Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
Куда б я ни шёл, куда мне идти,
Как не в Дом Всех Святых?
28 августа 2022 года, в «Аэростате» №899, Борис Гребенщиков представил часть нового студийного альбома «Аквариума» «Дом Всех Святых». Заглавная песня, между тем, уже была известна слушателям – не только по нередким концертным записям, но всё из того же «Аэростата», №874 от 13 февраля. Тогда Борис Борисович представил песню в контексте предстоявшего вскоре начаться юбилейного тура:
«Поскольку «Аквариум» выезжает в тур по случаю 50-летия группы, то считаю, что раз так, то могу поделиться с вами песней, которая давно находится у нас в работе и, скорее всего, будет играться на многих, если не всех, концертах этого года. Забавно то, что сначала – весной, примерно два года тому назад – на свет появилась картина, потом у картины появилось название, и оно оказалось так симпатично, что повлекло за собой песню».
Полтора месяца спустя должен был состояться концерт «Аквариума» в моей родной Туле. Но как и во всех других российских городах, тур «Аквариум» был перенесён на неопределённое время. В день несостоявшегося концерта я поделился с вами своей личной болью по этому поводу. Соответственно, и не услышал тогда «Дом Всех Святых» и другие песни с готовившейся новой пластинки. Ещё раз выскажу надежду, что произойдёт это в ближайшее время.
Сама песня вышла многоплановая и многослойная. В ней каждый найдёт второе дно там, где его не увидит другой. Но вот на что бы лично я не догадался обратить внимание – так это на название. Вернее, что оно «так симпатично» – это, безусловно, бросается в глаза. Но оказывается, здесь скрыта очень красивая метафора. Об этом мне в личном сообщении рассказал активный участник цитатника Олег Саркисов, а я спешу поделиться его наблюдением с вами.
В 1973 году у группы “Led Zeppelin” вышел пятый студийный альбом “Houses of the Holy” – «Дома святых». Название пластинки получилось необычным, с налётом мистицизма. В то время в ходу была полушутка, полусерьёзное наблюдение, что музыканты лишь притворяются заводными рок-н-рольщиками, а на деле осуществляют трудную духовную практику.
Так вот, есть версия, что Роберт Плант под домами зашифровал концертные площадки, а святые – это, безусловно, слушатели, которые приходят на выступления. Если учесть, что Плант (правда, чуть позже) назвал себя «златокудрым богом рок-н-ролла», ось боги-святые вполне укладывается в музыкальную систему координат «цеппелинов».
Борис Борисович неоднократно признавался, что очень интересуется творчеством Роберта Планта. В случае «Дома Всех Святых» можно предположить, что БГ использовал свой излюбленный приём, когда образ или метафора бытует в двух традициях – в великой и в малой. В великой традиции смысловой подтекст дома всех святых как Царства Небесного вполне очевиден. В малой, «андеграунд»-традиции, связь со святыми Планта вполне может иметь право на жизнь.
А пикантность ситуации, как обычно, заключается в том, что слушатель может даже не подозревать о «втором дне» – и всё равно воспримет песню целиком, безо всякого ущерба для складывания собственной картины песни. Гм, даже то, что «Дом Всех Святых» изначально был картиной БГ – даже этого не обязательно знать тем, кто умеет слышать.
Вот такая сегодня «цитата». Напишите в комментариях, имеет такая трактовка право на жизнь? Или святость нужно воспринимать исключительно в догматическом ключе?
Другие цитаты Аквариума
► Это вырезано в наших ладонях
► Я забытый связной в доме чужой любви
► Скажи в церкви, что во всех дверях стоит бес — демон алкоголь
Именно эта запись в VK