В «Автоответчике» давно не появлялось материалов про музыку. Если не считать статью «Смысл песни БГ Stella Maris», приуроченную ко дню рождения музыканта, то в последний раз речь шла про «угрюм-джаз-рок группы Morphine» ещё в августе 2014 года. С тех пор наступило новолетие. И после долгих праздников январь встретил лично меня с ног сшибающей музыкой в исполнении “Beardfish”. Редко, когда бывает, чтобы один трек я мог заслушивать до дыр, но в случае с “Comfortzone” вышло именно так. Вот уже месяц, как я иной раз четырежды в день переслушиваю данный опус и никак не могу нарадоваться. Я заинтересовался: кто же такие эти Beardfish и с чем едят бородатую рыбу? Причём здесь борода и группа – об этом в нашей сегодняшней статье.
Beardfish: в лучших традициях прогрессивного рока
С английского “beardfish” дословно переводится как «бородатая рыба». Действительно, есть род рыб из монотипического семейства барбудовых –Polymixia (полимиксии), отличительной особенностью которых являются два усика длиной с голову. Эти усики необходимы рыбам для поиска корма на песчаном или илистом дне, но внешне они напоминают именно бородку, из-за чего морских обитателей данного рода и окрестили «бородатыми рыбами».
Именно эти рыбы и дали имя шведскому коллективу “Beardfish”, которые ценители и эксперты относят к «неприкосновенному запасу прогрессивного рока», а участники торрентов классифицируют гордым жанром «eclectic prog». Но этим не ограничиваются дифирамбные характеристики коллектива: «Благословенный Фрэнк Заппа то и дело помахивает ручкой, блюз пробивает свои ростки в усложнённых структурах, будто на дворе 1972 год, крупицы кантри, фанка и джазовых проигрышей прилагаются». При этом многие меломаны сходятся во мнении, что – вследствие ли грамотной стилизации или органического звучания, но – Beardfish звучат как столпы 70-х – King Crimson и Gentle Giant, Camel и Pink Floyd, Genesis и Yes.
Действительно, несмотря на то, что рождение Beardfish относится к началу XXI века, своими корнями их музыка уходит в 1970-е. Для «бородатой рыбы» начиналось всё, впрочем, с гранжа, который играли Рикард Сьоблом (Rikard Sjöblom) и Дэвид Закриссон (David Zackrisson) в группе “Wooderson”. Однако увлечение музыкой King Crimson и Gentle Giant привело шведов к идее погрузиться в «ретро», что они и попытались сделать с приглашёнными в группу бас-гитаристом Гэбриэлем Олссоном и барабанщиком Петтером Диамантом, которых вскоре сменили новый басист Роберт Хансен (Robert Hansen) и новый ударник Магнус Остгрен (Magnus Östgren).
В 2001 году “Beardfish” кристаллизовались в полноценную группу, когда к ним присоединился Стефан Аронссон. Он владел студией звукозаписи, а в образовавшемся коллективе принял на себя роль флейтиста и клавишника, для чего был раздобыт раритетный «Хаммонд». Поначалу Рикард Сьоблом писал песни и на шведском, и на английском. Так появился первый альбом группы “Fran En Plats Ej Kan Se” (2003), в гуглопереводе на русский «С этого места не увидишь». Пластинка реализовывалась собственными силами и, возможно, вследствие этого, успеха не имела. В результате группу покинул Стефан Аронссон, и его месте за клавишами занял лидер “Beardfish” Рикард Сьоблом.
После этого кадровые проблемы перестали волновать «бородаторыбников», и они смогли сосредоточиться на музыке, а тексты стали моноязычными – на английском. В итоге в 2006 году вышел второй альбом группы “The Sane Day”, а в 2007–2008-м – “Sleeping In Traffic” в двух частях. Интересно, что первая часть была посвящена дневной жизни человека, а вторая – ночной. В концептуальности «бородатой рыбы» также проявилось тяготение к прогрессивному року в его лучших традициях. В результате музыкой шведов заинтересовался лейбл “InsideOut”, который ориентировался на поиск новых талантов прог-рока и который предложил “Beardfish” длительный контракт.
Если в “Sleeping In Traffic” начала проявляться увлечённость коллектива музыкой Фрэнка Заппы, то в альбоме “Destined Dolitaire” она выразилась в полный рост. И “Beardfish” даже собирались отправиться в совместное турне с проектом сына Фрэнка Двизлом Заппой “Zappa Plays Zappa”, которого не случилось по экономическим причинам. Шведы, впрочем, не унывали и продолжали вносить в свою музыку новое. Так, на альбомах “Mammoth” (2011) и “Void” (2012) звучание стало не просто плотным, а подчас действительно тяжёлым благодаря использованию фузза и дисторшена.
Наконец, в самом начале 2015 года вышла новая пластинка “Beardfish” – “+4626-COMFORTZONE ”, одноимённым треком с которой я и продолжаю заслушиваться вот уже четвёртую неделю!
Дискография “Beardfish”
2003 – Fran En Plats Du Ej Kan Se
2006 – The Sane Day
2007 – Sleeping In Traffic: Part 1
2008 – Sleeping In Traffic: Part 2
2009 – Destined Solitaire
2011 – Mammoth
2012 – Void
2015 – +4626-COMFORTZONE
Собственно, никакой иной цели, кроме как поделиться понравившейся мне музыкой, я не преследовал. Буду рад, если понравится она и вам. Со своей стороны постараюсь будущие записи «Автоответчика» также посвятить новой музыке, благо чуть раньше, в 2014-м, но всё равно недавно вышел новый альбом другой северной группы – “Eyesberg”. В любом случае – приятного прослушивания и до новых записей!