Кроссреальность

«Кроссреальность» – что это за слово такое? Неологизм? Пожалуй, да. Должен признаться, не признано пока это слово в словарях русского языка, да и не мне предстоит ввести его оборот. Впрочем, дело не в том, чтобы потешить самолюбие. А в том, что понятие, как это часто бывает, есть, а подходящего слова для его выражения – нет. Так что приходится выдумывать самому. Однако может быть не одному мне приходят в голову схожие понятия?

Кроссреальность

 

От кроссбраузерности к кроссреальности

К созданию нового слова меня подтолкнуло уже существующее и весьма расхожее в области информационных технологий. Впервые я столкнулся с термином «кроссбраузерность» на работе, где требовалось проверить адекватность отображения сайта в разных браузерах. Соответственно, под кроссбраузерностью в данном контексте понималось адекватное, рабочее отображение сайта во всех браузерах.

Оказалось, это целый мир, со своими общими местами, штампами и шуточками. Но в целом лично мне было полезно столкнуться с проблемой для того, чтобы лучше осознать: мир един, но воспринимать его можно через разные «просмотрщики». Будь то мировоззренческие системы, личностные установки, политические или религиозные убеждения и прочее, и прочее. Можно выразиться и вовсе радикально: каждая человечность личность – особый, уникальный браузер по восприятию мира.

Как тут не вспомнить высказывание классического буддийского философа V века Васубандху: «Любая из моделей мира абсолютна верна для существа, чья кармическая проекция заставляет его воспринимать свою Вселенную таким способом. В этом смысле любая модель реальности верна и не верна. То есть на относительном уровне – любая верна; на абсолютном – никакая не верна. Реальность не может иметь универсальную схему, учитывая разные обстоятельства бытия разных существ».

Васубандху

В связи со сказанным я могу определить кроссреальность как взаимопроникновение одной «реальности» в другую. Речь идёт, в первую очередь, о реальности художественной, которая каким-то образом может проникать в обыденную реальность. Но в повседневной жизни не встречаются герои романов Достоевского, так что, вероятно, я просто не совсем точно выразился. Попробую проиллюстрировать свою идею на примере.

 

Кроссреальность КВН

Все мы понимаем значение слова «государства». В суверенном государстве свои порядки, сюда со своим уставом не пройти. Вы можете представить, скажем, Обаму, который вещает в трибуны Рязанской городской думы. Конечно, нет, это нелепость. Равно как и Путин перед народом штата Иллинойс представляется с трудом. С меньшим, но всё же с трудом.

Теперь представьте, что есть своего рода «государства», который выстраивают собственный «мир» в рамках подвластной ей юрисдикции. Например, в средствах массовой информации. Так же сложно представить себе диктора Первого канала в эфире канала «Россия», и наоборот. Но иногда такое появление санкционируется свыше. И это производит колоссальный эффект, особенно на тех, кто понимает, насколько независимы и сколь противостоят друг другу эти миры, эти отдельные реальности.

Мне сразу вспоминается конкурс КВН «Стэм со звездой», когда на Первом канале появились «новые русские бабки» «со второго». И как в момент лирического воззвания один из участников дуэта для пущего эффекта оговорился, обращаясь к Маслякову: «Александр Вагано… Васильевич!».

Оставляя в стороне рассуждения о договорённостях руководителей каналов, стоит признать, что взаимопроникновение реальности одного канала в реальность другого привела к должному юмористическому эффекту. Но что гораздо больше меня интересует – тот факт, что границы этих «реальностей» выстроили сами люди. Другими словами, этих границ не существует нигде, кроме нашей головы. Поэтому если принуждать себя смотреть на окружающий мир более, так сказать, безгранично, то кроссреальность может выступать как средство по профилактике умственного застоя.

 

Шапито-шоу в авангарде кроссреальности

Однажды мне посоветовали фильм под названием «Шапито-шоу». Рекомендатель был в полном восторге от картины и убеждал, что я получу огромное удовольствие от просмотра. Что ж, на вкус и цвет, как говорится, товарища нет. Но вот что действительно мне задело до глубины души – это идея различных «срезов», взглядов через глаза разных героев. Собственно, о чём это я.

Фильм содержит четыре новеллы. В первой из них мы сталкиваемся с двумя главными героями и множеством – второстепенных. Во второй новелле мы, однако, понимаем, что некоторые из второстепенных ролей теперь оказываются главными. И мы видим мир уже их глазами, так что герои первой части превращаются для них и для нас, зрителей, не более чем в массовку. И так во всех четырёх частях.

Я сознательно оставляю в стороне содержание всей картины и личные оценки. Но должен повториться, что идея пересечения различных реальностей под разными углами задумана и реализована впечатляюще. По крайней мере, на меня всё это произвело впечатление. Признаюсь, мне и самому задолго до «Шапито-шоу» приходила в голову разыграть в каком-нибудь своём произведении подобный спектакль, но дальше замыслов дело не пошло. И в этой связи представляю, как должно быть тяжело режиссёру, который воплотил в жизнь подобную фундаментальную задумку, но зрители склонны видеть лишь прямое содержание.

 

Террористы атаковали наше воображение!

В одном научном выпуске BBC, посвящённом физике XX века и проблеме времени, был продемонстрирован пространственно-временной континуум в виде своего рода мясного хлеба. Если «резать» его под разными углами (в зависимости от скорости и направления движения в космическом масштабе), то можно попасть не только в «настоящее» вселенной в иной её части, но также и в «прошлое», и в «будущее». Звучит интгригующе. По крайней мере, попытка проиллюстрировать общую теорию относительности Эйнштейна неплохая.

Но кроссреальность мне представляется ещё более удивительным актом. Какой бы выбор сделали вы лично: совершить путешествие во времени в собственной системе координат или же оказаться в настоящем, но посмотреть на себя глазами другого человека? Представьте, что вы сможете увидеть себя глазами родственника, друга, врага и кого угодно. И, соответственно, поймёте, как и почему тот или иной человек вас оценивает. Заманчиво, не правда ли?

Однако, как и путешествия во времени, кроссреальность осуществима лишь в теории. Или же в фантазии. А для неё, как известно, границ нет. Как показали создатели мультсериала «Южный парк», который стёрли границы между различными реальностями в полнометражном мультфильме. По-моему, отличный экшен с глубоким смыслом. В любом случае каждый найдёт то, что ему ближе, будь то весёлая ненормативная лексика или философские размышления о феномене человеческого сознания.

 

Танк Дмитрий Донской и поезд Лев Толстой

Помню, на занятиях в университете, в лекции о блокаде Ленинграда, нам подробно рассказывали, сколько миллионов рублей пожертвовали церкви разных городов на нужды армии. Что только в первый год Великой Отечественной церкви Москвы передали в Фонд обороны более 3 млн рублей, Горького – 4, Куйбышева – 2 и т.д. Помимо этих цифр, в голове прочно зафиксировались названия танковой колонны «Дмитрий Донской» и авиэскадрильи «Александр Невский», на которые митрополит Сергий (Страгородский) призвал верующих жертвовать во имя Победы над захватчиком.

Что это, как не проявление кроссреальности! Руководитель русского войска, победившего в Куликовской битве, и его предшественник, защитивший Отечество от тевтонцев, – могли ли святые XIV и XIII века сражаются против нацистских захватчиков в веке XX-м? Оказывается, да. Если только под ними понимать пожертвованные Церковью танки и самолёты. Вот уж поистине дивен Бог во святых Своих!

Но если святых прошлых времён могут воевать спустя полтысячи лет, то не получится ли у наших великих писателей перевозить людей за границу? Оказывается, это тоже возможно. В 2012 году Российские железные дороги запустили по маршруту Москва – Хельсинки фирменный поезд, которому дали имя «Лев Толстой». Так вот что такое настоящее смешение в доме Облонских. Кстати, кроме пассажиров, поезд может перевозить и автомобили, которые помещаются в специальный вагон-гараж. Поэтому если вам понадобится пригнать иномарку из Финляндии, то в этом вам как нельзя лучше может пригодиться Лев Толстой. Вот уж не думал, что напишу такое на страницах своего блога…

Поезд Лев Толстой

 

К вопросу о кроссоверах

Автолюбители давно подружились с термином «кроссовер», от английского cross – пересекать. Кроссовки известны уже давно, кроссоверы появились чуть позже, но смысл понятен: машины, которые претендуют на преодоление внедорожных препятствий, не являясь при этом чистыми внедорожниками. Не стану приводить примеры, иначе могут посыпаться комментарии негодования от автовладельцев, не согласных с маркировкой их машин.

Между тем, есть сообщества, в которых понятия «кроссреальность» и «кроссоверы» употребляются вполне часто. Правда, в специфических значениях. Процитирую приводимые там определения:

Кроссреальность – смешение мира обычного с миром игровым / литературным.

Кроссовер – произведение, в котором задействованы герои из другой игровой / литературной вселенной.

Что ж, лавры изобретателя неологизма «кроссреальности» мне точно не светят, поскольку всё уже давно изобретено кем-то другим. Но дело и не в лаврах вовсе, а в том ощущении или даже факте, что мы живём в кроссреальности. В нашем мире смешиваются не только явления, так сказать, объективной действительности, но и наши собственные фантазии, эмоции, искажения. Да и чудеса в нашем мире никто ещё не отменял. Поэтому и получается, что смешение целого сонма различных реальностей есть самый что ни на есть объективный факт нашей действительности. И лично для меня из этого складывается правдивое ощущение того, что жизнь – прекрасна!

В Автоответчик

Смысл песни БГ Stella Maris friends mini Тэд и Робин Lebenslangerschicksalsschatz
Смысл песни БГ Stella Maris Звёзды в «Друзьях» Таких слов нет в русском

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *