Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
Стук в дверь мою.
«Кто?» – спрашиваю.
«Тени», – они ответствуют:
Орёл, телец и лев.
В записи «время обнимать и время уклоняться» мы затронули тему, что цитата может быть кому-то очевидной, а другой может о ней не знать. Так и с песней «Орёл, телец и лев», вышедшей в альбоме-саундтреке «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989). Можно долго гадать, почему именно эти животные, если не знать новозаветный контекст.
Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
Да, в песне «Город» упомянуты те же самые образы – лев, вол (взрослый телец) и орёл. И это звериное совпадение не должно удивлять, ведь они традиционно символизируют евангелистов, а через них – Самого Христа. Сложно? Сейчас поясним.
В последней книге Нового Завета, Откровении (Апокалипсисе) Иоанн Богослов в мистическом ключе передаёт опыт видения небес. В книге святой рассказывает о предстоящих судьбах человечества и подробно описывает открытое ему. Так, Иоанну предстал престол с Сидящим на нём. И далее евангелист указал четырёх животных, стоящих вокруг престола:
«И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырёх животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днём, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (Откр. IV, 6–8).
Помните у Пушкина: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился»? Почему ангелов изображают с шестью крылами? Потому что они могут перемещаться не только на четыре стороны света (север, юг, запад, восток), но и вверх-вниз, как вертолёт. В астрономии эта вертикаль называется зенит-надир. Но мы говорим об астрономии божественной, поэтому орла, тельца и льва не стоит воспринимать буквально. И, кстати, почему тут ещё и человек? И что такое «исполненный очей»?
Исполненный очей – значит наполненный глазами, которые везде. Всевидящие ангелы-животные. Но что они символизируют? В христианской традиции принято связывать их с четырьмя евангелистами: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орёл.
Первые три евангелиста описывают жизнь и крестные страдания Христа во многом близко, иногда буквально пересекаясь друг с другом. Но при этом Матфей делает акцент на человеческой ипостаси Христа, он и начинает своё благовествование с описанием рода, к которому принадлежал человек Иисус: Авраам родил Исаака и т.д.
Марк уделяет основное внимание крестному пути и распятию Христа. Дело в том, что в древности считалось, что детёныши льва рождаются мёртвыми и воскресают к жизни только после того, как отец-лев начинает истошно рычать от горя. Так же и Христос был распят и воскрес по изначальному плану Бога-Отца.
Лука описывает жертвенность смерти и воскресения Христа, так как иудеи приносили в жертву крупный скот. Своим воскресением Спаситель омыл человечество от печати первородного греха, сокрушив ад.
А вот евангелист Иоанн составил благовествование, которое ближе к философскому трактату. Он озирает жизнь и подвиг Спасителя именно как богослов, и в этом смысле он всевидящий орёл, которому картина открыта целиком с высоты своего полёта.
Но вернёмся к песне Гребенщикова. Почему он упоминает только трёх – орла, тельца и льва? Где же человек? А человек – это ты! Ты можешь удивляться: «Не может быть, чтоб вам был нужен я», но им нужен именно ты! Все мы призваны к святости, и нужно идти к ней навстречу, тренировать дух и развивать зрение, способное увидеть проходящих сквозь стены ангелов.
Другие цитаты Аквариума
► Сам себе пастух и сам — дверь
► По дороге в Дамаск неземная тишь
► Моя подруга из Тольятти, я сам из Костромы
Именно эта запись в VK