В мутной воде не видно концов,
Мёртвые хоронят своих мертвецов.
Песня «500» в неожиданной для рока начала двухтысячных рэп-манере вошла на пластинку «Сестра Хаос» (2002). Однако на концертах трек звучал ещё за два года до публикации на студийном альбоме. «500» Гребенщиков написал летом 2000-го в Коктебеле, незадолго до записи «Террариума» – совместного с другими музыкантами проекта на стихи Джорджа. Поэтому о многих событиях БГ попросту не мог знать.
Однако так получилось, что некоторые эпизоды буквально описали трагические события, произошедшие в России в последний год XX века.
У жёлтой подводной лодки мумии в рубке.
Эта строка – яркое подтверждение того, что Гребенщиков написал песню «500» до гибели атомной подлодки «Курск» 12 августа 2000 года. Иначе бы у музыканта просто не повернулся язык таким образом описать эту чудовищную трагедию. Однако спустя 2 года, после выхода в свет «Сестры Хаос», такие аллюзии напрашивались сами собой. Но при нескрываемой любви БГ к битлам очевидно, что в песне обыгрывается “Yellow Submarine” – песня Пола Маккартни 1965 года, которая вдохновила британских аниматоров спустя 3 года снять одноимённый мультфильм. А про мумификацию участников “The Beatles” каждый может рассудить сам.
Падающим в лифте с каждой секундой становится легче.
По поводу этой строки многие вспомнили чудовищный пожар на Останкинской телебашне, когда пламя охватило в том числе лифт, на котором могли спастись находившиеся в тот момент в здании люди. Однако и это событие произошло уже после того, как песня «500» была написана, – 27-28 августа 2000 года.
Интересно, что данные совпадения вписываются в эсхатологические мотивы песни. В интервью журналу “Fuzz” Гребенщиков поведал, что число 500 появилось после подсчёта общего числа написанных музыкантом песен. В наименовании трека есть и горькая самоирония: «Пятьсот песен – и нечего петь». Но гораздо больше здесь ощущения конца мира. БГ рассказал, что сопоставил текст Библии и наброски «500» и понял, что новая песня – про близкий конец эры.
Пессимистический характер произведения подчёркивается упоминаемыми явлениями из мира вооружённых конфликтов и терроризма. «Я помню: больше всех денег приносит груз-200». Слава Богу, если миллениалам нужно объяснять, что это такое: значит, страшные эпизоды внутренних войн типа чеченских кампаний остались в прошлом. Грузом-200 обозначают цинковые гробы с телами погибших солдат, которые самолётами везут на малую родину для захоронения.
Моя Родина, как свинья, жрёт своих сыновей.
С неумолимостью сверхзвуковой дрели
Руки в перчатках качают колыбель.
Если попытаться представить этот образ, становится жутко. Религиозный характер эсхатологии песни придают отсылки к Новому Завету. «Эй, кто-нибудь помнит, кто висит на кресте?». А в припевах рефреном повторяется:
Свечи запалены с обоих концов,
Мёртвые хоронят своих мертвецов.
В мутной воде не видно концов,
Мёртвые хоронят своих мертвецов.
В евангелии от Луки приводится беседа Христа с одним из Его последователей. Иисус сказал: «Следуй за Мною. Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царство Божие» (Лк. IX, 59–60).
В православном богословии принято трактовать данный фрагмент таким образом, что человек, решивший следовать по пути проповеданного Христом благовестия, должен отречься от привязанностей ко всему мирскому. По аналогии с формулой «отдавайте Богу Божье, а кесарю – кесарево». Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов, а истинные христиане должны искать прежде Царства Божия.
Святитель Иоанн Златоуст так прокомментировал эпизод с предоставлением мёртвым погребать своих мертвецов: «Конечно, Иисус запретил ему [ученику] не потому, чтобы повелевал не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно быть для нас необходимее небесного и что с великим тщанием должно стараться о небесных благах и не забывать о них даже на самый краткий срок, хотя бы отвлекали от того самые нужные и неминуемые дела».
Златоуст подчёркивает, что нет ничего важнее погребения отца, и на это требуется немного времени, чтобы Спаситель не позволил нуждающемуся отдать последний долг. Но если даже на этот короткий срок Христос не советует ученику удаляться от духовных свершений, то какова наша греховность перед Господом, если даже маловажные дела предпочитаем тому, от чего зависит наше спасение.
В интервью Гребенщиков признавался, что, как барометр, ощущал нутром веяния времени, всё происходившее в тот момент в мире. 2000-й год закончился, а 2001-й открыл новую, ужасную страницу в истории человечества. 11 сентября в Нью-Йорке террористы направили два самолёта в здания башен-близнецов международного торгового центра. Песня «500» по-прежнему ещё не была издана.
В 2002 году Борис Борисович вспоминал о событиях 11 сентября: «Это как безмолвный крик чувствовалось. Это всё потом обнаружилось в песне «500». Я только сейчас понял, сопоставляясь с библейским текстом, что эта песня и есть о конце эры. Это не начало нового века, но конец старого – разгребание руин. Новый век начинается совершенно в другом месте, и мы этого не видим, и не сможем увидеть. У нас сканеры не настроены на это, мы не можем отследить то, что на самом деле происходит».
Гребенщиков, как настоящий поэт, чутко распознал происходившие на рубеже XX и XXI веков события и выразил их в проникновенной и пророческой песне «500». Трещина псевдопатриотизма прошла прямо по сердцу музыканта. Впрочем, это тема нового исследования – настолько многогранным оказался первый в третьем тысячелетии рэп-эпос от БГ.
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#Древо жизни зеленеет в листах | #Когда со мной случился 25-й нервный срыв | #Мы несём свою вахту в прокуренных кухнях | #Под небом голубым | #Пока я не дам тебе знак | #С тех пор я стал цыганом | #Шашка мескалина