Тихо из мрака грядёт с перстами пурпурными Павлов –
Весь запряжённый зарёй, с дрелью святого Фомы.
20-минутная «Магистраль» (1997) – мистическая вещь, которую многие аквариумофилы называют идейным продолжением «Треугольника». По поводу «Гипербореи», в которую вошёл данный эпос, Гребенщиков высказался так: «В этом альбоме тайных смыслов гораздо больше, чем музыки. Вся эта сюита – идеальная иллюстрация к вторжению хаоса в нашу жизнь, которое мы сейчас наблюдаем». Отличной иллюстрацией этого хаоса, пожалуй, выступает Павлов – удивительный персонаж с пурпурными перстами, «весь запряжённый зарёй, с дрелью святого Фомы». И в этой строке спрятаны две аллюзии.
Про зарю – это из Иннокентия Анненского. Его перу принадлежит перевод стихотворения «Пара гнедых», который другой русский поэт, Сергей Донауров, написал на французском. Странная ситуация, но так в XIX веке случалось. Вот как начинается этот романс:
Пара гнедых, запряжённых с зарёю,
Тощих, голодных и грустных на вид,
Вечно бредёте вы мелкой рысцою,
Вечно куда-то ваш кучер спешит.
Бросается в глаза, что пара гнедых из одноимённого романса запряжены «с зарёю», то есть очень рано, когда солнце только начинает всходить. У Гребенщикова сложно распознать, есть ли в строке предлог «с» или он поёт: «весь запряжённый зарёй». То есть Павлов вместо обычно снаряжения запряжён зарёй, зарёй его можно погонять. Именно в таком ключе я всегда и воспринимал этот фрагмент. Хотя возможно, что речь идёт про раннее утро, когда лирический герой «запряжён с зарёй». Оставляю данный вопрос на ваше усмотрение.
Гораздо более мощный, на мой взгляд, образ – это дрель святого Фомы. Он был одним из 12-ти Апостолов Христа. Евангелист Иоанн Богослов сообщает, что Фома не застал явления воскресшего Спасителя: «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. XX, 25). Отсюда пошло выражение «Фома неверующий».
Согласно евангелию, Христос явился к Фоме и подставил тому свои ладони с ранами от гвоздей, чтобы тот проверил телесные раны. Только после этого Фома признал воскресение Господа. В ответ Спаситель заметил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. XX, 29). У Гребенщиков неверие Фомы доходит до абсурдного предела. Вместо того, чтобы вставить в раны Спасителя пальцы, Фома использует дрель. Должно быть, инструмент выглядит довольно зловеще, если попробовать представить его в своей фантазии. Но ещё более зловещими выглядят пурпурные перста Павлова: видимо, он только что обагрил их кровью из рассверленных ран Христа.
Причём здесь Павлов – физиолог, сформировавший учение о высшей нервной деятельности, – остаётся вопросом. Может быть, наше косное мышление подсказывает нам, что Павлов — это фамилия. А на самом деле речь про совсем другого лирического героя, которые грядёт «с перстами пурпурными Павлов»? То есть, скажем, с отрезанными у нескольких Павлов пальцами. Хотя из окружения Фомы на память приходит только один его соратник — апостол Павел. Да и лучше всё-таки складывается образ Фомы с пальцами, пурпурными от того, что он вставлял их в ещё не зажившие раны Спасителя. Но вот причём здесь финальная строчка?
Сзади архангел с веслом неслышно сметает следы.
Если подразумевается, что следы оставляет уходящий по воде Христос, то архангел, который веслом сметает следы с морской глади, — это просто гениальная метафора! Ну вот прям вровень с «поддельной турецкой психоделией», которой Гребенщиков так восторгался в своём позавчерашнем «Аэростате».
Гипотетические точки над i сам Гребенщиков превратил в многоточия, сделав следующий комментарий о «Магистрали»: «Когда самая иррациональная сессия «Аквариума» 90-х была наконец-то завершена, на внутренней обложке «Гипербореи» появилась благодарность Квентину Тарантино и Роберту Родригесу – где-то в середине «Магистрали» голос одного из героев их фильма «От заката до рассвета» внятно произносит: “Now let’s kill the fucking band” («А теперь давайте-ка прикончим этот долбаный ансамбль»)». Хочется верить, что в качестве орудия убийства музыканты «Аквариума» представляли всё-таки не дрель святого Фомы.
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#Вана Хойя | #Для новых откровений нужен новый модем | #И пишет на небе | #Кострома Mon Amour | #Минус на минус не всегда даёт плюс | #Я встретился с Миком Джаггером | #Я пил в Костроме и в Рязани