Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
Те, кто легче воздуха,
Всё равно с нами.
Всё-таки насколько неисповедимы пути БГ-ологов и аквариумофилов! Какие удивительные случайности происходят подчас, открывая новые смыслы в песнях «Аквариума»! Расскажу вам об одном таком случае.
Как-то с утра я решил почитать новости, и наткнулся на информацию, что местная библиотека безвозмездно раздаёт старые книги. И не нужны мне они были – но я почему-то скачал файл со списком тех книг и начал его пролистывать. И вдруг мой взгляд задержался на строке: А.И. Куприн – «Легче воздуха». Оказалось, что это сборник рассказов, и один из них так и называется – «Легче воздуха». За бесплатной книгой я, естественно, не поехал, а произведение прочитал онлайн, благо оно совсем короткое.
Александр Иванович Куприн (1870–1938) написал рассказ «Легче воздуха» в 1929 году. По сюжету месье Пьер, незаметный артист из цирковой труппы, добивался расположения примы и по совместительству дочки директора Ольги Сур. Однажды утром Пьер перекрестился и пошёл в директорский кабинет – просить руки мадемуазель Ольги. В негодовании директор даже позвал жену, чтобы та выслушала просьбу нахала. Та отреагировала прямо:
– Как он осмелился, этот нищий конюх? Выброси сию же минуту этого негодяя из труппы и из цирка, чтобы им и не пахло больше!
Директор ответил более сдержанно:
– Ну, я понимаю, если бы у тебя было громкое цирковое имя или если бы ты изобрёл один из тех замечательных номеров, которые артисту дают сразу и славу и деньги.
С этим рассуждением бедного Пьера выставили вон. Слышавшая эту сцену Ольга призвала молодого человека не отчаиваться и «назло папе» выдумать совсем новый номер, который изменит к нему отношение окружающих.
После этого происшествия Пьер пропал из цирка. Но спустя год, в разгар сезона, он вернулся и предложил директору ангажировать его новый номер, который назвался довольно странно: «Легче воздуха». Суть номера заключалась в удивительном прыжке, который совершал Пьер. Он брал в каждую руку по 10-килограммовой гире, быстро разбегался и со страшной силой отталкивался от трамплина. В нужный момент он бросал обе гири и, «преодолев закон тяжести, ставши внезапно легче на пятьдесят фунтов», он как будто взвивался кверху и приземлялся на специальный тамбур.
По словам рассказчика, этот невообразимый полёт «производил каждый раз на нас, всего навидавшихся в цирке, ощущение какой-то внезапной светлой радости. Такое же чувство я испытал гораздо позже, когда увидал впервые, как полз, полз по земле аэроплан и вдруг отделился от неё и пошёл вверх».
А если учесть мотив «главное – это взлететь» и тему полёта в клипе на песню «Маша и медведь», то апелляция к рассказу Куприна «Легче воздуха» становится оправданной. «Легче воздуха» – это люди, которые в той же телесной оболочке, что и все, тем не менее устремлены вверх, занимают творчеством, не ходят – летят!
(Может быть, поэтому Борис Борисович для трибьюта «Машины времени» выбрал именно песню «Вверх»? Но это так, замечание в скобках).
Вам интересно, что стало с Пьером? Публика не поняла его номера, и директор не стал продлевать контракт. Как и в первый раз, Пьер бесследно исчез, и больше о нём не было вестей. «А Ольга Сур вышла замуж за грека Лапиади, который был вовсе не королём железа, и не атлетом, и не борцом, а просто греческим арапом, наводившим марафет».
Другие цитаты в песне Маша и медведь
► Маша и медведь
► Я знаю лучший вид на этот город
► Но спящий всё равно не проснётся
Другие цитаты Аквариума
► У нас внутри была птица
► Ползи, улитка, по склону Фудзи
► Я забытый связной в поле чужой любви