Угрюм-джаз-рок: группа Morphine

На днях мне посчастливилось услышать совершенно шикарную музыку, от которой холодком морфия повело по спине. Всё верно – чарующие, завораживающие звуки исходили от группы Morphine.

Morphine

Поначалу я определил их жанр как прогрессив-рок, в связи с партиями соло- и ритм-гитары, исполняемыми на саксофоне. Музыкальные порталы, однако, классифицировали их стиль как джаз-рок. Как бы то ни было, группа Morphine, безусловно, заслуживает особенного внимания сразу по нескольким причинам. Во-первых, благодаря действительно завораживающей и глубокой музыке. Которая создана всего лишь трио музыкантов – басистом, саксофонистом и барабанщиком. И статус рок-группы без гитары – это во-вторых! И, в-третьих, следует, верно, тот таинственный ореол, которым окружён коллектив у себя на родине в Америке и в других уголках нашей планеты, где Morphine имеет своих немногочисленных, но преданных поклонников.

Один из музыкальных порталов следующим образом характеризует группу: «Эта музыкальная команда, исполняющая мрачную, местами откровенно абстинентно-депрессивную музыку, всю жизнь провела в глубокой тени, при этом умудряясь сохранять поистине культовый статус». Послушав Morphine, нельзя не согласиться с этим утверждением. Тем поразительней, что музыкальный рисунок группы ткали всего трое музыкантов. В 1990 году басист и вокалист Марк Сэндмэн вместе с практикующим саксофонистом-гипнотизёром Дэна Колли объединились, чтобы играть смесь рока, джаза и блюза. Вскоре к ним присоединился ударник Джером Дюпри, и в таком составе Morphine просуществовали добрый десяток лет.

morphine_trio

Трио Morhine (слева направо): Джером Дюпри (барабаны), Дэна Колли (саксофон) и Марк Сэндмэн (бас-гитара, голос)

В 1991 году вышел первый альбом Morphine “Good”. Хрипловатый низкий голос Сэндмэна, практически религиозно-церемониальное звучание саксофона вкупе с мрачной лирикой и выверенными партиями барабанов заставили обратить на группу внимание. И спустя год их дебютная пластинка была переиздана лейблом, занимавшимся записями Фрэнка Заппы. Уже второй альбом Morphine “Cure for Pain” вышел тиражом в 300 тысяч копий и открыл группе путь на большую сцену: их гастрольный тур продолжался почти год.

В 1995 году вышел третий студийный альбом Morphine – “Yes”, в 1997-м – четвёртый, “Like Swimming”. Видео на песню “Early to Bed” с этого альбома даже было номинировано на «Грэмми». А три другие композиции звучат в фильме «Нечего терять» (“Nothing to lose”) с Тимом Роббинсом, известным по «Побегу из Шоушенка» в главной роли.

Ещё через два года, в 1999-м, группа приступила к записям пластинки “The Night”, в которой музыкальные горизонты были значительно расширены благодаря привлечению целого арсенала новых для Morphine инструментов. Начиная с привычных гитар и заканчивая скрипкой, пианино, тромбоном и даже органом, партии на котором исполнил сам Джон Медески из Medeski, Martin & Wood.

Впоследствии музыкальные критики отмечали: «Альбом начинается подчёркнуто ровно, но с каждым треком музыка становится всё оригинальнее и ярче». Почему «впоследствии»? Во время записи диска произошла трагедия. В июле 1999 года группа отправилась в Италию дать несколько концертов. И на одном из них, прямо на сцене города Палестрина, Марк Сэндмэн скончался от сердечного приступа. Исполнителю было всего 46…
Morphine - The Night
Сейчас, спустя 15 лет после его ухода, Марка Сэндмэна (24.09.1952 – 3.07.1999) называют иконой инди-рока бостонской музыкальной сцены. Поклонники помнят его не только по Morphine, но также по блюзовому коллективу Treat Her Right. Сэндмэн родился в еврейской семье в Массачусетсе, где окончил университет. На мрачный характер его музыки повлияла смерть двух его братьев и эпизод с ограблением, когда музыкант был тяжело ранен в грудь. Когда сам Марк скоропостижно скончался, его мама, Гвитель Сэндмэн, написала книгу, одно название которой передаёт её настроение – «Четыре минус три. История матери».

Таинственный ореол Morphine до сих заставляет слушателей задумываться: что это – «группа, которая выбросила гитару из рок-музыки, или средство от боли»? Как ни посмотри на этот феномен, нельзя не согласиться с мнением одного из критиков, что музыка Morphine «ритмична и необузданно сексуальна». Кроме того, сегодня, на волне возрождающейся моды на джаз, Morphine становятся весьма актуальны. Что касается лично меня, то как, наверное, и для многих, конкретная музыка ассоциируется с конкретными людьми, обстоятельствами или происшествиями. Так вот  на  ближайшие 70 лет Morphine останется для меня совершенно чудесной и завораживающей музыкой, звучащей среди ночи из динамиков юркой красной машины.
 

Популярные статьи «Автоответчика»

Аниматоры-team Странные иконы Гиннесс
Профессия — аниматор Странные иконы День Гиннесса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *