Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
А по белому свету гуляют жильцы и соседи,
Лишённые плоти и крови.
Мы подходим к ним ближе и вдруг замечаем в них
Наши глаза и наши сердца.
С Гребенщиковым так часто случается: то – мечи стаканы на стол, то – мама, я не могу больше пить! Вот и вчера мы слушали песню «Трачу своё время», а сегодня – «Не трать время».
Песню «Не трать время» БГ написал в 1987 году. В конце 80-х «Аквариум» нередко исполнял её на концертах, но вскоре она забылась, а живые записи бытовали как апокрифы на сборниках “Long Way Home” и «День Радости». Студийная запись «Не трать время», сделанная в Петербурге и Париже, появилась лишь на миниальбоме «Двери Травы» в 2017-м.
Тогда же Борис Борисович поведал историю появления песни: «Написана она была в солнечной Махачкале, как и должны писаться песни рэгге – расслабленным летним полуднем, в праздничном похмелье, просто так – от ничем не замутнённого удовольствия жить и составлять вместе слова и звуки так, как ещё никто никогда этого не делал».
Песня, действительно, получилась солнечная, лёгкая и радостная. Никаких прямых цитат или аллюзий в «Не трать время» нет. Но смущает характеристика жильцов и соседей как «лишённых плоти и крови» – что это значит? Вот с этим и попробуем разобраться.
Выражение «из плоти и крови» в обиходе используют для обозначения обычного человека, который питается не только духом святым. «Я человек из плоти и крови – что с меня взять, бывают слабости» – примерно так можно охарактеризовать обладателя данных субстанций. Но что значит быть лишённым плоти и крови?
У апостола Павла в послании к Эфесянам есть следующий императив: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф. VI, 11–12). В данном случае апостол говорит не о политических правителях, а о демонических властях и начальствах, имея в виду, что надо бороться «против духа злобы поднебесных». И его призыв – именно выступать против козней диавольских, а не умерщвлять кровь и плоть, которые являются естественным сосудом нашей души.
Протоиерей Василий Михайловский, комментируя это место, замечает: «Да, наша постоянная на земле брань ведётся нами не против плоти и крови, не против равного нам брата, но против духов злобы поднебесных, которые любят пользоваться нашими слабостями… А он – сатана – действует на нас и чрез нашу плоть и кровь, волнуя её, вызывая в ней жажду мести, вина, возбуждая похоти и страсть к пресыщению; заставляет нас видеть обиду нам там, где её нет».
В приложении к песне устойчивые выражения про плоть и кровь, думается, Гребенщиков препарировал следующим образом. В повседневной жизни мы воспринимаем окружающих нас людей, жильцов и соседей, как самодвижущиеся автоматы, без чувств и эмоций. В советских реалиях это ощущение должно было усиливаться социалистическими идеалами: человек – муравей в муравейнике, винтик в государственном механизме. В этом смысле окружающие и должны быть лишены плоти и крови, должны быть обезличены, как кассы самообслуживания в магазинах.
Но нет – лирический герой замечает в людях, которым доказали лишённость любови, «наши глаза и наши сердца». То есть как ни объясняла пропагандистская машина, «почему мы должны жить печально», а на деле выходит радость в мире, где все люди – братья и сёстры. И когда БГ видит то, что чувствует сам, в незнакомых людях в тысячах километрах от родного города, – он понимает, что корабли в небесах прекрасно следят за тем, чтобы каждый из нас был любим. А бороться, если и нужно против кого-то, то против «духов злобы поднебесных», которые пытаются отсоединить людей друг от друга.
Другие цитаты Аквариума
► Логин сын плотника
► Сам себе пастух и сам дверь
► Мёртвые хоронят своих мертвецов
Именно эта запись в VK
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте