В «Автоответчике» уже шёл разговор о преломлении религиозных идей в американских мультсериалах. Тогда это было исследование образа Бога в «Американском папаше». На этот раз мы поговорим о другом сериале – “Family Guy”, который в России больше известен как «Гриффины». Однако сегодня анализ будет более комплексным и затронет не только репрезентации визуального ряда, но и отношение создателей сериала к религии в целом и к конкретным доктринам, явлениям и позициям – в частности. Одним словом, что же говорят Гриффины о религии?
Иисус и Питер Гриффин закидывают синагогу
Примечательно, что сериал “Family Guy” фактически начинается с обыгрывания темы христианства, причём обыгрывания весьма фривольного и эпатажного. Так, уже в первой серии первого сезона показана церковная служба, на которой присутствует всё семейство Гриффинов. За причастием Питер пьёт кагор и рассуждает в том духе, что, должно быть, Иисус постоянно ходил пьяный, если евхаристия – истинная плоть Бога, а Иисус – Его единородный Сын. Бог же в виде старца между тем замечает, что история Иова – самое скучное место в Библии. В другой раз, когда Питер просит совета, над одним его плечом возникает чертёнок, а над другим – никого, потому что ангел стоит на небесах в пробке. Затем уже у подоспевшего ангела возникает та же проблема: его личный ангелочек стоит в пробке. Таким образом, материалистические, языческие по духу представления о духовном облекаются в форму насмешки.
Тема высмеивания даже не столько религии, сколько наивной веры и религиозных стереотипов развивается в 3-й серии первого сезона. На праздновании года Стьюи Питер высказывает предположение, что, будь на мероприятии Иисус, Его бы не заметили. Иисус, действительно, появляется и с целью привлечь к себе внимание демонстрирует чудо превращения воды… в дискотеку 70-х!
Юмористическое обыгрывание религии имеет место также в случае изменения устоявшихся выражений. Например, широко известно присказка «вот попадёте в ад, и тогда…». В 3-й серии первого сезона, узнав от уличного петуха о конце света, Питер Гриффин начал оповещать об этом друзей, которым он, в частности, говорил: «Вот попадёте в рай – сами убедитесь, что я был прав!». Другими словами, юмористический эффект здесь вызван шуткой «от обратного», когда попасть в рай, оказывается, можно «по умолчанию», то есть гораздо проще, чем в ад. Кроме того, обыгран стереотип ожидания конца света, который в данном случае привязан к миллениуму, так как события происходят аккурат 31 декабря 1999 года.
В 7-й серии первого сезона впервые в «Гриффинах» появляется «Бог Отец», который впоследствии будет представлен в таком же образе. В данном эпизоде Лоис становится художественным руководителем театра и назначает Питера продюсером, который всё переделывает, но при этом добивается успеха. Мимоходом Питер замечает, что Бог создал человека для творчества, иначе не было бы смысла. И Бог, действительно, показывается выпекающим на небесах животных и прочие предметы мира в соответствующих формах. В то же время Эйнштейн, очевидно, не согласный с креацианизмом, возникает на том же облаке и бьёт Бога по голове дверцей духовки.
В следующий раз Бог появляется уже через эпизод, в 9-й серии первого сезона. Правда, теперь его появление предваряют «казни египетские», насылаемые на Питера. В книге Исхода наказания насылались на народ Египта за то, что фараон не отпускал евреев в пустыню для жертвоприношения, опасаясь их бегства. На этот раз страдания адресуются непосредственно Питеру, который обманывает, что его сын при смерти, чтобы продолжили их любимый сериал. Впоследствии Питера начинают боготворить, а на семью посылаются несчастья, так как Бог разгневался на Питера!
В конце серии показывается и насылающий наказания Бог, сидящий на небесах за дверью с надписью “God”. Кресло начальника и массивный стол – атрибуты Бога, по мнению создателей “Family Guy”. Причём мы даже замечаем телефонный аппарат в эпизоде, когда перед Богом появляется ангел в костюме и галстуке. Иными словами, репрезентация духовного в образах материального – традиционная черта большинства американских сериалов, и «Гриффинов» – в частности.
Между тем, уже в 11-й серии первого сезона утверждается существование не одного только Бога. Так, празднуя свой день рождения, Питер в разговоре с владельцем парка развлечений Питер называет себя Нептуном. Однако вскоре появляется настоящий Нептун и укоряет самозванца. В другой раз у Питера вырывается фраза «душу продам», вследствие чего незамедлительно появляется дьявол, готовый совершить сделку. Он запрашивает Гриффина у секретаря, но тот отвечает, что Питер уже продавал душу в 76-м за билеты на “Bee Gees”.
Шестой раз за первый сезон Бог появляется в 12-й серии (то есть фактически тема религии или мультипликационный Бог появляется в каждой второй серии «Гриффинов»). На этот раз несчастная Мэг, от которой отказывается семья, просит Бога убить её, и тот почти это делает, но его отвлекает звонком Каин. То есть показывается не только наделённым всеми качествами, присущими человеку, но и злодеем, готовым на преступление. Питер же повторяет шутку, что Иисус пьёт 24 часа в сутки.
В следующей серии на похоронах матери Брайана Стьюи пересказывает диалог Бога и Авраама и приказывает, чтобы Авраам говорил в микрофон, иначе Бог его не услышит. Далее, в 19-й серии первого сезона Питер проповедует детям, что все они сгниют в земле. Таким образом, уже самый первый сезон «Гриффинов» наметил основные черты обыгрывания темы религии в сериале:
— Бог показывается седовласым старцем, обитающим на небесах, которому присущи все человеческие черты, включая самые тёмные;
— религия в целом воспринимается как вымысел и суеверие, которые можно использоваться в утилитарных целях: сделать вид, что ты Нептун, чтобы пройти в бассейн, или продать душу дьяволу за билеты на “Bee Gees”;
— прямолинейное понимание христианских догматов;
— в целом, материалистическая позиция по отношению к жизни.
Продолжение этих линий обнаруживает себя в 4-й серии третьего сезона, когда Питер говорит «слава тебе, Господи!», когда видит, что уцелел его любимый бар, а Господь появляется в виде старца на лошади и отвечает: «Ерунда!». В этом же сезоне намечается мифологизация и профанация религии как позиция создателей «Гриффинов». В частности, в 5-й серии показываются Иисус и Моисей, которые победили римлян якобы силой оружия. И действительно, в эпизоде с подписью “Dramatization” Иисус с Моисеем расстреливают из автоматов римлян, вооружённых мечами. Это уже открытое фантазирование на тему религии, которое свойственно многим американским мультсериалам.
В 7-й серии третьего сезона профанация религии доходит до того, что Питер Гриффин называет богохульством высказывания против футбола. То есть понятие священного определяется каждым человеком лично, а существующие религии воспринимаются как возможное предложение, от которого следует отказаться по причине наслоения заблуждений и нелепостей.
Однако уже в следующей серии мы наблюдаем обратную картину. Питер снимает на видео, как летает пакет, и выводит философские вещи, а Бог с небес кричит: «Это всего лишь мусор на ветре – теперь-то ты понимаешь, как сложна система твоего кровообращения!». Другими словами, в многообразии интеллектуальных и духовных даров человека даже возможность отрицания религии как суеверия объясняется изначальным Божественным замыслом! В данном случае «Гриффины» высмеяли то, как они сами высмеивают религию…
«Теперь-то ты понимаешь, как сложна система твоего кровообращения!»
Но спустя девять эпизодов, в 17-й серии третьего сезона Питер, решивший отрастить бороду, снова сводит христианству к набору суеверий. «Разве бы Иисус имел такой успех без бороды? – рассуждает Гриффин. – Чем, своими фокусами?». Далее, в 22-й серии иллюстрируется противостояние христиан и иудеев в вопросах проповеди и удержания верующих. Для обогащения Питер ищет еврея и поёт: «Хоть убили Господа, хочу жида!». При этом на небе появляются звезда Давида и менора. Наутро ему попадается еврей, который помогает Гриффину по финансовой части, но в итоге приводит в синагогу. Католические сёстры замечают попытку увода христианина через слежку и начинают преследовать Питера. А Лоис мешает бар-мицве Криса.
В 1-й серии четвёртого сезона Питер маскируется под Мэла Гибсона, чтобы попасть в его номер в отеле, и случайно натыкается там на плёнку «Страстей Христовых-2». Гриффин решает выкрасть фильм, однако актёр вместе со священникам начинают погоню за Питером, в ходе которой Мэл падает с обрыва, а Питер заявляет: «Христиане не верят в гравитацию!».
А во что же верят «христиане», по мнению создателей «Гриффинов»? Точнее, как себе представляют христианского Бога сами создатели «Гриффинов»? В 3-й серии четвёртого сезона в боулинге появляется Бог в виде седого старца и клеит девушку фокусом с пивом. Кружка висит в воздухе, и в неё само по себе наливается пиво из бутылки. При этом «Бог» замечает, что он же всемогущий… В другой раз всё тот же старец клеит другую девушку и даёт прикурить ей от молнии, которую сам и вызывает. Правда, молния приводит к пожару в баре, в котором происходит дело, и бар сгорает. Эти игривые материалистические и примитивные иллюстрации говорят, кажется, сами за себя.
В том же духе в 10-й серии четвёртого сезона Бог запрещает Адаму и Еве вкушать и приближаться к дереву, за которым показаны мужские журналы. В 14-й серии Бог представляется зрителю в подтяжках в стиле хиппи. В 16-й серии Иисус звонит настоящему отцу, но тот развлекается с девушкой.
В 18-й серии четвёртого сезона показывается отец Питера – набожный католик, который празднует 80-летний юбилей. Он крестит Стьюи в святой воде, которая была заражена, отчего малыш заболевает.
Лоис заставляет Питера выбрать религию, но тот основывает свою собственную в честь Фонзи. Через серию Питер становится игроком американской футбольной команды и в интервью благодарит и Бога, и дьявола, без которого Бог «вышиб бы себе мозги». А в 23-й и 26-й сериях показывается, так сказать, альтернативный или гипотетический Иисус – в первом случае это Иисус, который прогнулся под жизнь, а во втором – Иисус из иной реальности, который на самом деле оказывается китайцем по фамилии Хонг.
Вообще, фантазии на тему параллельных вселенных и путешествий во времени – отличительная черта Гриффинов. В полнометражке, которая венчает четвёртый сезон сериала и занимает 27, 28 и 29 серии, Стьюи из будущего рассказывает, что побывал во время Иисуса и что его чудеса сильно преувеличены. В другом же эпизоде Питер приходит купить порнофильм и выдаёт целую тираду по поводу того, что в Библии ничего не говорится о том, что мужчине нельзя напрячь правую руку…
Но если в последней серии четвёртого сезона речь идёт о преувеличенных чудесах Иисуса, то в первой серии пятого – о его преуменьшенном росте. Смысл этого – согласен, не очень удачного каламбура – заключается в том, что очень низкий Иисус, ростом менее полутора метров, появляется перед нашими современниками и объясняет толпе, что две тысячи лет назад люди были гораздо ниже, чем сейчас.
Реальные факты мировой истории в «Гриффинах» перемежаются с «художественным вымыслом», который зачастую носит гипертрофированный характер, как, например, в случае с расстрелом Иисусом римлян из автомата. В 3-й серии шестого сезона Иуда и Понтий Пилат начинают дружить на основе общего желания убить Иисуса – версия откровенно надуманная и не имеющая под собой оснований в реальных событиях. В следующей серии намечается возвращение к примитивному понимаю Бога, когда тот создаёт людей из манекенов и, находясь в подпитии, разводит руками перед архангелами.
Во 2-й серии седьмого сезона «Гриффинов» предлагается следующая версия пришествий Иисуса. Каждый век он появляется в мире инкогнито, чтобы отдохнуть от отца. Питер случайно обнаруживает Иисуса в современности в музыкальном магазине, где тот работает обычным продавцом. Гриффин начинает рекламировать Иисуса, который постепенно упивается славой, забывает про Питера и попадает в тюрьму. Однако Питер вносит залог, и Иисуса в знак благодарности возвращает ему похищенную пластинку с песней про птицу, которая есть слово.
Вообще, идея обычности Иисуса и обыденности его пребывания в современном мире – характерная черта «Гриффинов». Забегая вперёд, отметим, что в «Южном парке» Иисус и вовсе живёт как обычный человек и ведёт шоу на телевидение. Вот и «Гриффины» делают акцент на том, что Иисус – один из нас. Да, пускай он ходит по воде фонтана в торговом центре и совершает прочие чудеса (он ведь сын Бога), но ничто человеческое ему не чуждо – такой вывод предлагают создатели сериала.
В 4-й серии седьмого сезона магистральная линия надуманности религиозных идей усиливается. В одном из эпизодов показывается Иосиф, ожидающий, пока Бог зачнёт сына в первую брачную ночь с Марией. Однако в чём нельзя упрекнуть создателей «Гриффинов», так это в своевременном и хлёстком цитировании Библии. В 8-й серии седьмого сезона Стьюи отмечает, что гомосексуализм прямо запрещён в Левите 18, 22. Сам Стьюи просто называет место в Писании, мы же его зачитаем: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость»! Далее в «Гриффинах» руководитель курсов для натуралов, который помогает Питеру исправить последствия вколотого в ходе медицинского эксперимента гей-гена, открыто заявляет: Иисус больше всех ненавидит гомосексуалистов! В данной серии Питер приходит в себя и возвращается в семью.
И вот только стоило создателям сериала заработать мужское уважение, так нет – они снова скатились в примитивизм. В 11-й серии седьмого сезона Мэг заболевает свинкой и в период карантина смотрит религиозный канал, после чего начинает верить в Бога. Брайан заявляет, что он атеист, и говорит, что в телескоп «Хаббл» Бога видно не было. Между тем, показывает старец, рассекающийся на космическом скутере, а затем Иисус, пьющий вино с роскошной девушкой, – представления по-детски наивные.
В плане конструктивной критики религии в 1-й серии восьмого сезона Стьюи и Брайан, путешествуя по различным реальностям в мультивселенной, попадают в такую вселенную, где не было христианства. Наука там прошла далеко вперёд по сравнению с насущной, так как не притеснялась со стороны религии.
Отдельного рассмотрения требует отношение создателей «Гриффинов» к иудаизму. Не секрет, что американские мультсериалы в целом направлены на высмеивание евреев, и «Гриффины» в этом плане не исключение. В 8-й серии восьмого сезона Лоис узнаёт, что она еврейка, и Питер начинает жить в соответствии со всеми правилами и традициями закона. Стьюи даже нравится иудаизм, потому что на хануку детям 8 дней дарят подарки, а также потому, что он становится лучшим футболистом.
Однако в одну из ночей к Питеру является отец и увещевает, что тот попадёт в ад, если не вернётся в католицизм. Лоис и Питер ссорятся из-за различных религий. Питер при этом заявляет, что верит в пасхального кролика, который погиб «в той катастрофе в вертолёте». То есть демонстрирует свою полную религиозную необразованность, тем самым заодно показывая, что это диагноз американскому обществу… В конце серии появляется Иисус, который заявляет, что он еврей и что христианство и иудаизм – две стороны одной медали. Брайан приплетает сюда и ислам, однако Иисус замечает, что не надо всё смешивать. Тогда Брайан спрашивает, какая религия истинная, на что Иисус отвечает: «Все они полная хрень». Кажется, это иллюстрация умонастроений в целом в американском обществе XXI века.
Далее в очередной раз демонстрируется, что чудеса и заповеди Иисуса, зафиксированные в Писании, либо притянуты за уши, либо чрезмерно раздуты. Так, в 13-й серии восьмого сезона показано, как Иисус обманывает кротких, бросая в лицо одному из них баскетбольный мяч. В 17-й серии Питер с толстяками описывают в красках, как толст Бог. А в 21-й серии, когда Лоис встречает одноклассницу, с которой у неё были «эксперименты», Питер благодарит за это Бога, а тот знает, как доставить человеку удовольствие! Наслоение различных мнений и клише о религии вконец путает зрителя «Гриффинов», когда в 7-й серии девятого сезона находящийся при смерти Санта произносит, что скоро будет с Аллахом…
Между тем, линия на поиск в религии платформы для суеверий продолжается. В 12-й серии десятого сезона Стьюи знакомится с малышом, который болен раком. Но родители его не лечат, потому что исповедуют «христианскую науку». Лоис удаётся их уговорить, что лекарства и врачи есть ответ Господа на молитвы. То есть религиозное мировоззрение демонстрируется как зашоренное, ненормальное, зачастую противоречащее прогрессу и здравому смыслу. А уже в 13-й серии «Гриффины» снова откатываются к примитивизму, потому что когда Питер вопрошает Бога, тот слушает музыку через iPod.
Юмористические оценки религии продолжились и в одиннадцатом сезоне «Гриффинов». В 1-й серии Бог Отец и Иисус придумывают название для Эвереста, на котором настаивал Иисус, в то время как Отец изначально предлагал «Еврейство». Тема юдофобства развивается и во 2-й серии, когда, почувствовав опасность, три еврея слетаются на здание банка на реактивных менорах.
Итак, какие выводы мы можем сформулировать по теме репрезентации религии в мультсериале «Гриффины». В первую очередь стоит сказать о том, что создатели «Гриффинов» занимают материалистическую позицию по отношению к жизни. Религия как таковая представляется им суеверием и наслоением нелепых выдумок. Далее, характерная черта «Гриффинов» – репрезентация духовного в образах материального. В то же время языческие по духу представления о духовном облекаются в форму насмешки.
Бог показывается седовласым старцем, обитающим на небесах, которому присущи все человеческие черты, включая самые тёмные. Атрибутами Бога вполне могут являться, по мнению создателей «Гриффинов», кресло начальника и массивный стол. По отношению к Иисусу пропагандируется идея его обычности и обыденности его пребывания в современном мире. В «Гриффинах» делается акцент на том, что Иисус – один из нас. Да, пускай он ходит по воде фонтана в торговом центре и совершает прочие чудеса (он ведь сын Бога), но ничто человеческое ему не чуждо – такой вывод предлагают создатели сериала.
Религия в целом воспринимается как вымысел и суеверие, которое можно использоваться в утилитарных целях: сделать вид, что ты Нептун, чтобы пройти в бассейн, или продать душу дьяволу за билеты на “Bee Gees”. Христианские догматы понимаются прямолинейно. К иудаизму отношение характеризуется гипертрофированным страхом перед еврейскими обычаями и ритуалами, как если бы евреи были колдунами. При этом тема ислама в «Гриффинах» почти не затрагивается. Однако когда Иисус в одной из серий заявляет, что христианство и иудаизм – две стороны одной медали, то призывает не приплетать сюда мусульман.
В целом, то, как «Гриффины» говорят о религии, является яркой иллюстрацией умонастроений американского общества XXI века, которое воспринимает религию как устаревшее суеверие. Когда Брайан спрашивает, какая религия истинная, Иисус отвечает: «Все они полная хрень». Эта цитата могла бы стать эпиграфом ко всей статье, но мы позволим ею завершить наш обзор.
А в качестве бонуса сообщим ещё интересные факты на тему репрезентации религиозных идей в «Гриффинах».
Сезон 1, серия 3. Мэг попадает в секту, лидер которой склоняет всех к массовому самоубийству, но его останавливает Стьюи.
Сезон 3, серия 12. Крис рассказывает, что после смерти грешники думают, что ещё живы, и мечтают умереть.
Сезон 4, серия 7. Выбывший участник реалити-шоу передаёт привет Иисусу, а тот смотрит всё это по телевизору.
Сезон 4, серия 17. Толстяки поют песню о Боге.
Сезон 5, серия 17. Крис жалуется на злобную обезьяну, которая, однако, стала добрее после вербовки в свидетели Иеговы.
Сезон 6, серия 5. Кливленд попадает к апостолу Петру.
Сезон 6, серия 7. Упоминается история Авраама и Исаака, а также «собачий ад».
Сезон 7, серия 3. Еврей Морт с помощию машины времени случайно попадает в первый день Второй мировой войны и с целью скрыться переодевается в священники, однако нацисты его вычисляют.
Сезон 8, серия 5. Бог передержал утюг на лице Эллен Баркин.
Сезон 11, серия 11. Бог презентует азиата.
Популярные статьи «Автоответчика»
Профессия — аниматор | Странные иконы | День Гиннесса |