Автобренды: BMW

БМЗ имени товарищей Раппа и Отто. Так бы, наверное, назывался этот автомобильный бренд в Советском Союзе, но к счастью всего человечества он был создан в Германии и известен как BMW. Сегодня в рубрике «Авто» речь пойдёт о баварских шедеврах от автопрома.

23-1

 

Баварский моторный завод

Именно так расшифровывается немецкая аббревиатура Bayerisch Motoren Werke. Вспоминаем школьный курс немецкого: Bayern, в русском варианте «Бавария», – одна из 16-ти федеральных земель Германии на юго-востоке страны со столицей в Мюнхене. Если у вас в голове пронеслись ассоциации с мюнхенской «Баварией» и Октоберфестом – всё верно: Бавария – самый мужской немецкий регион! Пиво, футбол и, конечно же, шикарные автомобили!

Однако «Баварский моторный завод» изначально – и, кстати, долгое время – не имел отношения к автоиндустрии. Двигатели компании устанавливались на самолёты, и отголоском авиационного прошлого BMW является логотип марки. Круг, поделённый на четыре сектора, два белых и два синих, изображает собой крутящиеся винты мотора самолёта. Кроме того, эти же цвета символизируют Баварию и расположены на её флаге!

23-2

В этом году, буквально у нас на глазах, компании BMW исполняется 100 лет! Завод на северной окраине Мюнхена был основан в октябре 1913 году Карлом Раппом и Густавом Отто. Последний, кстати, приходился сыном изобретателю двигателя внутреннего сгорания Николаусу Августу Отто. Точнее сказать, вначале это было два отдельных производства. Но в связи с Первой мировой войной Рапп и Отто решили объединиться, чтобы удовлетворить спрос на авиационные моторы для нужд немецкой армии. Формально же завод под маркой BMW был зарегистрирован 20 июля 1917 года.

Окончившаяся война оставила Раппа и Отто на грани разорения. Версальский договор запретил Германии производить двигатели для авиатехники, а компаньоны только этим и занимались! Компания BMW встала перед выбором: либо объявлять банкротство, либо начинать производство… автомобилей? Нет, немецкие инженеры решили пересадить лётчиков сперва на мотоциклы!

В 1923 году с конвейера BMW сходит первый мотоцикл, получивший маркировку R32. Полтора десятилетия он обновлял абсолютные рекорды скорости на международных мотогонках. Между тем транспортные средства с двигателями BMW ставили рекорды не только на земле, но и в небе. Ещё в 1919 году, ещё до вступления в силу Версальского договора, Франц Димер поднялся на самолёте с баварским мотором на высоту почти в 10 км! Если быть совсем точным – 9760 метров, высота современного самолёта. Только сегодня мы сидим в салоне в комфортабельных креслах и ждём горячий обед – а тогда у лётчика даже не было кислородной маски. Жиром лицо намазали – и в полёт! Вот на какие подвиги шли ради BMW!

Довоенные заслуги BMW перед авиацией и мотоспортом чрезвычайны! Испытатель Вольфганг фон Гронау на открытом гидросамолёте с двигателем BMW пересёк Атлантику с востока на запад. А гонщик Эрнст Хенне установил мировой рекорд скорости для мотоциклов на баварской модели R12 – 279,5 км/ч. Сегодня этот показатель достижим далеко не для всех автомобилей, а тогда рекорд не могли перебить в течение 14 лет!

Производство автомобилей концерн BMW наладил только спустя полтора десятилетия после своего основания, в 1928 году, когда компания покупает завод в Айзенахе вместе с лицензией на производство малолитражки Dixi. В период Великой депрессии этот автомобиль стал наиболее востребованным в Старом Свете. Спустя 5 лет, в 1933-м, началось производство BMW 303, первой модели с шестицилиндровым двигателем баварской сборки. Именно на 303-й появились характерные надутые «ноздри» радиаторной решётки, которые сегодня являются визитной карточкой и отличительной чертой BMW.

23-3

В 1936 году с конвейера мюнхенского завода сошёл автомобиль, принёсший марке настоящую спортивную славу – BMW 328. Для своего времени машина стала технологичным прорывом, ведь на ней впервые появилась трубчатая рама и блок цилиндров из лёгких сплавов. А кроме всего прочего, на этой модели появляется маркировка, ставшая традиционной для автомобилей BMW. Первая из трёх цифр обозначает серию, в то время как остальные две – объём двигателя в литрах без точки. Знающие люди, поэтому, могут делать вид перед незнающими, что по одному внешнему виду BMW могут определить технические характеристики конкретной машины. Между тем, «читать» маркировочные «шифры» BMW очень просто. 328-я модель, например, означает, что это BMW 3-й серии с объёмом двигателя 2,8 л. Осталось достать кролика из шляпы – и фокус готов!

 

На Берлин!

Примерно так рассуждали Карл Рапп и Густав Отто после победы Советской армии над нацистской Германией. Ещё в 1944 году инженеры наладили выпуск реактивных двигателей для самолётов, как спустя год мюнхенский завод BMW оказался демонтирован англичанами. Вновь, как и после Первой мировой войны, появляется запрет на производство авиамоторов. Рапп и Отто в очередной раз начали всё с нуля и едва ли не на коленке стали собирать одноцилиндровые мотоциклы R24. Для компаньонов было очевидным, что производство необходимо переносить. И спустя много лет они, действительно, организовали сборку мотоциклов в Берлине! Но произошло это уже в 1969 году. Тем не менее, берлинский мотоциклетный завод BMW до сих функционирует и выпускает замечательных двухколёсных жеребцов, которые по курсовой устойчивости на скорости 250 км/ч могут дать фору спорткару!

Производство автомобилей BMW при этом осталось сосредоточенным в Мюнхене. В 1951 году появилась модель 501, которая не принесла финансового успеха. В 1955 году появляется трёхколёсная «Исетта» – городской полуавтомобильчик, единственная дверь которого располагалась перед водителем и открывалась навстречу движению. Эти и другие проекты подвели BMW к краю пропасти, и в своё время даже шла речь о покупке концерна заклятыми конкурентами из Mercedes-Benz, но баварскую фирму удалось спасти.

БМВ Изетта - трёхколёсный баварский автомобильчик

В 1956 году, как бы в отместку за неудачные эксперименты, появляется сенсационный BMW 507 – разработка дизайнера Альбрехта Гертца, которой он утёр нос кичливым итальянцам! Мало того, что это был шикарный внешне автомобиль – он представлял собой воплощение автомобильного прогресса своего времени! Восьмицилиндровый двигатель, максимальная скорость в 220 км/ч и… эксклюзивность! За полных четыре года выпуска BMW 507 была продана всего четверть тысячи и ещё две машины, благодаря чему сегодня это предмет вожделения автолюбителей из числа мультимиллионеров!

23-5

После экспериментов 1960-х годов, внедрения в двигатели турбонаддува и появления больших седанов, в 1970-е происходит окончательная кристаллизация известных и сегодня серий. 5-я серия открыла BMW дорогу в сегмент комфортабельных седанов. С 1977 года баварский концерн уверенно присутствует в нише люксовых авто с роскошной 7-й серией. Кроме того, в 70-е в двигателях BMW число клапанов впервые выросло до четырёх на цилиндр, а тормозную систему оснастили ABS – диковинной технической новинкой для российского автопрома вплоть до наших дней! В этот же период концерн отстроил штаб-квартиру рядом с Олимпийским Центром в Мюнхене, который принял этот международный спортивным форум в 1972 году. Примечательно, что здание было заложено здесь ровно за 50 лет до мюнхенской олимпиады, в 1922-м…

23-6

Вершиной автомобильного гения BMW в 1986 году стал M3 – мечта миллионов любителей по-настоящему злых и агрессивных спортивных авто! В следующем, 1987 году появился первый из линейки родстеров – легендарный Z1. А ещё спустя три года родилась настоящая сенсация – BMW 850i! На фоне этого шедевра как-то меркнет информация, что в 1991 году концерн BMW выкупил Rolls-Royce, а в 1994-м – промышленную группу Rover, которые до настоящего времени принадлежат баварскому автогиганту!

 

Автомобиль Бонда

Сложно сказать, повлияло ли приобретение Land Rover’а концерном BMW на появление в линейке последнего внедорожников, но конец 90-х ознаменовался для баварцев презентацией брутального X5. Последнее десятилетие XX века вообще было крайне плодотворным для мюнхенцев. В 1995 году они выпустили первый универсал 3-й серии, в котором впервые за историю автомобилей ходовая часть почти полностью была выполнена из алюминия. В 1996 году миру представили родстер BMW Z3, в который пересел сам агент 007 в фильме “Golden Eye”! Время показало, что Джеймс Бонд – поклонник баварской марки! В 1999 году он красовался на экранах кинотеатров уже в пижонском Z8. Автомобиле, на мой вкус, совершенно уродливом внешне, хотя возможно, что именно такая цель и преследовалась — подобрать красавцу Пирсу Броснану некрасивую подружку…

23-7

Но настоящим бестселлером мюнхенского завода стал, безусловно, главный самец семейства – X5! За полтора десятилетия своей славы он не теряет популярности не только в странах, сокращённое название которых, как и BMW, содержит три буквы – США и ОАЭ, но и во всём остальном мире!

23-8

В России за BMW и вовсе тянется шлейф неоднозначной известности. С одной стороны, это излюбленная марка мафии. С немного другой стороны, свой четырёхлитровый BMW, собранный в Калининграде, расхваливает на одном из видео заместитель председателя Государственной Думы Владимир Жириновский. С третьей стороны, Энди Уорхол выбрал для своих красочных экспериментов именно BMW.

23-9

Все эти три луча сходятся в одной точке… ой, что я такое говорю! Извините меня, поклонники марки, я имел в виду совсем другое! А именно – то, что по-настоящему качественный автомобиль любят все, кто понимает в них толк и сидит не на заднем кресле, а за рулём! Русским владельцам BMW и вовсе повезло больше остальных народов – ведь мы произносим название марки аутентично оригинальному – «БМВ», а не чудовищное англо-американское «Би-Эм-Дабл-ю»!

Можно сказать и больше! Русские придумали название для 5-й серии BMW раньше самих немцев! В немецком это слово звучит как “Fünfer” («фюнфер»), то есть дословно «пятёрка». Ничего не приходит на память? Конечно же, так в советское время называли бутылку 0,5 литра – «фунфырик»! Так что заслуга в изобретении обозначения 5-й серии баварской машины принадлежит русским! Хотя, честно говоря, лучше бы всё наоборот…

Не отвлекаясь на отвлечённые фантазии, подведём итог. В статье автор не упомянул ни одного кузова, а человек, который не может сформулировать словосочетание типа «тройка 75-го года в 21-м кузове», с большой долей сомнения может рассуждать о BMW. В материале не затронута такая интересная тема, как целая серия видеорекламы баварской марки. Ни слова не говорится о конкуренции BMW с Audi и Mercedes, и даже не упомянут слоган баварцев «С удовольствием за рулём»! Уверяю вас – всё это есть, достаточно перечитать настоящий абзац! А если серьёзно – уважаемые владельцы BMW, вы же и сами всё это знаете! Вы же дочитали статью до конца по другой причине – чтобы услышать совершенно заслуженное одобрение:

BMW – всё правильно сделал! 

 

Популярные статьи «Автоответчика»

Аниматоры-team Странные иконы Гиннесс
Профессия — аниматор Странные иконы День Гиннесса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *