Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
Можешь идти по пути,
В конце которого стоит Престер Джон.
Как же интересно в песнях «Аквариума» вновь возвращаться к образам, которые, казалось бы, раз и навсегда были уточнены. Так было с записью «моя левая нога – гиперборея», которую в какой-то момент перекрыл факт наличия художественного фильма с простым названием «Моя левая нога». Вот и с Пресвитером Иоанном всё было просто и понятно: мы упомянули его в записи «выше Озиманда, Царя Царей». Как вдруг легендарный правитель, известный также как Престер Джон, вышел на политическую повестку дня. И заставил многое пересмотреть и в текущем исторической моменте, и в мифопоэтике «Аквариума».
27 сентября 2023 года вышла статья Владислава Суркова «Рождение Севера». Материал вышел на веб-ресурсе «Актуальные комментарии», но не удивляйтесь, если по этому адресу откроется «битая» страница: на автора подали заявление в полицию с просьбой проверить высказывания Суркова на предмет наличия или отсутствия состава преступления.
Впрочем, нам интересней сама статья, поскольку в ней удивительным образом пересказывается парадигма северного развития России, сформулированная Гребенщиковым в начале 1990-х годов. Удивлены? Давайте для начала вспомним, кто такой Сурков, и перескажем содержание его статьи, наделавшей много шума в малых кругах.
Сегодня имя Суркова явно «не в повестке»: в феврале 2020 года Владислава Юрьевича освободили от должности помощника Президента России, и он «ушёл под радар». А вот ранее, в середине нулевых, Суркова называли едва ли не главной идеологической булавой Кремля. В 2005-м, будучи руководителем администрации президента, он организовал знаменитую встречу с рок-музыкантами. А Гребенщиков в интервью тех лет признавался, что был знаком с сановником задолго до той встречи. Ну и какой из всего этого можно сделать вывод? Для этого предлагаю ознакомиться со статьёй Суркова «Рождение Севера».
Свой материал Владислав Сурков начинает с рассуждений, чем бы увенчалась экспедиция Васко да Гамы в 1497 году, если бы не желание заключить союз с королём мощной христианской державы где-то на стыке Африки и Азии. Заключить этот союз оказалось невозможно, потому что королевство Пресвитера Иоанна «нигде и никогда не существовало». Представления о возглавляемом им христианском государстве были – но его самого не было.
Но Сурков делает акцент, что важна именно «эта яркая геополитическая галлюцинация» о Престере Джоне. Она, эта обманка, более 400 лет влияла на поведение серьёзных государств. И даже сегодня призрачная «фигура попа Ивана» используется для сильных ходов на грандиозной шахматной доске мира: «У каждого стратега свой «поп Иван», своя излюбленная иллюзия, своя опьяняющая ошибка, свободно расположившаяся среди трезвых расчётов».
В нынешнем «переделе мира» престер-джоновские галлюцинации приведут, по убеждению Суркова, к достижению целей, «к которым сегодня никто не стремится»: «Будет Великий Север – Россия, США и Европа, образующие общее социокультурное пространство. Триединый северный геополитический кластер. Предчувствие Севера уже обозначилось в активизации использования термина «глобальный Юг». А юга ведь без севера не бывает».
По мнению Суркова, конфликтующие сегодня системы, несмотря на кажущуюся невозможность этого, «в итоге достигнут высокого уровня конвергенции» – ещё один термин из поэтического глоссария «Аквариума». А общим результатом сегодняшнего синтеза цивилизаций станет «растворение и Запада, и Востока в Великом Севере». Правда, нескоро: «уйдёт ещё немало десятилетий» и явно «не в нашу смену».
Приверженность Владислава Суркова поэзии «Аквариума» была известна задолго до «Рождения Севера». Но удивительно, что в статье автор обыграл множество образов и формул, раскрытых в песнях БГ. Тут и престер Джон, и глобальный Север в духе Гипербореи, и князь Тверской, и даже старинные джорджевские конвергенции, которых жаль, как червей, помятых хлебом.
А ещё удивительнее, что рассуждения Суркова представляются вторичными по отношению к мифологии «Аквариума». Это не Гребенщиков черпал вдохновения в геополитических утопиях типа Москва как третий Рим – это современные политические утописты черпают идеи в песнях БГ 30-летней давности. Только вот остаётся открытым вопрос, насколько их построения созвучны изначальным настроениям песен-молитв Гребенщикова о родине. А что вы думаете? Напишите об этом в комментариях!
Другие цитаты в песне Господу видней
Другие цитаты Аквариума
► Скипси драк
► Ещё бы сжечь эти книги
► Чёрный лебедь прокладывает курс
Именно эта запись в VK