Ты можешь аплодировать одной рукой,
Вот так: хоп-хоп-хоп!
Сегодня 90-й выпуск «Цитатника Аквариума», и логично посвятить его песне, в которой фигурирует число 90. Причём не единожды, а 40 раз по 90 дней и 90 ночей.
Песню «Аригато» Борис Гребенщиков написал в 2006 году, а вошла она на альбом «Лошадь белая» (2008). В переводе с японского «аригато» означает «спасибо». И это только первая, самая очевидная отсылка к дальневосточной культуре. Упоминаемое аплодирование одной рукой – не просто красивая метафора. В дзен-буддизме распространены коаны – короткие истории, зачастую нелогичные и парадоксальные, которые нацелены на интуитивное познание истины. Один коан так и называется – «Услышь хлопок одной руки».
У мастера по имени Мокурай был юный ученик Тойо. Желая преподать ему урок, учитель дал задание: «Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга. Теперь покажи мне хлопок одной ладони». Ученик никак не мог услышать такого хлопка. Он перебирал варианты, предполагая, что это музыка, которую исполняют гейши, звук капающей воды, шум ветра или крик совы. Но мастер каждый раз отвергал эти догадки, говоря, что это не хлопок одной ладони. Целый год Тойо пытался расслышать этот звук. И наконец, в ходе подлинной медитации, перешагнул пределы слышимого и постиг беззвучный звук. Это и был хлопок одной ладони.
В романе Бориса Акунина «Алмазная колесница», который мы упоминали в связи с фразой «коллеги на алмазном пути», Григорий Шалвович даже сочинил хайку, чтобы продемонстрировать, что нельзя услышать духовную истину телесным ухом:
Жар без холода,
Счастье без горя – хлопок
Одной ладонью.
Акунин описывал отношения Фандорина и его японской возлюбленной О-Юми. При этом молодой Эраст Петрович всё больше ощущал присутствие смерти. «Он всегда, с раннего детства твёрдо знал, что жизнь тела невозможна без жизни души – этому учила вера… Но теперь, на двадцать третьем году от рождения, под падающей с неба луной, ему вдруг открылось, что верно и обратное: душа без тела тоже жить не станет. Не будет ни воскресения, ни ангелов, ни долгожданной встречи с Богом – будет нечто совсем другое, а, может, и вовсе ничего не будет, потому что души без тела не бывает, как без тьмы не бывает света, как не бывает хлопка одной ладонью».
При оценке данного фрагмента, безусловно, нужно сделать скидку на молодость Фандорина. У Гребенщикова в «Аригато» весенний ветер дул несравнимо больше лет, причём отсчёт, по всей видимости, вёлся от сознательного возраста.
Весенний ветер –
40 раз по 90 дней и 90 ночей.
На концертах часто можно заметить, как Гребенщиков поправляет левой рукой очки или микрофон, продолжая правой играть по открытым струнам. Конечно, во время сольного выступления такое сложно представить. Зато во время коллективной игры это смотрится именно как хлопок одной ладонью. Такому мастерству нужно аплодировать вообще без рук.
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#Два тракториста | Дорога 21 | Есть загадочные девушки с магнитными глазами | #Лучше бы я был глухой и немой | #Но я сохранил эти вещи, даже эту голову из Сан-Тропе | #Сарынью на кичку | #Царь Сна крёстным ходом на стального коня | #Я встретился с Миком Джаггером