем за 550.

Впрочем, грех жаловаться. Если принять в расчёт среднюю зарплату, скажем, по провинции, то новый Volkswagen за два годовых жалования – совсем не плохо. Примерно такое же соотношение имело силу для советских граждан и «Жигулей». Так что принимая во внимание изменения, случившиеся с нашей страной за последние тридцать-сорок лет, и нынешнюю международную экономическую и даже геополитическую ситуацию, – всё равно можно подтвердить подвергавшийся сомнениям в аксиоматичности тезис: Volkswagen – народный автомобиль! С развитым социализмом вас, товарищи!

Volkswagen Polo

Volkswagen — всё правильно сделал! 

 

В Автоответчик

К другим статьям рубрики «Автобренды»:

Audi

BMW

Mercedes-Benz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.